7. В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую «национальную самобытность». Ужесточались отношения к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероисповедания, в особенности евреев. Правительство проводило политику русификации национальных окраин.
8. Крестьянский вопрос. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи. Учреждался крестьянский банк (1882), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883--1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889). Однако эти меры в целом не улучшили благосостояния крестьянского населения.
9. Регламентировались отношения между рабочими и промышленниками. В 1882 г. был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за его выполнением. По закону 1885 г. воспрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин. Законом 1897 г. ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня; для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 ч. В большинстве своем принятые законы носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению.
36. Манифест 17 октября 1905г.”Об усовершенствовании государственного порядка”История разработки,правовая природа и политическое значение
Начало XX в. - время возникновения политических партий, официальным основанием для возникновения которых явился Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший свободу слова, собраний и союзов.
В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. Правительство и Николай II оказались перед необходимостью выбора: "железной рукой" наводить порядок или пойти на уступки. Граф Сергей Витте, вскоре назначенный главой правительства, решительно отстаивал вторую возможность. В начале октября 1905 г. Витте подал царю «всеподданнейший доклад», в котором задачей Правительства провозглашалось «стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную думу», гражданских свобод. Тут же подчеркивалось, что «устроение правопорядка» дело долгое. Важнейшими мерами по урегулированию ситуации Витте здесь называл объединение министерств и преобразование Государственного совета. данный доклад был чересчур умеренным, причем таковым он казался даже Николаю II. Как следствие, 14 октября он приказал Витте разработать манифест о свободах. Витте, в свою очередь, поручил министру финансов А.Д. Оболенскому. 17 октября, Николай II подписал манифест в том виде, в котором был подготовлен А.Д. Оболенским и Н.И. Вучетичем под руководством Витте. Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка был обнародован 17 октября 1905 года. Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать, между, собственно, монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной думой. Таким образом, в России вводилась парламентская система. Государственный совет (высший законосовещательный орган Российской империи, существующий с 1810 года) становился верхней палатой парламента, Государственная дума - нижней палатой. К выборам в парламент привлекались слои населения, ранее лишенные избирательных прав. Без одобрения парламента не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.
Также, Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений. Таким образом, манифест был предшественником российской конституции.
Либеральная общественность встретила манифест ликованием. Цель революции считалась достигнутой, завершилось оформление партии кадетов, возник «Союз 17 октября» и другие партии. Левые круги, социал-демократы и эсеры, не были ни в малейшей степени удовлетворены и решили продолжать борьбу для достижения своих программных целей. Публикация манифеста также привела к наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи.
37. Государственная Дума и реформированный Государственный совет в системе органов власти Российской империи,1906-1917 гг. порядок выборов, функции, фракционный состав, общие итоги деятельности
Изменения государственного строя в результате революции 1905 г. выразились в создании общероссийского представительного органа - Государственной Думы (ГД).
Правовым основанием создания ГД стали Манифест об учреждении ГД; Учреждение ГД и Положение о выборах в ГД, подписанные царем 6 августа 1905 г. По этим документам ГД по сути являлась законосовещательным органом, зависимым от самодержавия. В ее компетенцию входили предварительная разработка и обсуждение законопроектов, которые далее направлялись в Государственный Совет (ГС) и затем – на утверждение императора.
• Выборы в ГД предполагалось проводить по трем избирательным куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и крестьян-домохозяев) на основе имущественных цензов по принципам сословности и многоступенчатости. Данная ГД получила название Булыгинской по имени ее разработчика, но так и не была созвана из-за революционных событий.
Второй палатой Российского парламента стал реорганизованный Государственный Совет, половина которого назначалась царем, половина избиралась из имущих классов.
Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил создание законодательной ГД. Вводилась новая система выборов (многоступенчатая, по 4 куриям), по которой избирательные права получали и рабочие.
В результате выборов большинство в ГД (27 апреля-8 июля 1906 г.) составили кадеты и октябристы. Из представителей крестьянства сложилась сильная фракция трудовиков, которые предлагали радикальное решение аграрного вопроса (ликвидацию помещичьего землевладения с безвозмездной передачей земли крестьянам), из-за которого 9 июля 1906 г. ГД была распущена.
ГД (20 февраля - 3 июня 1907 г.) имела левое большинство, которое поддерживало решение аграрного вопроса, предложенного трудовиками. ГД была разогнана правительством в результате провокационного обвинения социал-демократов в подготовке государственного переворота.
ГД была созвана в результате единоличного и незаконного изменения императором избирательного закона. Большинство в ГД составили правые партии, послушные самодержавию. Данная ГД была настроена лояльно к императору и правительству, ее деятельность связана с именем П.А. Столыпина (министр внутренних дел, затем Председатель Совета министров), который успешно проводил через ГД политику, направленную на сохранение выборной думы с одновременным обеспечением интересов правящей бюрократии.
38.”Основные государственные законы” в редакции 23 апреля 1906 г. Законодательство о правах подданныхв России.
Основные государственные законы (ОГЗ) явились результатом изменений государственного строя вследствие революции.
Текст ОГЗ был разработан Государственной канцелярией и Советом министров.
ОГЗ были утверждены императором Николаем II23 апреля 1906г.
ОГЗ регламентировали создание Государственной Думы (ГД), реорганизацию Государственного Совета (ГС) и образование Совета министров как специального правительственного органа. При определении в ОГЗ власти монарха исключался термин неограниченная, однако основные прерогативы его власти остались неизменными. Император осуществлял законодательную власть совместно с ГД и ГС. Ему полностью принадлежала исполнительная власть: он назначал и увольнял министров, председателя Совета министров, являлся верховным главнокомандующим, решал вопросы объявления войны и заключения мира, представлял страну в отношениях с иностранными государствами, вводил военное или исключительное положение на отдельных территориях государства. За ГД и ГС закреплялась законодательная власть и право законодательной инициативы, за исключением изменения ОГЗ, которые могли изменяться только царем. ГД и ГС могли утверждать, отклонять, изменять проекты законов, направляемые правительством. В компетенцию ГД входило: обсуждение и утверждение бюджета (в 1906 г. бюджетные права ГД были ограничены), заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, вопросы строительства государственных железных дорог, создания акционерных компаний.
Механизм принятия законов выглядел следующим образом: законопроект рассматривался в ГД и ГС, затем председатель ГС направлял законопроект на утверждение императора, после чего он становился законом. Законопроекты, не принятые ГД и ГС, не могли быть утверждены императором и считались отклоненными. В то же время без утверждения императором никакой закон не мог вступить в силу, даже если он был принят ГД и ГС. При возникновении чрезвычайных обстоятельств правительство с одобрения царя могло издавать чрезвычайные указы, по статусу приравниваемые к законам, если в работе ГД был перерыв. Данные указы не могли изменять нормы ОГЗ, Положения о ГД, ГС, постановления о выборах в ГД и ГС и должны выноситься на рассмотрение ГД в течение первых двух месяцев после возобновления работы ГД. Мнения исследователей об историческом значении ОГЗ расходятся: одни признают ОГЗ конституцией, другие - нет.
В России конца ХIХ - начала ХХ в. права подданных государства не были законодательно декларированы. Но на практике самодержавное государство признавало наличие у своих подданных ряда личных, социально-экономических и политических прав: права на свободу и неприкосновенность личности; права на жизнь; права выбора места пребывания и жительства; права на неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; права частной собственности; права на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; права выражать свои мысли путем печатного слова; права на свободу вероисповедания. В юридических актах обнаруживаются отдельные элементы прав на благоприятную окружающую среду; охрану здоровья и медицинскую помощь; прав на отдых, жилище, образование, социальную защиту и социальное обеспечение. Все эти права закреплялись отдельными, разрозненными, зачастую противоречащими друг другу нормативно-правовыми актами. Закон, который декларировал бы основные права человека и гражданина, отсутствовал. Не было четкого определения видов гражданских прав и вытекающих из них правомочий. Благодаря этому государство беспрепятственно вводило ограничения в личные, социально-экономические и политические права граждан. Эффективный механизм, дающий гражданам возможность защиты своих прав, отсутствовал.
Отсутствие реальных прав человека и гражданина явилось одним из важнейших факторов, способствовавших обострению социально-политической напряженности в российском обществе начала ХХ в., стало одной из главных причин революции 1905-1907 гг.
Конституция, гражданские права и надежные гарантии данных прав стали одними из основных требований революционно-демократической и либеральной оппозиции. Самодержавие было вынуждено предпринять ряд реформ в области законодательства о гражданских правах. 17 октября 1905 г. был принят манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", "даровавший" подданным Российской империи "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Обещанное в том же манифесте учреждение Государственной Думы означало предоставление россиянам права на участие в управлении делами государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14