История прокуратуры Самарской области

В этот период особое внимание уделялось подготовке прокурорских кадров. Этому вопросу было посвящено совещание, проведенное в Куйбышеве наркомом юстиции Крыленко.

В Куйбышеве сначала были организованы юридические курсы, затем открыта Куйбышевская правовая школа. Практические работники прокуратуры Куйбышевской области принимали самое деятельное участие в подготовке прокурорско-следственных кадров. Уже в первые годы существования в городе Куйбышеве правовой школы в ней преподавали заместитель прокурора области Ледвич П.Б., прокурор города Рудаков П.Н, начальник следственного отдела Конов М.Н., начальник отдела общего надзора Фадеев И.Ф., прокурор следственного отдела Бредихин Н.В.

Повышению профессионального уровня прокурорских работников уделяла большое внимание Прокуратура СССР. Сохранились воспоминания следователя Вернера об участии в работе 4-й учебной конференции, которые были опубликованы в «Вестнике методического бюро прокуратуры области» №1 за 1937 год.


2.2 Воспоминания следователя Вернера о работе конференции


С 15 по 31 декабря 1936 года при Прокуратуре Союза была проведена 4-я учебная конференция следователей. Наличие этих конференций особенно подчеркивает, что вопросам следствия Прокуратура Союза уделяет колоссальное внимание, что вопросы следствия выдвинуты на первое место в работе Прокуратуры. Без преувеличения можно сказать, что следствие признано основным звеном не только в работе Прокуратуры, но и вообще в работе всех судебноследственных органов. На конференцию были созваны лучшие следователи Союза. Съехавшиеся товарищи были обеспечены прекрасными номерами в одной из лучших гостиниц г. Москвы. Хорошо было организовано питание в столовой Прокуратуры. Но самое главное, самое основное, за что участники конференции не могут не поблагодарить ее организаторов, - это обеспечение конференции лекторами из лучших научных юридических сил. Конференты имели возможность лично слушать профессоров Строговича, Булатова, Маньковского, Волкова, ученого-криминалиста Якимова, доцента Галунского и др. Имена этих товарищей всем нам хорошо известны по их учебникам и статьям в юридической литературе. Но одно дело - читать учебник, другое дело - непосредственно самому слушать лекции и иметь возможность получать разъяснение из уст самого профессора. Чрезвычайно интересен был доклад о косвенных доказательствах начальника следственного отдела Прокуратуры СССР Шейнина. Мы так часто, имея достаточное количество косвенных доказательств, не умеем ими воспользоваться, не умеем из них построить тройную систему улик. Написать в короткой статье все то новое, что было услышано на лекциях, конечно, невозможно. Для того надо написать ряд отдельных статей, что, видимо, и будет сделано нашим Областным методбюро.

Когда я ехал на конференцию, у меня была большая самоуверенность том, что я достаточно уже имею знаний для того, чтобы работать следователем.

Эта самоуверенность подогревалась еще тем, что я уже успел кое-что схватить за время заочной учебы в юридическом институте. Но когда я возвращался из Москвы, от самоуверенности не осталось и следа. Наоборот, услышанные лекции дали мне резко почувствовать, как я еще мало знаю и как еще надо много узнать для того, чтобы сделаться хорошим следователем. Такое чувство было не только у меня, но и у лиц, уже имеющих высшее юридическое образование. Видимо, это произошло от того, что в прошлые годы юридические вузы не давали того образования, которое должен иметь советский юрист.

Не случайно Вышинский указал в своей речи на закрытии конференции, что многие, имеющие высшее юридическое образование, имеют его только юридически. Но даже и с таким высшим юридическим образованием на конференции оказалось только 4 человека, а остальные в большинстве были практики, с большим производственным стажем. Но теперь с одной практикой далеко не уедешь. Практика без теории беспредметна. До сего времени мы теоретические познания компенсировали практическим опытом и той привычкой, которую приобрели за многие годы нашей работы. Совершенно правильно указал т. Вышинский, когда говорил, что та привычка, та практика, которые давали нам возможность кое-как работать раньше, теперь не только уже недостаточны, но и в некоторых случаях даже вредны, так как не дают возможности почувствовать свежий ветер, который проветривает советский аппарат.

Из всего этого вывод один - всем нам надо учиться. Всем нам надо наш практический опыт вооружить теорией, и тогда мы будем иметь возможность выполнять нашу работу так, как этого требует от нас Сталинская Конституция. Необходимо отметить, что кроме возможности слышать лучших профессоров-юристов, участники конференции имели возможность ознакомиться с теми колоссальными культурными ценностями, которые сосредоточены в г. Москве. Уже одна возможность пройтись по московским улицам дает интересный исторический материал. Но это, конечно, не все. Мы имели возможность побывать в лучших театрах Союза. Мы имели возможность побывать в ряде музеев, и в том числе в знаменитой Третьяковке. Мы видели выставку картин Рембрандта, для которой из разных стран мира съехались многочисленные туристы. Мы ежедневно ездили на лучшем в мире МЕТРО. Мы были в Мавзолее Ленина. Мы посетили его музей. Командировка на конференцию - это большая награда.

В прокуратуру области приходят на службу уже более подготовленные юристы, их образование позволяет быстрее овладеть профессией. К их числу следует отнести Веру Адольфовну Терещенко.

В.А. Терещенко родилась 14 сентября 1897 года в селе Яковлевское Московской губернии в семье рабочего. В 1916 году окончила гимназию.

В 1918-1920 годах работала делопроизводителем в штабах Южного и Каспийско-Кавказского фронтов XI армии. В апреле 1934 года она заканчивает юридические курсы, в 1936-м - заочный юридический институт. Терещенко назначается на должность народного следователя и в течение 10 лет работает в прокуратурах Сталинского и Пролетарского районов города Куйбышева.

С 1944 года она продолжает работать прокурором следственного отдела прокуратуры области.

В 1955 году Терещенко уходит на заслуженный отдых.

О её работе был опубликован очерк «Народный следователь» в газете «Волжская коммуна» в 1937 году.


2.3 Народный следователь


В ночь на 31 января 1936 года в своей квартире в Куйбышеве была убита учительница Осипова. Обстоятельства убийства были чрезвычайно просты. Осипова посещала бухгалтерские курсы Союзоргучета. Вместе с ней учился и счетовод «Союзпечати» Коваль. Сидели они там за одним столом. Накануне убийства Коваль приходил к Осиповой и до двух часов ночи они прорабатывали очередную лекцию. В вечер убийства он снова пришел к ней. После 12 часов ночи соседи по квартире услышали в комнате Осиповой крик и бросились туда. Дверь была заперта. Вызвали милицию, взломали замок и увидели Осипову в луже крови. Рядом валялся сломанный нож - орудие убийства. Убийца Коваль, и не думая запираться, заявил:

- Я убил её из ревности.

Казалось бы, все ясно. Преступник задержан на месте преступления и сознался. Можно писать обвинительное заключение и передавать дело в суд.

Но следователь Терещенко, которой городской прокурор поручил расследовать дело, не любит поспешных выводов. Тщательно, вдумчиво распутывает она сложнейшие узлы преступлений, стремясь представить суду неопровержимые доказательства.

Первым делом она ознакомилась с протоколом осмотра места убийства. Нельзя сказать, чтобы работники милиции дали ей квалифицированный материал. Из протокола было только видно, что убийца нанес 11 ран столовым ножом и что на столе была обнаружена веревка.

Почему верёвка? Как можно нанести столовым ножом 11 ран, три из которых, по свидетельству судебно-медицинской экспертизы, оказались смертельными? Следователь Терещенко не поверила этому протоколу, составленному, видимо, торопливым и малограмотным человеком. Она отправилась сама на квартиру Осиновой.

Тщательно осмотрела она комнату. И ее настойчивость увенчалось успехом. За батареей центрального отопления она обнаружила остро отточенный окровавленный австрийский штык. На ящиках комода едва виднелись следы окровавленных пальцев. Зачем же понадобилось ревнивцу лезть в комод? Этот вопрос оставался неясным. Но раньше всего надо было установить, кому принадлежит найденный штык. Терещенко направляется на квартиру, где жил Коваль.

В комнате вместе с Ковалем жила старушка. Когда Терещенко показала ей свою находку, старушка узнала штык. Им скоблили полы. Он принадлежал Ковалю.

Комната имела обычную обстановку. Но на одном окне висела богатая занавеска, выпадавшая из общего стиля комнаты. Как попала сюда эта занавеска?

Следователю вдруг вспомнилась маленькая десятистрочная заметка, промелькнувшая за 2 месяца до этого в отделе происшествий в «Волжской коммуне»: «Вчера ночью в помещение учебно-счётного комбината Союзоргучета (угол Некрасовской и Галактионовской улиц) забрались грабители. Они убили дежурившую ночью сторожиху Чемзинскую, взломали несгораемый шкаф (ценностей в нём не было) и унесли с собой арифмометр, суконную настольную скатерть и две занавески.

Приняты меры к розыску грабителей».

Занавеска завладела умом следователя. Тов. Терещенко пришла в Союзоргучет и попросила рассказать, какими были украденные занавески. Оказалось, несколько таких же занавесок еще осталось в других шипах. Ей показали их, и она установила, что занавеска в квартире Коваля принадлежала Союзоргучёту.

Тогда следователь решила произвести на квартире Коваля обыск. В комнате, казалось бы, и рыться негде, но умный следователь, тщательно осмотрев стены и печь, находит в одной из щелей фигурный ключ от несгораемого шкафа Союзоргучета. Затем тов. Терещенко взобралась на чердак. Она увидела здесь обычное чердачное запустение. От потолка до перекладины спускалась густая сеть паутины. Видимо, никто уже давно не заглядывал сюда. Но опытный глаз улавливает в одном уголке чрезвычайно небольшое отверстие в паутине. Следователь начинает рыться в мусоре и находит арифмометр.

Так, шаг за шагом следователь устанавливает, что убийство и ограбление в Союзоргучёте были совершены тем же Ковалем, который убил Осипову. Почему же он совершил последнее убийство ? На почве ревности ? Но зачем же ревнивцу понадобилось лезть в комод убитой? Наконец, зачем нужна была ему верёвка, обнаруженная милицией в момент ареста? Ясно: Коваль убил Осипову, чтобы ограбить ее, а верёвка ему нужна была, чтобы связать вещи.

Под тяжестью ясных и неопровержимых улик Коваль сознался в обоих преступлениях.

Часто читая в газете коротенькие сообщения о раскрытии преступления, читатель не догадывается о той напряжённой и подчас героической работе, которую нужно проделать следователю, чтобы раскрыть преступление, чтобы в борьбе с хитрыми врагами народа выйти победителем.

Работа следователя затрагивает интересы и судьбы живых людей. Какую большую ответственность принимает на себя народный следователь, предъявляя человеку обвинение, подписывая постановление об аресте.

В свете новой Конституции работа следователя приобретает особое значение. Он должен быть образованным, культурным, чутким и внимательным. Брак в работе следователя может пагубно отразиться на совершенно невинном человеке. Это очень тяжелая, опасная и ответственная профессия.

Но такие люди, как Терещенко, бесконечно преданные Родине, влюблены в свою профессию и ни за что не променяют ее на какую-нибудь другую».

У нас еще подчас недооценивают роль и значение следователя. Работники Куйбышевской прокуратуры не имеют средств передвижения, они подчас не имеют необходимых для следователя приборов, значительно облегчающих труд. Бывают случаи, когда следователь отправляется на обыск в опасное место, имея в кармане только... спички.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты