История уголовного права России в советский период

В целях борьбы с кулацкой агитацией (кулачество вело агитацию за убой скота перед всту­плением в колхозы, убеждая крестьян в том, что в колхозе скот «все равно отберут») общесоюзными за­конами 16 января 1930 г. и 1 ноября 1930 г. была уста­новлена кара в виде лишения свободы на срок до 2 лет и выселения из данной местности или без выселения для кула­ков и частных скупщиков: а) производящих хищнический убой скота; б) подстрекающих к этому деянию других лиц.[8]

Однако следует заметить, что закон, проводя четкую дифференциацию ответственности, исключал уголовную ответственность середняков и бедняков за убой скота, устанавливая для них только административную ответственность. Это говорит о том, что истинным назначением данного закона было содействие уничтожению кулачества как класса.

Против кулацкого сопротивления мероприятиям партии и Советского государства по осуществлению коллективизации сельского хозяйства направлены частью упоминавшиеся уже законы, признававшие уголовно наказуемыми ряд деяний:

1)  Хищнический убой скота кулаками и частными скуп­щиками. Это преступление законом 16 января 1930г. квали­фицировано как один из способов вредительства со стороны кулаков, которые этим подрывают коллективизацию и пре­пятствуют подъему сельского хозяйства.

2)  Незаконный убой   лошадей,   совершенный   кулаками или частными скупщиками,  а  также  подстрекательство со стороны этих лиц к убою лошадей. (Постановление ЦИК и СНК СССР 7 декабря 1931 г. «О запрещении убоя лошадей и об ответственности за незаконный убой и хищническую эксплуатацию лошади»).

3)  Неплатеж налогов и сборов по страхованию кулаками или лицами, облагаемыми по расписанию № 3 (т. е. капита­листическими  элементами),   совершенный  в  первый раз, и без    других    отягчающих    обстоятельств    (постановление ВЦИК и СНК РСФСР 30 марта 1930 г.).

В отношении же трудящихся   такой   неплатеж налогов влек лишь взыскание в размере платежей.

4)  Невыполнение повинностей, общегосударственных за­даний и работ кулаками, совершенное хотя бы в первый раз, без других отягчающих обстоятельств (постановление ВЦИК и СНК РСФСР 15 февраля 1931 г. об изменении ст. 61 УК РСФСР).[9]

Против кулацких и капиталистических элементов вообще, а также деклассированных был направлен также закон 10 января 1930 г. «О высылке и ссылке, применяемым по судебным приговорам». Этим законом, в частности, уста­новлено, что «...при определении в отдельных случаях сро­ков высылки и ссылки в пределах, установленных настоя­щим постановлением, суд руководствуется исключительно оценкой социальной опасности осужденного и не связан сроками лишения свободы, установленными в соответствую­щих статьях УК» (ст. 9 УК РСФСР редакции 1926г.).


§ 1.3. Развитие уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних.


До середины десятилетия в общесоюзном уголовном законодательстве мало, что меняется в отношении несовершеннолетних. Однако уже в 1935 году, в целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних, принимается закон от 7 апреля. По этому закону несовершеннолетние, начиная с 12-летнего возраста, уличенные в совершении краж, в причинении наси­лия, телесных повреждений, увечий, в убийствах или в попытках к убийству, привлекаются к уголовному суду с при­менением всех мер уголовного наказания, в том числе и расстрелу. Однако свидетельств применения высшей меры к двенадцатилетним подросткам нет.  В данном случае возникла коллизия с общей нормой о расстреле, по которой эта мера уголовного наказания могла применяться к правонарушителям, достигшим 14 лет. Позже этот спор был разрешен на Циркуляре прокуратуры СССР подтверждением о неприменении смертной казни к несовершеннолетним.

Вместе с тем закон установил суровое наказание в виде тюремного заключения на срок не ниже 5 лет для тех, кто осмелится толкать несовершеннолетних на путь преступле­ния или понуждать их к занятию спекуляцией, проститу­цией, нищенством и т. п.[10]

Закон 7 апреля 1935 г. отменил ст. 8 «Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» (Далее «Основные начала»), согласно которой  меры  наказания  к  несовершеннолетним подлежали применению   лишь   в   случаях,   когда соответ­ственными органами будет признано  невозможным   приме­нение к ним   мер   медико-педагогического   характера.   По ст. 8 «Основных начал», определение возраста, по достижении которого наступала уголовная ответственность для несовершен­нолетних, определение  случаев   обязательного   применения к ним мер наказания в случае совершения преступления, а также определение пределов смягчения для них мер наказа­ния предоставлялось законодательству союзных республик, причем в этом вопросе нормы уголовных кодексов союзных республик  существенно  различались  между   собой.[11]   Так, в частности, ст. 50 Уголовного кодекса РСФСР, сохраняв­шая силу до издания закона 7  апреля   1935 г.,  устанавли­вала, что в  отношении несовершеннолетних  в  возрасте от 16—18 лет срочные меры наказания обязательно снижаются судом на одну треть и при этом не должны превышать  по­ловины   высшего   предела   санкции,   предусмотренной той статьей Уголовного кодекса, по которой  квалифицируется преступление обвиняемого. В ряде других союзных респуб­лик был установлен иной,   чем в РСФСР, низший возраст для возможности привлечения к уголовной ответственности и иные пределы снижения наказания.

Столь низким возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних продолжает оставаться вплоть до 31 мая 1941г., когда указом Президиума Верховного Совета СССР было установлено, что несовершеннолетние привле­каются к уголовной ответственности во всех слу­чаях, начиная с 14-летнего возраста .[12]

§ 1.4. Развитие системы наказаний

 

§ 1.4.1. Исправительно-трудовые учреждения

В конце двадцатых, начале тридцатых годов перед советским уголовным законодательством был поставлен ряд задач по реформированию исправительно-трудового дела. Одной из основных целей был перевод всех исправительно-трудовых учреждений на полную самоокупаемость и их участие в борьбе за выполнение общехозяйственного промфинплана. Также       ставилась задача по  созданию условий для приобретения и развития заключенными  профессиональных навыков непосредственно в местах лишения свободы и привлечению заключенных к работе по профессии.[13]

В начале десятилетия наркомат юстиции установил следующие типы мест лишения свободы:

а) учреждения для следственных (следственные изоляторы);

б) учреждения для пересыльных лишенных свободы (пересыльные пункты);

в) учреждения для осужденных лишенных свободы:

1.    фабрично-заводские колонии,

2.    сельскохозяйственные колонии,

3.    колонии для массовых работ,

4.    штрафные колонии;

г) учреждения  для  больных,  лишенных  свободы  и  для  медицинской  экспертизы (больницы, институты психиатрической экспертизы и др.);

д) учреждения для несовершеннолетних правонарушителей.[14]

Изменение ст. 19 «Основных начал», произведенное за­коном 28 мая 1935г., которым эта статья дополнена вто­рым абзацем, увеличивало эффективность исправительно-трудовых (принудительных) работ без лишения свободы, в особенности по месту работы осужденного, как меры уго­ловного наказания. Новый абзац ст. 19 устанавливает, что время отбывания исправительно-трудовых работ, в том числе по месту работы осужденного, не засчитывается в об­щий трудовой стаж и стаж для определения квалификации, а также в стаж работы, дающий право на получение пенсий, надбавок к заработной плате за выслугу лет и других льгот и преимуществ; во время отбывания       исправительно-трудо­вых работ приостанавливается выплата надбавок к ставкам заработной платы за выслугу лет.

Повышая эффективность исправительно-трудовых ра­бот — меры уголовного наказания, не соединенной с лише­нием свободы, закон 28 мая 1935 г. вместе с тем более глу­боко отграничил исправительно-трудовые работы по месту службы от штрафа, видом которого иногда эта мера неосно­вательно считалась.

Введенные законом элементы отбывания исправительно-трудовых работ (невключение времени отбывания в срок работы и пр.) более четко определяют исправительно-трудо­вые работы, в том числе и по месту работы осужденного, как срочную меру наказания.


§ 1.4.2. Тюрьмы


Закон 8 августа 1936 г. изменил статьи 13 и 18 «Основных начал», которые различали два вида лишения свободы — в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях и в общих местах заключения, установив в качестве третьего вида лишения свободы заключение в тюрьму как наиболее суровый вид лишения свободы.

Заключение в тюрьму в силу закона 8 августа 1936 г. может применяться в качестве меры уголовного наказания в отношении осужденных за наиболее опасные преступления.

Еще до издания этого закона в санкциях некоторых общесоюзных законов, в частности закона 7 апреля 1935 г., в отношении лиц, подстрекающих или вовлекающих несо­вершеннолетних в совершение преступлений или побуждаю­щих их к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством, предусматривалась санкция в виде тюремного заключения. Закон 8 августа 1936 г. установил тюремное заключение как вид лишения свободы, введя общую норму в «Основ­ные начала».

Поскольку тюремное заключение может применяться в отношении осужденных за наиболее опасные преступле­ния, закон предоставил право определения этой меры нака­зания лишь некоторым категориям судов: Верховному суду СССР, верховным судам союзных республик, краевым и об­ластным судам, железнодорожным и воднотранспортным судам и военным трибуналам. По смыслу закона следует заключить, что такое же право имеют верховные суды авто­номных республик и суды автономных областей. Не имеют права вынесения приговоров к тюремному заключению на­родные суды.

Суды, которым предоставлено законом право опреде­лять лишение свободы в виде заключения в тюрьму, в слу­чае признания ими необходимым применить именно эту меру уголовного наказания, должны были сделать об этом специальное указание в приговоре. Лишь при наличии такого указания в приговоре осужденный мог быть заключен в тюрьму после вынесения приговора.[15]

Закон 8 августа 1936 г., помимо заключения в тюрьму по судебному приговору, предоставил также право перевода в тюрьму в дисциплинарном порядке лиц, которые, отбывая лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях и ис­правительно-трудовых колониях, систематически нарушают в местах лишения свободы правила внутреннего распорядка – совершают побеги и т. п.

В то время как заключение в тюрьму по судебному при­говору назначается на срок лишения свободы, определен­ный судом в пределах санкции статьи Уголовного ко­декса, по которой осужденный признан виновным, перевод в тюрьму в дисциплинарном порядке закон допустил по постановлению начальника республиканского, краевого или областного управления НКВД СССР с санкции прокурора соответствующего лагеря лишь на срок до одного года, по постановлению начальника Главного управления лагерями НКВД СССР с санкции Прокурора Союза ССР на срок до двух лет.

Закон предоставил прокуратуре право опротестовать по­становления о переводе в тюрьму в дисциплинарном порядке, установил при этом, что в случае опротестования исполне­ние постановления приостанавливается.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты