Классические и современные теории о сущности государства

Классические и современные теории о сущности государства

Содержание


Введение

Глава 1. Классические теории о сущности государства

1.1 Предпосылки, понятие и сущность государства

1.2 Классические теории о сущности государства

Глава 2. Современные теории о сущности государства

2.1 Либертарно - юридическая теория

2.2 Патримониальная теория

2.3 Патерналистская теория

2.4 Теологическая теория в условиях современности

Заключение

Список используемых нормативно-правовых актов

Список используемой литературы


Введение

сущность государство классическая современная теория

Тема моей курсовой работы – «Классические и современные теории о сущности государства». Я выбрала данную тему, потому что рассуждая о теориях происхождения государства, я столкнусь с различными точками зрения и вариантами ответа на один и тот же вопрос.

Существует множество теорий происхождения государства. Среди теоретиков государства никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

Что же вообще такое « Теории происхождения государства»? Теории происхождения государства – это теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия причины возникновения государства. Теории происхождения государства входят в предмет исследования науки – теория государства и права. Теория государства и права – это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно – правовой действительности.[1] Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо научиться различать друг от друга. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебного процесса и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практические знания. Теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

В своей работе я считаю необходимым раскрыть классические теории, такие как: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая, психологическая, органическая, ирригационная и современные теории: либертарно – юридическую, патримониальную, патерналистскую и теологическую теорию в условиях современности.

Предметами рассмотрения в моей курсовой работе выступают традиционные и современные теории происхождения государства, а также их особенности и объяснение, почему та или иная теория утопична.

Объектом моей работы будет исследование, рассмотрение и анализ выбранных мною теорий.

Что же касается методов, используемых в моей курсовой работе, то это такие методы[2], как:

историзм (исторический подход позволяет рассматривать государственные и правовые явления в развитии, позволяет определять основные этапы развития, позволяет вскрыть причины их происхождения).

анализ (позволяет выявить структуру государства и права, систематизировать и уточнять знания и представления от исследуемых правовых явлений).

синтез (суть - в результате анализа различных свойств правовых явлений выбирается главное целое).

метод сравнения (по средствам его исследуются аналогичные сходные институты нескольких государств и систем права).

гипотеза (научные предположение, выдвигаемое для объяснений какого-либо явления, требующего проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научным открытием).

плюрализм (позволяет учитывать различные научные представления о возникновении государства и права).


Глава1 Классические теории о сущности происхождения государства

1.1 Предпосылки, понятие и сущность государства


Ряд ученых – мыслителей придерживались различных точек зрения и выдвигали свои теории по изучению вопроса происхождения государства. Сформировалась целая плеяда философских теорий, каждая из которых имеет свои зерна, позитивные моменты, но вместе с тем в них есть и слабые стороны, за которые можно критиковать ту или иную теорию.

Каждая из десяти теорий, которые я буду рассматривать в своей курсовой работе, утопична.

Но они являются обязательными по прохождению в дисциплине «Теория государства и права», поэтому к каждой теории я кратко расскажу, кто её основатель, когда она возникла, коротко её суть и почему та или иная теория не имела места быть, то есть была утопична.

Но прежде чем говорить о самих теориях государства надо сначала сказать, что такое государство, рассказать о его признаках и предпосылках его образования.

Государство[3] – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, оно издает юридически обязательные веления, которые называются нормы права, имеет специальный аппарат управления и принуждения и обладает суверенитетом[4].

Государство, на какой бы определенной ступени общественного развития оно не находилось, на более ранних или более поздних ступенях развития, всем государствам истории и современности присущи общие признаки[5]:

1)Государство и государственная власть распространяются на все население и в пределах определенной территории. Территориальное разделение населения определяется принадлежностью к определенному гражданству государства и установлению пространственных пределов – государственной границы. Сама территория не порождает государства, она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть.

2)Государство располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Например: армия, полиция, чиновники и т.д.

3)Государство обладает суверенитетом. Суверенитет – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости ветвей власти на всей территории, а так же в сфере межгосударственных отношений. Суверенитет бывает двух видов: суверенитет народа – он означает его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав государственных органов или контролировать деятельность этих органов. Национальный суверенитет – это право каждой нации, проживающей на территории данного государства в данном случае Федерации на самоопределение, выход из состава Федерации и образование самостоятельного государства.

4)Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом и принимать решение.

5)Легальность власти. Юридическое обоснование власти, т.е. официально власть закреплена в Конституции РФ.

6)Легитимность власти. Качество взаимоотношения власти и подвластных, т.е. насколько интересы народа воплотились в решениях и действиях государственной власти.

Будучи главной управленческой силой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, т.е. учета и координации интересов различных групп населения. В деятельности государства на первый план начинают вступать такие правовые институты как: разделение властей, верховенство закона, плюрализм мнений, высокая роль суда, преодоление социальных разногласий.

Существенно изменяется роль государства и на международной арене, которая требует взаимных уступок, разумных договоренностей, сохранение мира, предотвращение вооруженных конфликтов. Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как социальное и правовое государство.

Каковы же были предпосылки образования государства? Важную роль к формированию предпосылок возникновения государства сыграло общественное разделение труда, которое впоследствии дало толчок росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продуктов, чем необходимо ему для жизни, в результате этого появился избыточный продукт, а это ведет к возникновению частной собственности. В результате появились богатые и бедные. В таких экономических условиях был необходим властный орган, который смог бы обеспечить преимущество интересов одних над другими. Такой организацией, выделившейся из общества и сосредоточившей власть в своих руках и стало государство.

1.2 Классические теории о сущности государства

Итак, одной из древнейших теорий происхождения государства была теологическая теория[6]. Но наиболее широкое распространение она получила в эпоху Средневековья и была направлена на обоснование превосходства церковной власти на светской властью. Основоположником теологической теории государства считается Фома Аквинский, а позже у него были и сподвижники (Жорж Марител, Давид Мерсье…).

Согласно теологическим учениям, государство служило воплощением божественного провидения, и потому государственная власть вечна, и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени Бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Начиная с IX-X вв. формируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства Богом были даны два меча – церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой власти монарха, напротив, утверждали, что короли и цари получили свой меч непосредственно от Бога.

Эта теория утопична, т.к. она не позволила определить и усовершенствовать форму государства, улучшить государственное устройство, поэтому эта теория недоказуема, т.к. построена на вере в Бога.

Патриархальная теория[7] – представители: Аристотель, Филлер, Михайловский. Эта теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Люди – это существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастание семьи в результате объединения людей приводит к образованию государства, а власть государя – это продолжение власти отца в семье, который выступает неограниченно. Как и в семье – отец, так и государь не выбирается, не смещается подданными людьми, т.к. они все его дети. Положительными чертами патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности первый в России последователь патриархальной теории, русский социолог Н.К.Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты