История отечественного государства и права: предмет, метод, периодизация

Руководство органами милиции осуществляло Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР.

3. Система милицейских органов окончательно сложилась в июне 1920 г., когда было принято Положение о рабоче-крестьянской милиции. В соответствии с ним на органы милиции возлагались функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведению следственных действий и дознания по уголовным делам.

Структура и состав ВЧК формировались постепенно. Во главе аппарата ВЧК стоял ее председатель. На эту должность был назначен Ф.Э. Дзержинский на заседании СНК 7 декабря 1917 г. ВЧК действовала как коллегиальный орган. При председателе ВЧК состояла коллегия. Вначале в ВЧК были созданы три отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем. 8 декабря 1917 г. образуется Президиум ВЧК в количестве 5 человек: председателя, двух заместителей и двух секретарей. Большую опасность в то время представляла спекуляция, борьбой с которой также пришлось заняться ВЧК. Поэтому на заседании коллегии ВЧК 11 декабря 1917 г. было решено создать четвертый отдел - по борьбе со спекуляцией.

42. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан (октябрь 1917-1918гг.) Формирование однопартийной политической системы в советской России(1917-1923г.)


Декретом от 10 ноября 1917 г. упразднялись сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения. Звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр.), титулы (княжеские, графские и пр.), наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники), уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики. В области национальных отношений "Декларация прав народов России" (2 ноября 1917 г.) и другие акты объявили равноправие как граждан, независимо от национально-религиозных различий, так и народов России, включая их право на отделение, отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. Декретами ВЦИК и СНК от 16 и 18 декабря 1917 г. было положено начало эмансипации женщин, уравнению их в правах с мужчинами, в т.ч. и в области брака. В стране вводились гражданский брак и книги записей актов гражданского состояния. Трудовое законодательство, начиная с декрета о 8-часовом рабочем дне от 29 октября 1917 г., узаконило право граждан на труд, а также их обязанность трудиться. Одновременно с января 1918 г. в стране были запрещены забастовки. В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ). Действие Кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). В Кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и различных условий труда) и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. На правовом уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием. Нормативное запрещение частной торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «черный рынок», где эти отношения были деформированы и искажены.ВЦИК в апреле 1918 г. принял Декрет об отмене наследования, по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись. После смерти владельца принадлежавшее ему имущество становилось государственным достоянием.В Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов. Положение СНК от 31 октября 1918 г. о социальном обеспечении трудящихся устанавливало бесплатную медицинскую помощь.

Формирование однопартийной политической системы в советской России (1917-1923 гг.)


43. Национально-государственное устройство советского государства (1917-1918).Декларация прав народов России


Декларация прав народов России была принята 2 ноября 1917 г. Она имела важное значение для реализации на практике права наций на самоопределение, вплоть до образования самостоятельного государства, провозглашенного I и II Всеросссийским съездом Советов. Это создало правовую основу для последующего признания независимости Финляндии и советских социалистических республик, возникших на окраинах Российской империи.

44. Создание основ советского права и советской судебной системы. Декреты о суде. Судебна реформа 1922 г.


Параллельно с ликвидацией старых органов власти проходило формирование нового государственного аппарата.

На Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов была установлена следующая система органов государственной власти и управления:

Всероссийский съезд Советов – представительный орган советской власти;

Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) - действовал в перерывах между съездами;

Совет народных комиссаров (СНК) являлся правительством.

Законодательную власть осуществляли Съезды Советов и ВЦИК, исполнительную - СНК. Учредительное собрание, созванное 5 января 1918 г., отказалось признать преобразования большевиков и было разогнано.

В январе 1918 г. на III съезде Советов была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в соответствии с которой Россия была объявлена Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой - РСФСР. В качестве организации власти закреплялась система Советов, в качестве системы государственного устройства федерация национальных республик.

На Съезде были провозглашены социализация земли__ отмена частной собственности на землю, принципа уравнительного землепользования (Декрет о земле).

Для удержания власти в декабре 1917 г. большевиками был создан карательный орган – Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), обладавшая неограниченными правами (от ареста и следствия до вынесения приговора и приведения его в исполнение).

Рабоче-крестьянская милиция, созданная в октябре 1917 г., осуществляла охрану общественного порядка. С октября 1917 г. по февраль 1918 г. происходило утверждение системы Советов на местах - триумфальное шествие советской власти. Местные Советы проводили в жизнь декреты центральной власти, осуществляли реквизицию, создавали судебные органы и вооруженные отряды. В качестве чрезвычайных мер формировались рабочие продовольственные отряды и комитеты бедноты.

Экономическая политика характеризовалась:

ликвидацией частной собственности (экспроприация, введение трудовых единиц вместо денег);

национализацией промышленности, финансов и транспорта (под управлением Высшего Совета народного хозяйства - ВСНХ);

введением рабочего контроля на предприятиях (наблюдали за производством, устанавливали нормы выработки, себестоимость продукции, контролировали хозяйственную деятельность);

введением всеобщей трудовой повинности, продовольственной разверстки. В революционных условиях создавались и действовали характерные чрезвычайные судебные органы: суды народной совести, народные, мировые суды, руководствовавшиеся революционным сознанием и совестью.

Первоначальные правовые основы новой судебной системы были заложены Декретом о суде № 1, принятым СНК в ноябре 1917 г.: ликвидировались старые судебные органы, прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.

Создавалась новая судебная система, состоящая из местных судов (состояли из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей, которые избирались местными Советами, рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела с участием обвинителей, защитников и поверенных, которыми могли быть любые лица, обладающие гражданскими правами; предварительное следствие велось единолично судьей), кассационных инстанций (ими являлись уездные и столичные съезды местных судей, которые рассматривали не вступившие в законную силу приговоры и решения местных судов).

Правовую базу для рассмотрения дел составляло законодательство Советов, политические программы правящей партии и не противоречащие им старые законы.

Декрет о суде N9 2 (февраль 1918 г.) санкционировал создание окружных судов (рассматривали дела, не входящие в подсудность местных судов), действующих в составе 3 постоянных членов, 4 народных заседателей (гражданские дела), 12 заседателей и председательствующего члена суда (уголовные дела), отменял апелляцию, возобновлял следственные комиссии.

Планировалось создание областных судов и Верховного судебного контроля, однако они не были созданы.

Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил подсудность местных судов, наделил Советы местных народных судей, создаваемых из судей низших судов, правом рассматривать кассационные жалобы.

На основании Положения о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.) учреждался народный суд, состоящий из одного народного судьи (избирался Советами) и 2 или б заседателей (утверждались исполкомами Советов), который при решении дел должен был руководствоваться декретами и политическим правосознанием (было исключено применение старого законодательства). Параллельно с рассмотренными судебными органами для борьбы с противниками революции создавалась система революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий, обладавших широкими полномочиями для проведения внесудебной расправы над неугодными правящей партии элементами.


45. Конституция РСФСР 1918 г. Советская система управления, федеративное устройство государства, избирательная система, права граждан


Трудящиеся формировали свои представительные органы-советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на уровне городов и селений. Далее вышестоящие советы формировались на основе делегирования их депутатов нижестоящими из своей среды. Также формировался и состав делегатов Всероссийского съезда Советов, т.е. избирательная система являлась многоступенчатой. В условиях первых послереволюционных месяцев и Гражданской войны многоступенчатая непрямая система выборов в советы разных уровней была продиктована причинами технологического характера, а в последующее время она стала своеобразным фильтром, препятствующим проникновению небольшевистских элементов на верхние уровни принятия государственных решений. Избирательное право было всеобщим для всех трудящихся граждан, достигших 18-летнего возраста, вне зависимости от вероисповедания, национальности, пола, оседлости. Голосование могло быть тайным, так и открытым. Было провозглашено и право отзыва депутатов Советов. 10 июля 1918 г. Была принята Конституция РСФСР. Основы Конституции разрабатывались с учетом положений «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Конституция РСФСР закрепляла сл. Положения:

1)  Политическую основу РСФСР – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

2)  Социальную основу - диктатуру пролетариата

3)  Монополию государства в сфере экономики (высший орган по управлению Высший Совет народного хозяйства)

4)  Полную национализацию лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности

5)  Объявление РСФСР – по устройству Федерацией

6)  Опр системы органов госуд власти:

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила сложившуюся к июлю 1918 г. систему высших органов государственной власти и управления Советской России. Высшими органами гос. власти и управления РСФСР являлись Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), его Президиум, Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК). ВЦИК и СНК формировались решением Всероссийского съезда Советов. При этом разграничение полномочий между ними проводилось достаточно непоследовательно (марксистская правовая доктрина отвергла принцип разделения властей как буржуазный), однако в целом ВЦИК являлся законодательным органом, а СНК - правительственным. СНК состоял из председателя (первым председателем Совнаркома был В.И. Ленин), его заместителей и народных комиссаров-руководителей народных комиссариатов, органов отраслевого управления, всего их в тот период было 18.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты