История развития понятия "Гражданское общество"

Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача государства - достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп населения, снятие или смягчение противоречий, поиск гражданского согласия, направленные на интегрирование общества. Государство при этом воспринимается не как безликое коллективное сообщество людей, в котором была бы растворена индивидуальность, а как сообщество свободных индивидуумов, объединяющихся на солидарной основе. Конечно, как показывает практика, для демократизации гражданского общества - государственные институты не всегда являются эффективным инструментом, так как это нередко приводит к бюрократизации и усилению власти государства. Гражданское общество стало парадигмой, определяющей возможное направление общественных реформ.

5. Гражданское общество и современность.

5.1. Периодизация развития понятия "гражданское общество".

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства - иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Современные представления о гражданском обществе - результат их длительной эволюции в истории социально-философской и политической мысли, чем и объясняется их многообразие и противоречивость, и к чему я хотела бы сейчас обратиться, бросив беглый взгляд на историю данного понятия.  

В теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия. Наиболее традиционной, стала точка зрения, согласно которой "гражданское общество" появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие "гражданское общество" используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом. 

Второе толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества - сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т. д.   Начальный период - предыстория становления идеи гражданского общества, (с античности до XVI-XVII веков). Словосочетание "гражданское общество" в этот период имеет совершенно иной смысл, чем сегодня. Для античности и средневековья характерно отсутствие четкого разграничения между обществом и государством, поскольку государственное, общественное и полисное означали, по сути дела, одно и то же. Некоторые изменения в понимании гражданского общества происходят в эпоху Возрождения, когда внимание все больше акцентируется на отдельной личности, ликвидации неравенства, утверждении права в жизни суверенного государства. Но и здесь и личность, и общество еще растворены в государстве. Это время возникновения и развития идеи гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договора XVII-XVIII веков. Этот период связан с концепциями, которые выражали потребности времени, сводившиеся к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся буржуазной демократии. Согласно им общество приходит на смену естественному состоянию, независимо от того, как понимается последнее: как утраченный рай и "золотой век" (Руссо) или как "война всех против всех" (Гоббс). Переход к гражданскому состоянию сопровождается заключением общественного договора, на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения. При этом подчеркивался принцип свободы личности, идея самоценности отдельного человека, уважение к его собственности и хозяйственной самостоятельности, неотъемлемости его гражданских прав. Формирование гражданского общества происходило параллельно с формированием государства нового типа - буржуазного государства. Наиболее видными представителями естественно-правовой теории и концепции гражданского общества были Т. Гоббс, стоявший на консервативной точке зрения, выражавший интересы прогрессивно настроенной английской аристократии, и Дж. Локк, считавшийся основателем буржуазного либерализма.

Третьим периодом в развитии идеи гражданского общества будет "институциональный период" (XIX - первая четверть XX века), характеризующийся расширением сферы влияния, политического признания и утверждения идейного господства концепции гражданского общества в условиях буржуазных революций. Гражданское общество из теоретической конструкции превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая тем самым онтологический статус. Толкование гражданского общества как особой внегосударственной сферы социального организма получило широкое распространение в Европе благодаря А. де Токвилю и его исследованию американской демократии. Согласно его теории, гражданское общество, в отличие от государства, - это сфера, для которой характерны не принуждение, а добровольный выбор, авторитет морали, а не власти. При этом их взаимодействие плодотворно при условии, что государство является демократическим. Гражданские и политические организации способствуют взаимному развитию и обогащению. То есть Токвиль не исключает политическое начало из сферы гражданского общества. Более того, характер взаимосвязи политических и гражданских ассоциаций определяет тип самого государства.  

Четвертый этап, согласно нашей периодизации эволюции идеи гражданского общества, - 20-90-е годы XX века. На этом этапе происходит переход от практических требований экономической и политической свободы личности, характерных для предшествующего периода, к расширению свобод в сфере культуры, стилей жизни и т. д. Постепенно появляются условия для трансформации дихотомии "гражданское общество-государство" в более сложные конструкции.

В дальнейшем исследования гражданского общества и его связи с государством развивались по-западному в рамках локковской, гегелевской и токвилевской традиций. Локковская традиция способствовала ее политическому и юридическому анализу, токвилевская служила теоретической и практической основой для исследований конкретной структуры гражданского общества, а гегелевская способствовала формированию общеметодологических подходов к проблеме. Гегель впервые в Новое время разграничил государство и гражданское общество, подчеркнув нетождественность первого второму.

Идея гражданского общества получает свое практическое воплощение в системе устойчивых, общепринятых представлений об этом обществе, которые понимаются и разделяются большинством его членов. На этой стадии усиливаются такие признаки и факторы, как рационально-критическое отношение к социальной реальности, плюрализм верований, идей, мнений и др. Идея гражданского общества перестает быть лишь теоретической конструкцией, становясь достоянием обыденного сознания. Локковская модель гражданского общества вытесняется токвилевской. Возникают различные формы реального гражданского общества. В настоящее время уже мало кто отождествляет гражданское общество с государством, хотя бы даже и правовым, поскольку в таком случае понятие гражданское общество теряет собственное содержание. Гражданское общество теперь выполняет функцию связующего звена между личностью и государством, "частной" и "публичной" сферами, частным и общим интересами.

Большое внимание разработке идеи гражданского общества в данном направлении уделяли американские социологи Р. Нисбет и П. Бергер. Они также подчеркивали особую значимость и важность опосредующих структур: церкви, семьи, общин, добровольных объединений - в качестве посредника между индивидом и государством. Они предлагали политическим институтам всячески защищать и поощрять опосредующие структуры и использовать их везде, где только возможно. Дальнейшая институционализация данной идеи приводит к образованию множества научных школ и течений, имеющих политическое значение, так или иначе влияющих на расстановку политических сил. Некоторые из них стимулируют новые социальные движения, гражданские инициативы, способствуют формированию социокультурных и правовых образцов, определяющих поведение людей и гарантирующих их права и свободы.

5.2. Развитие идеи гражданского общества в России.

На современном этапе данное понятие проделало значительную эволюцию от концепции "социалистического гражданского общества" с присущим ей обращением к ценностям и нормам демократического и этического социализма до концепций, впитавших положения неоконсервативной идеологии: о пагубности поглощения гражданского общества государством и политизации всех сфер общественной жизни, о необходимости освобождения регионов от диктата центра, развития местной власти и творческой инициативы масс на уровне сельских общин и добровольных объединений.

Заключение.

Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, то есть его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которая стремиться быть демократическим. В этих условиях многократно возрастает ответственность каждого члена общества за принимаемые им решения, повышается значение гражданской культуры. Без гражданской культуры говорить о гражданине как самоценной личности в современном смысле этого слова, а значит и о гражданском обществе, бессмысленно. Гражданская культура является отражением всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие передает уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его активности в деле претворения их в жизнь. Гражданская культура - более широкое понятие, чем политическая культура, охватывает все многообразие интересов социальных групп гражданской сферы общественной жизни. В уровнях и механизме функционирования гражданской культуры много нюансов, но в общем смысле можно сказать следующее, уровень гражданской культуры во многом определяет общекультурный уровень развития человека, гражданина, без чего, при той роли, которую он играет в развитом гражданском обществе, невозможно его нормальное функционирование. Следовательно, гражданская культура в целом определяет фундаментальные ценности гражданского сознания, гражданского общества.

Список литературы

1.     Алексеев С.С. Философия права .-М., 1997.

2.     Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л.: Изд. ЛГУ, 1976.

3.     Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления: (Очерки). М.: Мэйн, 1998.

4.     Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях.-М.,1998.

5.     Библер В.О. О гражданском обществе и общественном договоре. \\Через тернии .,-М., 1990

6.     Боброва Н.А. Конституционный строй .гражданское общество .правовое государство .\\ Советское государство и право: проблемы развития. Межвузовский сборник.- Самара. 1992.

7.     Вырывдин В.А. Гражданское общество. \\ Социально-политический журнал.-1992 ,№3.

8.     Витюк В.В. Гражданское общество: современное содержание понятия. \\Проблемы формирования гражданского общества - М. 1993

9.     Витюк В.В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума//Гражданское общество: теория, история, современность /Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.,1999.С.28-67.

1.     Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Пер. с фр. под ред. Ф.Х. Кессиди. М.: Прогресс, 1988. С.12-16.58-125.

10. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. -М.,1993.

11. Гаджиев К.С . Гражданское общество и правовое государство \\ Мировая экономика и международные отношения-1991, №9.

12. Гаджиев К.С. Гражданское общество: концептуальный аспект \\ Кентавр,-1991 №2.

13. Гендзехадзе Е.Б. Гражданское общество и новый подход к государственно-правовым институтам. \\ Сов. государство и право, 1990, № 8

14. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования, -М., 1991.

15. Гребенщиков В.В. .Дмитриев Ю.А. Гражданское общество как конституционно-правовая категория.\\Право и жизнь, 1996, №9

16. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства, церковного и гражданского// Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. Т.2/ Пер, с англ. А. Гутермана; Ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. Е.М. Вейцман. М.: Мысль, 1965. С.149-169.192-197.

17. Гребенщиков В.В. .Дмитриев Ю.А. Гражданское общество как конституционно-правовая категория.\\Право и жизнь, 1996, №9

18. Гегель Г.В. Философия права /Пер. с нем. Б.Г. Столпнера, М.И. Левиной; авт. вступ. ст. В.С. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. С.200-208, 226-285.

19. Геллнер Э. Гражданское общество в историческом контексте//Международный журнал социальных наук. 1991. До 2. С. 74-93.

20. Голенкова 3.Т. Гражданское общество в России//Социс. 1997. № 3. 0.25-36.

21. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. \\ Государство и право., 1994., №7.

22. Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество// Путь. 1993. №3. C.179-191.

23. Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство. \\ Полис -1992, №1-2.

24. Кошанина Т. В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере. Государство и право. -1992, №1.

25. Кельзен Г. Общее учение о праве.- Вена, 1967.

26. Кленнер Г. От права природы к природе права.-М., 1988.

27. Кочетков А.П. О формировании гражданского общества. \\ Социально-политические науки,-1992, №1.

28. Кошеленко Г.А. Полис и город: к постановке проблемы. - Вестник древней истории. 1980. № 1. С.3-28.

29. Кочетков А.П. О формировании гражданского общества//Социально-политические науки.1992. №1. С.14-23.

30. Кессонов Б.Н. Актуальность кантовского понимания гражданского общества//Социальная теория и современность. М.1992. Вып.2. С.71-77.

31. Колбановский В.В. Основные функции гражданского общества// Проблемы формирования гражданского общества. - М..1993. С.24-44.

32. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии.\\Полис -1991№5

33. Лейст О.Э., Магин И.Ф. Гражданское общество и современное государство \\ Вестник Московского ун-та.Серия 11: Право,-1995, №4

34. Локк Д. О государственном правлении //Локк Д. Избранные произведения. Т.2. М.: Соцэкгиз.1960.

35. Макаров О.В. Гражданское общество и правовое государство. \\ Правоведение 1993, №3.

36. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении ,- М.,1998.

37. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы. \\ Правоведение.-1995, №3.

38. Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности .-М. ,1993.

39. Одинцова А.В. Гражданское общество: прошлое, настоящее и будущее//Социально- политические науки. 1991. №12. 0.40-47.

40. Попов А.П., Дрессе А. Концепции гражданского общества в политических трудах Гегеля, Маркса и Грамши// Политическая теория: тенденции и проблемы. М..1993. Вып.1.С.7-82.

41. Протасов В.Н. Что и как регулирует право .- М.,1995.

42. Перегудов С. Гражданское общество как политический феномен. \\ Свободная мысль.-1992, №12.

43. Пакарин А.С. Философия политики. -М., 1992.

44. Политические проблемы теории государства. М., 1993.

45. Резник Ю.М. Формирование институтов гражданского общества: социоинженерный подход //Социс. 1994. №10. С. 21-30.

46. Романенко Л.М. Гражданское общество. Социологический словарь-справочник. - M..1995.C.101-105.

47. Сырых В.М. Теория государства и права .-М.,1998.

48. Ступишин В. Гражданское общество и демократическое государство. \\ Общественные науки, 1990, №1.

49. Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества.\\Советское государство и право.-1991, №8.

50. Тарасов Е.М. Государство как институт политической системы \\ Социально-политический журнал. - 1994. №1.

51. Теория политики (Общие вопросы).\ Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. - Саратов, 1994.

52. Тихомиров Ю.А. Чиркин В.Е. Основные теории политической системы., - М., 1985.

53. Токвиль А. Демократия в Америке: пер, с франц. /Предисл Г. Дж. Ласки. М.:Прогресс,1992.

54. Трошкин Е.И. Коллективизм или гражданское общество// Социс.1991. №7. С.54-64.

55. Фарукшин М.X. Политическая система общества. \\Социально-политические науки. -1991. №5.

56. Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности. \\Государство и право. 1992. №5.

57. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения .-М.,1997.

58. Черниловский 3.М. Гражданское общество: опыт исследования. \\Государство и право.-1992, №6.

59. Четверний В.А. Современные концепции естественного права.-М., 1988.

60. Шкаликов В.Д. И. Кант и Г.В. Гегель о гражданском обществе// Гражданское общество и региональное развитие. Томск.1994. С.75-76.

61. Явич Л.С. Право и общественные отношения. -М, 1971.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты