Избирательное право. Референдумы и плебисциты
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. РЕФЕРЕНДУМЫ И ПЛЕБИСЦИТЫ
1. Избирательное право и его реализация
Как известно, любая отрасль права состоит из институтов. Естественно, состоит из институтов и конституционное право. Эти институты именуются, например, институтом правительства, институтом парламента, институтом главы государства, институтом прав и свобод. Но есть один институт, который называется иначе: «избирательное право».
В чем же дело? Почему существует «право в праве» – в конституционном праве избирательное право? Получается, что в одной отрасли как бы находится другая отрасль? Это не так. Конституционное право – это сложившаяся и цельная совокупность институтов и норм, но это устойчивое и привычное наименование (не избирательный институт или институт голосования, а избирательное право), все–таки, не случайно. В большинстве стран мира внутри отдельных отраслей права имеются самые важные институты, которые часто именуются «правом». Достаточно вспомнить гражданское право. Там есть такие институты, как право собственности, обязательственное право, авторское право, наследственное право. В принципе, эти институты действительно являются ведущими структурными частями гражданского права и могут претендовать на некую особую роль, могут выделяться и изучаться отдельно. Точно так и избирательное право занимает особое место и играет особую роль в системе норм государственного (конституционного) права, поскольку нормы избирательного права определяют порядок создания самых важных органов государства – представительных учреждений: парламента и местных органов самоуправления. При помощи этих норм в ряде стран избирается глава государства. В принципе, избирательное право можно изучать отдельно от других институтов конституционного права.
По европейской традиции избирательное право – это неотъемлемая часть конституционного права. Если же познакомиться с конституционным правом США, то данный институт практически не входит в эту отрасль, а изучается другими прикладными науками. От избирательного права в конституционном праве США есть лишь судебные решения Верховного суда, которые касаются равенства граждан в осуществлении субъективного избирательного права, т.е. связаны с реализацией прав гражданина. Весь многочисленный и многозначный материал, связанный с выборами, в американское конституционное право не входит.
Наша система права и наша правовая наука построены по европейским (романо-германская система) традициям и правилам, и институт, который называется избирательным правом, мы изучаем и будем очень тщательно изучать именно в рамках конституционного права.
Итак, что же стоит за понятием «избирательное право»? Как оно определяется? Отметим, что понятие «избирательное право» многозначно и имеет, как минимум, два значения. Первое, основное, значение, – это совокупность норм, регулирующих порядок избрания представительных органов и должностных лиц в государстве. Такое определение обычно называется избирательным правом в объективном смысле слова. Еще избирательное право понимается в субъективном значении – это право граждан участвовать в образовании представительных органов – т.е. избирать эти органы и быть избранными. Поэтому избирательное право определяется и как субъективное право личности, причем в двух значениях: активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным). В нашей главе мы будем рассматривать главное (объективное) значение избирательного права как совокупности норм и рассматривать все возможные аспекты, связанные с процессом выборов.
Вместе с термином «избирательное право», как правило, используется термин «избирательная система» («избирательные системы»). Это понятие очень близкое к понятию избирательного права, но не совсем совпадает с ним. Под избирательной системой в широком смысле понимают систему общественных отношений, которые возникают в связи с выборами, в связи с реализацией норм избирательного права. Избирательная система – понятие более широкое, чем «избирательное право», поскольку включает, помимо норм, сложившиеся общественные отношения, которые могут в чем–то не совпадать с нормами, либо регулироваться, кроме писаных, и неписаными нормами и традициями.
Термин «избирательная система» применяется и в узком значении смысла слова, как закрепленная в законе система выдвижения кандидатов и подсчета голосов. То есть, конкретный способ организации выборов. В этом смысле слова избирательная система делится на две разновидности: мажоритарная избирательная система и пропорциональная избирательная система. И еще есть смешанный вариант, когда применяется и та и другая, он так и называется: смешанная избирательная система. Об этих системах мы расскажем ниже.
Выборы – это один из старейших и традиционнейших институтов (и элементов) конституционного права. Самые первые выборы появились в глубокой древности. Нам известны из истории правила, которые существовали в древних демократиях (Древнем Риме и Древней Греции), где участие свободных людей в голосованиях было обязательным, и за это даже платили. Древние республики без выборов не могли существовать. Затем этот институт практически исчез на многие сотни лет, поскольку в мире воцарился абсолютизм, и в государственные органы никто никого не избирал. Возродились выборы и избирательное право, которое их регулирует только в эпоху буржуазных революций – это XVIII век, это создание первых писаных конституций. Свое дальнейшее развитие выборы и избирательное право получили в XIX веке и сформировались уже в виде современного института только в XX веке.
В настоящее время избирательное право – один из немногих государственно-правовых институтов, который закреплен и достаточно полно разработан также в нормах международного права. Например, Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в ст.21 закрепляет право каждого человека принимать участие в управление своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Далее в пункте 3 этой статьи говорится, что воля народа должна быть основой власти правительства. Эта воля должна находить выражение в периодических и не фальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем равном тайном голосовании или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Немногие другие институты конституционного права имеют такое четкое и недвусмысленное регулирование в общепризнанных международных актах.
Вообще, институт выборов и вопросы, связанные с избранием депутатов или должностных лиц – это вопрос, который имеет самые неожиданные толкования, и вокруг которого иногда возникает некий налет таинственности, мистики, непредсказуемости. И наоборот – очень часто перед проведением выборов объявляется, что все заранее ясно, можно даже как бы не ходить на выборы. Такие своеобразные толкования выборов связаны с тем, что от результатов выборов слишком много зависит. Их итогами является избрание глав государств, создание правительств, которые будут определять внутреннюю и внешнюю политику страны, назначать налоги или наоборот ослаблять налоговый пресс и вообще влиять на условия жизни граждан.
Выборы – это всегда борьба идей, борьба людей, борьба экономических (и иных) лидеров. Поэтому, кроме обычных норм и правил, вокруг выборов еще и клубится иной раз некий туман недоговоренностей или наоборот строятся слишком четкие графики и схемы, доказывающие, что заранее все известно, и можно не беспокоиться противникам той или иной партии или того или иного кандидата, можно не беспокоиться и не суетиться. Например, в США долгое время была популярна, так называемая, «циклическая теория выборов», согласно который исход предвыборной борьбы зависит от природных циклов, связанных с погодой, с фазами луны и т.д. Авторы этой теории утверждали, что существует всеобщий циклический закон, который определяет и смертность от сердечных болезней, и вспышки эпидемий, и ход рыбы на нерест и т.д., и он, естественно, действует якобы и в сфере общественной жизни, поэтому надо не столько изучать потребности граждан, сколько изучать эти природные явления.
Один из французских теоретиков, придерживался похожих взглядов, и писал, что выборы во Франции во многом определяются характером почвенного покрова на избирательном округе: если почва богатая, плодородная, то там богатые крестьяне и там более прочное положение правых консервативных партий. Если почва бедна, там предпочитают левые партии. Как говорится, что–то в этом есть, но не в этом суть проблем избирательных процессов.
Элементы мистики часто возникают вокруг выборов. Особенно часто пытаются найти что–то неясное и непредсказуемое не ученые, а публицисты, иногда действительно влияя этими изысканиями на исход выборов. Например, в США некоторое время назад была популярна теория «нулевых президентов». Согласно этой теории президент, избранный в тот год, который заканчивается нулем, имеет плохую судьбу, и его ждут всяческие опасности. Была даже составлена таблица. Первым в этой таблице стоит 9-й президент – Уильям Генри Харрисон, – который был избран в 1840 году и вскоре умер (1841). Затем идет 16-й президент Авраам Линкольн, который был избран в 1860 году и погиб от пули убийцы в 1865-ом после переизбрания. Затем идет 20-й президент Джеймс Гарфилд, который был избран в 1880 и был убит в 1881-ом. Далее – 29-й президент Уоррен Гардинг, который был избран в 1920 и умер в 1923-м. Затем – президент Франклин Делано Рузвельт, который избирался четырежды, одно из его избраний пришлось на 1940 год, он умер, как известно, будучи президентом, весьма внезапно и скоропостижно, неизвестно от чего. Затем – самый знаменитый, тридцать пятый, президент США – Джон Фицджеральд Кеннеди, который избран в 1960 году и погиб от пули убийцы в 1963-м. Иногда сюда включали даже Рональда Рейгана, который был избран в 1980 году. Как известно, на него было покушение, но счастливую судьбу Рейгана объясняют тем, что современная медицина спасла его после покушения, а если бы это случилось 50 или 100 лет назад, он бы непременно погиб. Мы полагаем, что, конечно, научной ценности эта теория не имеет, но, как говорится, впечатление производит.
Источники избирательного права
Источники избирательного права часто делятся на писаные нормы и неписаные нормы. Писаные нормы включают акты, принятые государственными органами, а, кроме того, иногда и акты общественных организаций. К писаным нормам относят, прежде всего, конституции, законы и акты, имеющие силу законов. Иногда это подзаконные акты и различные инструкции. К писаным нормам также относятся международные договоры, которые могут содержать основные принципы избирательного права, как ранее процитированная нами Всеобщая декларация прав человека. К писаным нормам относят также парламентские регламенты или уставы, судебные решения, которые используются в качестве судебных конституционных прецедентов. Нормы общественных организаций, которые иногда составляют часть избирательного права – это уставы политических партий.
К неписаным нормам относят правовые обычаи и традиции и, в некоторых случаях, – толкования норм о выборах, которые иногда проводят высшие избирательные комиссии или верховные трибуналы по выборам.
Конституции, регулируя вопросы избирательного права, часто закрепляют нормы о выборах в разделах, посвященных правам и свободам граждан, где право избирать и быть избранным закрепляется, как одно из важнейших политических прав. В ряде случаев нормы, относящиеся к выборам, содержатся в разделах, которые касаются высших органов власти государства, поскольку высшие органы власти формируются путем выборов. В ряде конституций выборам, избирательному праву посвящены специальные главы или разделы конституции. Для современного конституционного процесса это становится все более характерным явлением.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12