(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 249-ФЗ).
Таким образом, мы считаем, что защитник не правомерно не был допущен к участию в деле.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 статьи 14.16 КоАП РФ, рассматриваются судьями.
Протокол об административном правонарушении на основании статьи 28.3 п.1 и 63 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также должностные лица органов внутренних дел (милиции).
Задача № 2
Гражданин Петров 12 ноября обратился в суд с заявлением об оспаривании действии сотрудников ППС, незаконно остановивших его на улице Ленина 11 сентября. Сотрудники милиции избили его и отобрали сотовый телефон. Гражданин потребовал привлечь сотрудников милиции к ответственности, вернуть телефон, возместить расходы на лечение(5 тысяч рублей) и моральный ущерб (3 тысячи рублей).
Судья обязал явиться в судебное заседание представителя ОВД соответствующего района и истребовал доказательства по делу. Представитель не явился, сославшись на занятость, доказательства непричастности сотрудников не представил, так как посчитал, что обязанность по доказыванию вины сотрудников возлагается на гражданина; гражданину следовало обратиться сначала с жалобой в ОВД.
Оцените правомерность действий судьи и должностных лиц милиции.
Решение
Пункт 2 ст. 11 Закона «О милиции» устанавливает три основания проверки сотрудниками милиции у гражданина документов, удостоверяющих его личность: а) при подозрении гражданина в совершении преступления; б) при наличии повода к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении; в) при предположении, что гражданин находится в розыске.
Достаточные основания подозревать гражданина в совершении преступления установлены ст. 91 УПК РФ. Это такие случаи, когда:
а) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
б) потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
в) на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены следы преступления;
г) имеются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, если это лицо пыталось скрыться.
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении определены ст. 28.1 КоАП РФ. В качестве них в нашем случае выступают:
а) непосредственное обнаружение сотрудником милиции достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
б) поступившие в милицию из других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
в) сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
При непосредственном обнаружении сотрудником милиции события административного правонарушения достаточными данными могут служить, в частности, личное восприятие сотрудником милиции события правонарушения (в том числе, например, с помощью технических средств контроля скорости движения транспортных средств), показания потерпевших и очевидцев на конкретное лицо как на совершившее административное правонарушение, обнаружение на конкретном лице, на его одежде, при нем или в жилище лица следов административного правонарушения.
Значит, сотрудники милиции вправе были остановит гражданина Петрова, для проверки документов.
В ст. 12 Закона о милиции идет речь об условиях и пределах применения милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также об определенном порядке их использования, который включает в себя законодательно установленные действия сотрудника милиции перед, в момент и после применения силы и оружия.
При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан:
предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;
обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление первой помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников; (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)
уведомить прокурора о всех случаях смерти или ранения.
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.
Данных действий сотрудников милиции из условия задачи не усматривается, а следовательно, их действия по применению физической силы в отношении гражданина Петрова не законны и не обоснованны.
На основании статьи 39 ФЗ «О милиции» гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.
Порядок судебного обжалования урегулирован Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В соответствии с ним каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих нарушены его права и свободы.
Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица.
Согласно ст. 6 ФЗ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Руководствуясь вышеизложенными положениями, считаем, что утверждения представителя правоохранительных органов не законны.
Задача № 3
На имя генерального директора ОАО с заявлением о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы обратились:
- заведующий складом для проведения ремонта квартиры;
- товаровед, допущенный к вступительным экзаменам в университет;
- вахтер, являющийся инвалидом 3 группы.
Обязан ли директор предоставить отпуск?
Решение
В соответствии с частью 2 статьи 128 ТК РФ работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году;
работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;
родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14 календарных дней в году;
работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году;
работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней;
в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.
Применительно к нашему условию задачи, считаем, что директор ОАО обязан по заявлению вахтера, являющегося инвалидом 3 группы, предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы.
Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы (ст. 173 ТК РФ):
работникам, допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, - 15 календарных дней;
работникам - слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов - 15 календарных дней;
работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации - 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
Работникам, успешно обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Как видим, директор ОАО также обязан по заявлению товароведа, допущенному к вступительным экзаменам в университет, предоставить отпуск без сохранения заработной платы.
Заведующему складом, для проведения ремонта квартиры, работодатель вправе, но не обязан трудовым законодательством предоставить отпуск без сохранения заработной платы.
Задача № 4
От случайного взрыва на железной дороге погибло несколько пассажиров. Среди них оказались супруги Нестеренко. У супругов не было общих детей, у мужа не было родителей. Дочь жены от первого брака обратилась в нотариальную контору с заявлением о передаче ей по свидетельству о праве на наследство как имущества матери, так и имущества отчима. Она заявила, что поскольку у отчима наследников по закону нет, его имущество должна была получить по наследству его мать. Но по правилам наследственной трансмиссии делает это она.
Нотариус разъяснил дочери, что она права на наследство отчима не имеет.
Соответствует ли разъяснение нотариуса закону?
Решение
Наследственная трансмиссия представляет собой переход права на принятие наследства, что заключено в названии ст. 1156 ГК РФ. Отличительной особенностью этого института является обособление отношений наследования, складывающихся в связи со смертью наследника, призванного к правопреемству в открывшемся наследстве, от иных отношений наследования, возникших в связи со смертью самого этого наследника, оказавшегося в положении наследодателя по отношению к своему имуществу.