История государственного управления в России: опыт и проблемы

Елизавете наследовал ее племянник Петр III (1761-1762), основным фактом правления которого стало издание Манифеста о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству. Этим документом дворяне были освобождены от обязательной военной службы.

Результатом кризисных тенденций государственной системы стал очередной властный переворот, завершивший правление Петра III воцарением Екатерины II.

Правление Екатерины II (1762-1796) ознаменовалось новыми реформами государственного управления. Несмотря на явное стремление Екатерины следовать политической линии Петра Великого, преемственность между ними была довольно условная. Череда важнейших административных преобразований направляет Российскую империю по пути просвещенного абсолютизма.

Главной идеей Екатерины становится верховенство закона на всем пространстве империи. Императрица предпринимает попытку разработать системное законодательство, охватывающее все сферы деятельности государства. При Екатерине складывается законодательство современного типа: тексты законов пишутся не вольным языком, а строгими юридическими формулировками. Законы перестали носить сумбурный характер, их продумывали и разрабатывали постатейно, имея в виду процедуру их реализации.[5, с.223]

В 1763 г. Сенат превращается в высшее административно-судебное учреждение, состоящее из шести департаментов: первый ведал государственными финансами и секретным делопроизводством, второй – собственно судебными делами (надзором, обобщением практики, кадровым подбором, пересмотром дел), третий ведал делами провинций (администрацией, финансами), четвертый – военными делами, пятый – местной администрацией, шестой – местными судами. Вследствие этого его роль в управлении государством сводится к минимуму.[8, с.51]

В 70-80-х гг. XVIII большая часть коллегий ликвидируется или преобразуется, но в 1796 г. они вновь восстанавливаются с введением в них принципа единоначалия, во главе каждой стоял директор. Централизация и бюрократизация государственного аппарата достигают предела, он представляет собой закрытую самодостаточную систему.

В 1775 г. началась реформа регионального управления. Согласно новому устройству государства население империи разделялось по губерниям без учета этнической принадлежности, географических условий, экономической целесообразности или общности истории, а только на основании численности. В состав губернии входили 300-400 тыс. жителей, губернии состояли из уездов по 20-30 тыс. чел. Показательно, что этим Екатерина пыталась окончательно ликвидировать саму возможность автономизации и упростить налоговую политику.[34, с.59]

Первое происходит благодаря тому, что новое деление полностью игнорирует всю предшествующую историю региона: прежние национальные автономии либо делятся на части, либо включаются в состав новых территориальных образований вместе с исконно русскими землями. Региональный национальный сепаратизм был дезорганизован.

Наряду с губернаторами к первым лицам губерний теперь относились генерал-губернаторы и дворянские предводители. Созданием выборных представителей местного дворянства и разделением административных и военных функций Екатерина II стремилась не допустить сосредоточения власти в регионе в одних руках.

При Петре I произошли большие преобразования в областях государственного управления России. Была проведена реформа центральных органов управления, приказы были заменены коллегиями. Положительными в создании новой системы центральных органов управления являлись в основном отраслевой принцип деятельности, схватывающий территорию всей империи, более высокая оперативность и эффективность, лучший контроль, четкое определение прав и обязанностей. Однако реформа проводилась непоследовательно и фактически не завершилась. Система приказов не была до конца ликвидирована, отраслевой принцип нарушался (Вотчинная коллегия — сословный орган дворянства), не было преодолено смешение судебных, финансовых функций в деятельности Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегий, не соблюдалась коллегиальность. Создан Сенат, который стал не только и не столько органом управления, сколько высшим контрольным органом системы управления России, подконтрольный императору. Бесспорно, введение новых центральных органов управления, более упорядоченная и контролируемая их работа способствовали повышению эффективности деятельности всего государственного аппарата. Реформы Петра I преследовали ряд целей: сосредоточение всей полноты власти у монарха, появлению бюрократического аппарата, исполняющего волю монарха, унификация управления в различных областях деятельности, наличии полиции и армии, наличие единого регламента несения службы. Это все в большей части и было сделано. Петру I удалось создать сильное современное государство, с которым начали считаться во всем мире. Но отсутствие приемника и неразбериха в престолонаследии не позволили до конца довершить начатые реформы, начался период дворцовых переворотов, итогом которого стало расшатывание системы государственного управления в России, усиление влияния аристократических группировок, всевластие губернаторов на местах, сепаратизм во вновь ставших автономными регионах, распространение фаворитизма. И только при Екатерине II ситуация нормализовалась.


2.2 Государственное управление в Российской империи в годы ее расцвета


После смерти Екатерины II на престол взошел Павел I (1796-1801). Он начинает очередную реформу государственного управления, призванную покончить с последствиями деятельности предшественницы. Своей целью новый император определял восстановление управляемости империи после децентрализации и либерализации, предпринятых Екатериной. Он укрепляет трон, вводя единый порядок престолонаследия и отменяя право императора назначать наследника, что останавливает череду дворцовых переворотов. Он упраздняет многие привилегии дворянства и восстанавливает для них телесные наказания. Для искоренения вольнодумства Павел I запрещает ввоз в Россию иностранных книг, въезд в империю иностранцев и выезд российских граждан за рубеж. Ослабляется крепостное право, помещики не могут заставлять крестьян работать в воскресенье, барщина ограничивается тремя днями в неделю.

Восстанавливаются упраздненные Екатериной коллегии, прежде всего «экономические», государство вновь начинает активно вмешиваться в деятельность промышленников. Снова предельно централизуется государственный аппарат, в котором правитель пытается внедрить беспрекословное подчинение и отсутствие всякого самоуправления. Подобные реформы значительно ущемляли положение дворянства, которое смогло за время относительной слабости власти добиться частичной свободы от государевой службы и стать самодостаточной общественной прослойкой. Это привело к очередному дворцовому перевороту и свержению Павла.

Александр I (1801-1825) начинает реформу государственного управления с отмены ограничений дворянской вольности, осуществленных Павлом. Он также снимает ограничения на въезд и выезд граждан за рубеж, ввоз в страну книг. Жалованная грамота Екатерины восстанавливается в полном объеме.[5, с.236]

В 1802 г. была начата министерская реформа, которая проходила в 2 этапа: первый - министерская реформа 1802 - 1811 гг. и второй - завершение правового оформления министерской системы управления относится к 1811 - 1832 годам.[35, с.96]

8 сентября 1802 г. были изданы манифест "Об учреждении министерств".[36] В соответствии с манифестом учреждались первые 8 министерств: военных сухопутных сил, военных морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Коллегии и часть коллежских учреждений были распределены по министерствам и подчинены власти определенного министра. Каждый обязывался представлять через Сенат ежегодный отчет о деятельности своего ведомства. После рассмотрения Сенатом он вместе с докладом и мнением последнего подавался императору. Начало министерской реформы затронуло учреждения коллежской системы управления в минимальной степени: большая часть была переподчинена власти определенного министра, с сохранением организационного устройства и практически в неизменном виде порядка делопроизводства. Остальные учреждения коллежской системы вообще не были затронуты манифестом 8 сентября 1802 г. Фактически, коллегии и коллежские учреждения стали той организационной основой, на которой и стала формироваться министерская система. В течение начального периода министерской реформы - в 1802- 1810 гг. - министры действовали в своеобразном правовом вакууме, так как кроме манифеста и указа 8 сентября 1802 г., не было других законодательных актов, регламентировавших их деятельность.[35, с.98-99]

"Общее учреждение министерств" 25 июня 1811 г.[37] стало главным и определяющим законодательным актом министерской реформы. Оно состояло из двух частей - "Образование министерств" и "Общий наказ министерствам". (401 параграф) и приложения - "Формы письмоводства". "Образование министерств" определяло общее разделение государственных дел и предметы ведения каждого министерства и каждого главного управления, во многом текстуально повторяя положения манифеста от 25 июля 1810 года. Им устанавливалось единое общее организационное устройство центральных органов управления. Министерство возглавлялось министром и его заместителем - товарищем. При министре состояли канцелярия и совет министра. Аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, делившихся на отделения, которые в свою очередь, делились на столы. Устанавливался жесткий принцип единоначалия. Министр подчинялся императору, назначался и смещался по его выбору. Непосредственно министру подчинялись директора департаментов и канцелярии, директорам департаментов подчинялись начальники отделений, последним - столоначальники.[35, с.99]

Вместе с завершением распространения "Общего учреждения министерств" была закончена ликвидация последних коллегий и коллежских учреждений, продолжавших действовать после 1811 года. В 1812 г. была упразднена Военная коллегия, в 1819 г. - Экспедиция государственных конских заводов, в 1827 г. Адмиралтейств-коллегия. В 1832 г. прекратили свое существование Коллегия иностранных дел и Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел.[35, с.100]

В 1810 г. в качестве высшего законодательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Государственный совет. Председателем Государственного совета являлся император. Численность органа колебалась от 40 до 80 членов. Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры). Государственный совет состоял из пяти департаментов: департамент законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского. Работа осуществлялась либо в форме департаментских заседаний либо в форме общих собраний.[8, с.71]

С 20-х гг. XIX в. Государственный совет утрачивает монополию на законотворчество. Эта работа с 1826г. сосредотачивается в Собственной Его Величества канцелярии, ставшим органом, возглавляющим всю систему центральных отраслевых органов управления. Канцелярия состояла из шести отделений: первые три были образованы в 1826 г., четвертое – в 1828 г., пятое – в 1836 г., и шестое – в 1842 г.

Первое отделение контролировало деятельность министров, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников. Второе занималось кодификацией и обобщением юридической практики. Третье занималось борьбой с государственными преступлениями. Четвертое занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое специально было создано для подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами. Шестое занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

После создания новых центральных органов управления окончательно определилась роль Сената – он утвердился как высший судебный орган государства. Синод вышел из-под контроля Сената и стал подконтролен лично императору. Кроме того, Николай I часто создавал особые секретные комитеты, подчиненные лично ему и не входившие в официальную структуру власти.[5, с.244]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты