4) Неперсонифицированность, т.е. отсутствие адресата. НП адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.
5) Право выражает волю народа.
6) Право устанавливается и обеспечивается государством.
2.2 Патримониальная теория
Вторая современная теория о сущности и происхождении государства, которую я рассмотрю в своей курсовой работе, будет патримониальная теория[17].
Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих, на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.
С древних времен пошло так, что землей обладал не каждый, а только состоятельные люди. Земля покупалась сразу с людьми, проживающими и работающими на ней. И власть собственника земли распространялась на «его рабов», т.е. крестьян. Крестьяне были обязаны соблюдать, сохранять и чтить законы и значимые желания и повеления их «хозяина», на чьей земле они проживали. Мнение низшего сословия не интересовало высшие сословия, и не важно хотели ли крестьяне трудиться на этого феодала, который их покупал, или не хотели. Исполнение воли «хозяина» не обсуждалось и выполнялось беспрекословно.
За невыполнение приказа или его обсуждение, раба или крестьянина (в зависимости от страны, о которой будет идти речь) могли забить камнями, лишить земли и места проживания. Всем известно, что на Руси крестьянские семьи имели много детей, и терять кормильцу работу никак было нельзя, поэтому крестьяне соглашались на любые условия, отношения и обращения которым они подвергались.
2.3 Патерналистская теория
Патерналистская теория[18] возникла от слова патер - отец. В этой теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.
Суть данной теории похожа на патриархальную теорию, только в патриархальной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. Полагаясь на Библию, Р.Филмер делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. А в патерналистской теории государство приравнивается к понятию «семья».
2.4 Теологическая теория в условиях современности
Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Мартен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счете, именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
В настоящее время теологической теории придерживаются верующие в Бога люди. Атеисты же примут какую угодно любую другую теорию только бы теологическую.
Служители церкви так же придерживаются теологической теории[19], потому что именно Бог сотворил землю, животных, растения и прочее, что населяет и обитает на «земле грешной».
Государство зародилось по велению Божьему, именно Бог дал нам законы – «заповеди Христовы». Если вникнуть в историю и проанализировать эти девять заповедей, то можно увидеть, что соблюдая эти заповеди, мы не будем нарушать свободу других граждан, причинять вред и боль людям, и все это сводится к тому, что Бог сотворил правовое государство, только управляет им не сам он, а человек, которого он послал на землю для управления.
Какова же социальная сущность правового государства? Социальная сущность правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. В центре внимания находится человек. Именно поэтому в 1991году Верховным Советом РФ принимается Декларация прав и свобод человека и гражданина.
Из этого можно сделать вывод, что государство признает приоритет прав и свобод человек, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государства[20].
На долю правового государства выпало много характеристик ученых -философов различных эпох[21].
I период - Древние мыслители античности.
«Правовое государство – это наиболее разумная и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. »
II период - Период рождения феодализма.
« Цель правового государства – обеспечение каждому свободного использования имущества и безопасности. »
III период – Период ранних буржуазных революций[22].
Спиноза:
« Правовое государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение его жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу. »
Локк:
«Задача правового государства – обеспечить свободу каждого, следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон. »
Монтескье:
«Свобода – есть право делать все, что дозволено законом»
Кант:
«Правовое государство-это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. »
Гегель:
«правовое государство – наиболее современная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе. »
Итак, правовое государство в своей деятельности связано и ограничено правом, поскольку стоит под правом, а не вне и не над ним.
Во второй главе я рассмотрела наиболее яркие современные теории о сущности государства.
На примере патерналистской теории видно, что учения, мысли и выводы ученых прошлых временных лет оказывали огромное влияние на наших современников, которые жили в XX-XXI веках.
Заключение
В своей курсовой работе я рассмотрела такие теории, как: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, психологическая, классовая, органическая, ирригационная, либертарно – юридическая, патримониальная, патерналистская и теологическая теория в условиях современности.
В каждой теории кратко изложена ее суть, основоположник и его последователи, где эта теория имела свое зарождение и в какой исторический период.
Прежде чем говорить о самих теориях я дала определение государству, рассказала его признаки и причинный путь его формирования, потому что такое понятие как «государство» и понятие «право» имеют огромное значение, и они взаимосвязаны с теориями их сущности и происхождения.
Без государства и права не было бы никаких теорий, следовательно и не о чем было бы писать курсовую работу.
Главной задачей курсовой работы было рассмотрение теорий. Именно эти задачи и преследует данная работа. Она содержит основы теории государства и права с пояснениями. В работе рассмотрены широкоизвестные теории и менее известные.
После каждой главы приводится краткий вывод по написанному.
Помимо теоретических данных в моей работе представлены изречения философов – юристов к той или иной теме или теории. Чтение лишь теоретических данных трудно воспринимается и понимается читателем и слушателем. Поэтому я затронула мнения современников, и язык, которым написана курсовая доступен для читателей различных учебных заведений.
Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся сущности и происхождения государства. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, теориях и характере происхождения государства. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
Такой плюрализм различных мнений в основании и сущности государства вызван традициями и почитаниями различных стран. Потому что идея той или иной теории о сущности и происхождения государства зависит не только от временных рамок, в которые она была осмыслена и выдвинута в свет, но и в зависимости от законов и порядка в стране.
Любая наука стремится найти определенный способ, средства и классификации изучаемых ею явлений, которые могли бы позволить свести все многообразие к определенному единству и выявить закономерности.
Но все же в некоторых странах, как мне кажется, имеет место быть лишь одна теория. Я имею ввиду мусульманские страны. Главный признак этих стран – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда и в них нужно верить и строго соблюдать. Источником религиозно – нравственных норм и ценностей является Коран.
Коран[23] – это священное писание мусульман, он состоит из текстов поучений, произнесенных пророком Мухаммедом в городах Мекке и Медине в 610 – 632 гг. Полный текст Корана впервые был записан при третьем преемнике Мухаммеда (главы всех мусульман) халифе Османе (644-656). Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на отдельные стихи (аяты). Согласно мусульманской традиции, текст Корана был продиктован пророку Мухаммеду ангелом Джабраилом. Все земные тексты Корана являются копиями его небесного оригинала, хранящегося возле трона самого Аллаха.
Итак, выводом из этого следует, что мусульманские страны принимают лишь одну теорию о сущности и происхождении государства – теологическую.
Зато в России и Европе признаны сразу все теории, которые перечислены в моей работе и у каждой теории есть свои последователи, которые продвигают ту теорию, которая им ближе.
Я уверена, что философы – юристы не остановятся на достигнутом, и в последующих годах будут развивать уже имеющиеся теории и издавать новые теории. В каждой из них будут свои минусы и плюсы, правда и неправда, но все равно, каждая теория будет утопична, потому что никому не было известно, не известно сейчас и вряд ли будет известно в будущем что именно дало толчок к образованию государства и права, и развитию их сущности.
Людям остается лишь гадать, какая из утвержденных или утверждающихся теорий близка к истине.
Я считаю, что тематика написанной мною курсовой работы достаточно интересна и просто необходимо было раскрыть эту тему, с помощью исторического и анализирующего метода.
Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.
Литература
Список используемых нормативно-правовых актов
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Список используемой литературы
1. Балязин В. Мудрость тысячелетий/Энциклопедия. М.// РООСА,2006г.
2. Володихин Д. и Хлебалина Е. Универсальная школьная энциклопедия в 2т./ М.: Аванта+. 2003г.
3. Кудинов О.А.Теория государства и права: Учебник/– 2-е изд., перераб. и доп. – М: «Ось-89», 2008г.
4. Лазарев В.В. Общая теория государства и права/2-е изд. исправ. М., 2001г.
5. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/– М.: Юристъ,2000
6. Марченко М.Н. Общая теория государства и права/ Академический курс исправ. в 2т./ М., 2002г. Т.1 гл. 7
7. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права: Учебник/. –М.://ИНФРА 2004г.
8. Смоленский М.Б.Основы права: Учебное пособие/– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.
Размещено на
[1] Теория государства и права: Учебник/Под ред. А. В. Малько. – М.: Юристъ,2000
[2] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.
[3] Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.
[4] Конституция РФ 12.12.1993г.-Раздел 1. Глава 1. Ст.4 п.1
[5] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.
[6] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.
[7] Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.
[8] Теория государства и права: Учебник/Под ред. А. В. Малько. – М.: Юристъ,2000г.
[9] Теория государства и права: Учебник/Под ред. А. В. Малько. – М.: Юристъ,2000г.
[10] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.
[11] Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.
[12] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.
[13] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.
[14] Общая теория государства и права: Учебник/Под ред. В. С. Нерсесянц. – М.: //ИНФРА 2004г.
[15] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.
[16] Общая теория государства и права: Учебник/Под ред. В. С. Нерсесянц. – М.: //ИНФРА 2004г.
[17] Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.
[18] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.
[19] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.
[20] Общая теория государства и права/Под ред. В.В. Лазарева 2-е изд. исправ. М., 2001г.
[21] Общая теория государства и права/ Академический курс исправ. в 2т./Отв.ред.М. Н. Марченко. М., 2002г. Т.1 гл. 7
[22] Мудрость тысячелетий/Энциклопедия. Автор-составитель В. Балязин. М.,2006г.
[23] Универсальная школьная энциклопедия в 2т./Глав.ред. Е.Хлебалина, вед. Ред. Д. Володихин.- М.: Аванта+. 2003г.