Избирательное право. Референдумы и плебисциты

Принципы избирательного права

К числу принципов – основополагающих, стержневых и самых главных в данной сфере права относятся:

·     принцип всеобщности избирательного права;

·     принцип свободного участия в выборах;

·     принцип равного избирательного права;

·     принцип тайного голосования.

При соблюдении этих условий выборы считаются демократическими. Поэтому, практически все современные зарубежные конституции закрепляют эти принципы проведения выборов.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все избирательные права (прежде всего, активное избирательное право – право избирать, и пассивное избирательное право – право быть избранным) признаются за всеми взрослыми, психически здоровыми гражданами, не отбывающими наказания в местах лишения свободы. Круг лиц, обладающих избирательным правом, достаточно широк. Принцип всеобщности избирательного права, которое сейчас кажется очевидным, когда–то отсутствовал, и избирательное право не было всеобщим, потому что существовали многочисленные цензы, ограничивающие участие очень многих категорий людей в выборах. Например, в большинстве стран Западной Европы женщины получили право избирать и быть избранными только после Первой мировой войны. Существовало множество иных цензов, например, до 20-х годов нынешнего века существовали имущественные цензы, цензы образовательные и т.д. Идея всеобщего избирательного права далеко не сразу проникла во все сферы общества и во все умы, особенно в умы людей, принимающих решения и определяющих судьбы стран и народов.

В некоторых случаях и в настоящее время определенные категории граждан не могут участвовать в выборах в качестве кандидатов. Например, ряд стран ограничивает пассивное избирательное право для военнослужащих, для священнослужителей. В некоторых случаях не допускаются к выборам в качестве кандидатов должностные лица, занимающие государственные должности: судьи общих судов или члены конституционных судов. Во Франции не могут избираться в любом избирательном округе префекты, которые выполняли свои функции на данной территории. В некоторых странах вообще государственные служащие не могут выдвигать свои кандидатуры на избираемые должности: принцип государственной службы предполагает непартийность, поэтому участие в выборах исключается. Исключается в некоторых странах возможность баллотироваться сразу в несколько органов: например, депутат нижней палаты не может претендовать на членство в верхнюю палату. Такие запреты для некоторых категорий граждан называются несовместимостью. Несовместимость не означает ограничения прав человека, потому что, если есть желание быть избранным, то можно отказаться, например, от государственной службы или выйти в отставку со службы военной и т.д. То есть имеется возможность изменить свой правовой статус, после чего заняться политикой и выдвигать свою кандидатуру на ту или иную должность.

В некоторых странах есть особые требования для избирателя или кандидата. Например, в Мексике исключаются из списков избирателей наркоманы, в Голландии – лица, лишенные родительских прав. В Англии не участвуют в выборах банкроты. Такое же правило есть в Индии. В некоторых странах есть специальное ограничение для натурализованных граждан, т.е. для граждан, получивших гражданство не по праву рождения, а в результате приема гражданства. Например, в Аргентине натурализованные граждане получают право голоса лишь спустя 3 года после получения гражданства, в Тунисе – через 5 лет, в некоторых странах натурализованные граждане вообще не получают права голоса. В некоторых странах ограничений избирательного права для активного права нет, но для пассивного права бывает.

Равное избирательное право означает, что все граждане, которые имеют право участвовать в выборах, имеют равные права и равные обязанности как избиратели и как кандидаты. Этот принцип равного избирательного права означает, что избиратель имеет один голос, и голос каждого из избирателей равен голосу других, т.е. нет и не может быть каких–то преимуществ одного избирателя перед другим. Это равенство граждан в политической жизни.

Равное избирательное право включает также требование в равенстве избирательных округов, т.е. чтобы округа были примерно равны по численности населения. В XIX веке существовало понятие «плюральный вотум» (в некоторых странах он существовал до середины нынешнего века), означавший, что один избиратель мог иметь несколько голосов. Например, в Великобритании до 1948 года было такое правило, что британский гражданин мог голосовать и по месту жительства, и по месту его недвижимости (земельной собственности). Можно было утром проголосовать в Лондоне, а затем переехать на свой земельный участок где-нибудь в Эссексе и там проголосовать второй раз. Такая система сейчас является анахронизмом и нигде не применяется.

Очевидно, что равное избирательное право – демократический принцип. Однако некоторые страны допускают отклонения от этого принципа и как раз из самых благих побуждений. Например, в Бангладеш из 330 мест в парламенте 30 зарезервировано для женщин. Эти места заполняются после выборов членами парламента для представительства женщин в парламенте, иначе они туда, скорее всего, не попали бы. В государстве Бутан из 150 мест в парламенте 10 отданы представителям духовенства – буддистским монастырям. В Индии несколько постоянных мест закреплены за представителями англо-индийской общины – лицами, происходящими от смешанных браков между англичанами и индийцами. Кстати говоря, в Индии Верхняя палата имеет обязательные квоты: 1/12 Верхней палаты избирается от лиц с университетским образованием, и 1/12 – от учителей. Это делается умышленно для того, чтобы увеличить процент образованных людей в законодательном органе.

В Индонезии в парламенте 100 мест принадлежит вооруженным силам, которые назначаются президентом. Во французском Сенате есть 12 сенаторов, которые представляют французскую диаспору – французских граждан, живущих за границей, и они избираются особым путем: Советом французов, проживающих за границей.

Иногда принцип равного избирательного права формулируют как «один человек – один голос». Это совсем не обязательно. Например, на парламентских выборах в Федеративной Республике Германии каждый избиратель имеет два голоса, потому что там смешанная система выборов, и голосование проходит как по мажоритарной системе, то есть, каждый человек избирает конкретного кандидата, и по пропорциональной системе – когда человек избирает партию. Но поскольку все избиратели имеют два голоса, это также означает равенство.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ему в выборах или нет, если участвовать, то на каком этапе, в какой форме. Принцип свободных выборов существует не во всех странах, если считать, что ряд стран закрепляет обязательность голосования, обязательные выборы. По традиции, в англосаксонской правовой системе принцип свободного участия считается незыблемым принципом, и там существует правило, хотя и звучащее несколько абсурдно: если хотя бы один избиратель участвует в выборах, то выборы считаются состоявшимися.

Принцип тайного голосования представляется очень ясным. Суть его в том, чтобы никто не мешал избирателю выразить его волю, чтобы никто не видел, кого он выбирает, чтобы исключить постороннее влияние на свободное волеизъявление. Тайное голосование известно практически всем странам, но, как указывают разные источники, введено оно было только в последней трети XIX века, во всяком случае, в странах Западной Европы. Тайное голосование обеспечивается тем, что процедура голосования проводится в специальной закрытой кабине. Кабины делаются из легких подручных материалов, но в данном случае важна не «бронебойность» этой кабины, а то, чтобы никто не видел, какой знак и против какой фамилии ставит избиратель, заполняя бюллетень.

В США очень распространены машины для голосования. Они упрощают процесс голосования. Эти машины также устанавливаются в закрытых кабинах. При помощи такой машины голосование проводится быстро, человек, нажимая рычажки, выбирает кандидата в президенты и одновременно с этим выбирает сенатора, члена Палаты Представителей, мэра города, советника в муниципальный совет, участвует в местном референдуме и т.д.

В некоторых странах бюллетень выдается в специальном плотном конверте, и человек, зайдя в кабину, вынимает его из конверта, заполняет, прячет обратно в конверт и опускает в урну. Это подчеркивает особую тайну этого голосования.

В некоторых странах, борясь с избирательным мошенничеством, с нарушением законодательства о выборах, фактически нарушают тайну голосования. Например, в некоторых штатах США (Колорадо) на бюллетене для голосования ставится цифра, число, совпадающее с порядковым номером избирателя по списку. В штате Южная Каролина избиратель получает бюллетень после того, как называет, за кого он собирается голосовать. В некоторых штатах еще во время регистрации избиратель отвечает на вопрос, за кого он будет голосовать.

Достаточно интересна процедура голосования в Великобритании. Там граждане получают бюллетени, которые сброшюрованы в специальную книгу. Бюллетени имеют номер, корешок имеет тот же номер. При желании, используя оставшиеся на корешке цифры, можно узнать, как проголосовал человек, получивший бюллетень с определенным номером.

В ряде стран допускается голосование по почте (Швейцария, Великобритания, Дания). Естественно, когда человек посылает бюллетень в конверте, который имеет адрес, тайна отсутствует. Существует голосование по доверенности (в Бельгии, Голландии). Конечно, доверенность должна быть заверена либо местными органами власти, либо нотариусом Образовательный ценз можно назвать естественным цензом, потому что, как справедливо. При таком голосовании также не будет тайны голосования.

В любом случае, отметим, что меньше всего жалоб на нарушения, связанные именно с тайной голосования. Как правило, в демократических государствах люди не боятся признаться в том, за кого они голосовали. В этом нет ничего опасного или стыдного. Тайна голосования в демократическом государстве сейчас представляется лишь давнишним правовым обычаем, ныне закрепленным в законе. Тайна голосования весьма важна лишь при тоталитарном режиме. Но при тоталитарном режиме не бывает свободных выборов – там не имеет значения, тайное голосование или открытое, потому что если выборы в тоталитарных режимах и проводятся, то итоги их всегда бывают такими, чтобы устроить этот тоталитарный режим и его руководителей.

Избирательные цензы

Избирательные цензы – установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. В ряде случаев они совпадают, а в некоторых не совпадают. Есть специфические требования и для избирателей и для кандидатов.

Избирательные цензы можно разделить на две группы. Одна из них – естественные избирательные цензы, а другая – произвольные избирательные цензы, т.е. не совсем естественные, ограничивающие свободу граждан.

К избирательным цензам первой группы следует отнести возрастной ценз. Это требование, согласно которому избиратель должен достичь определенного возраста, после которого он приобретает право голоса. Возрастной ценз для пассивного избирательного права означает то же самое, только он касается кандидата в депутаты или на избираемую должность. Возрастной ценз – естественное требование, потому что невозможно представить, чтобы ребенок, или хотя бы подросток, могли бы со знанием дела выбирать депутатов в представительные органы власти – в парламент. Каким бы умным и способным не был несовершеннолетний гражданин, нужно иметь минимальный жизненный опыт и реальное представление, кого и куда ты будешь выбирать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты