Классификация источников финансового права
Содержание
Список используемой литературы
По каким признакам можно классифицировать источники финансового права? Приведите примеры источников каждой классификационной группы
Источники финансового права РФ - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Источниками налогового права являются акты национального и международного права, содержащие нормы, которыми регулируются отношения в сфере налогообложения.
Система источников налогового права, иерархически выстроенная по юридической силе актов, условно выглядит следующем образом.
Конституция РФ;
Нормы международного права и международные договоры РФ;
Решения Конституционного Суда РФ;
Законодательство о налогах и сборах (специальное налоговое законодательство), которое в свою очередь включает в себя следующие элементы:
федеральное законодательство о налогах и сборах состоящее из:
Налоговый кодекс РФ;
Иных федеральных законов о налогах и сборах;
региональное законодательство о налогах, т.е. законы субъектов РФ
нормативно-правовые акты о налогах, принятые представительными органами местного самоуправления.
Иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права (общее налоговое законодательство).
Подзаконные нормативно правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:
Акты органом общей компетенции:
указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и взиманием сборов, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и взиманием сборов, принятые исполнительными органами местного самоуправления;
акты органов специальной компетенции, т.е. ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и взиманием сборов, издание которых прямо предусмотрено НК РФ.
Признакам источников финансового права можно назвать трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государств и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Главный источник финансового права - Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов РФ, а так же уставы муниципальных образований (ст.66 КРФ). В Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государств в целом и по отдельным ее направлениям. Аналогично содержание упомянутых актов субъектов РФ и муниципальных образований (применительно к уровню правового статуса соответствующей территории).
Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный кодекс РФ[1] и Налоговый кодекс РФ[2].
Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.
Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о налоговых органах, о валютном регулировании и т.д. Прежде эти сферы в значительной части регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.
Нормы финансового права содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками финансового права.
Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, ЦБ РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные). Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами (государственным таможенным комитетом и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга регулируемых ими в сфере финансовых вопросов соответственно сузился предмет регулирования этих органов, во многом их акты направлены на внутренние отношения.
Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ведомства и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).
Роль Конституционного Суда РФ принадлежит в том, что в результате рассмотрения конкретных дел формулирует свою правовую относительно конституционности применения правовых норм. Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что влечет за собой изменение законодательства.
Практическое задание № 1
Главный бухгалтер государственного предприятия не подписал документы на оплату работ по договору подряда, сославшись на то, что завышены нормы оплаты. Руководитель предприятия потребовал, чтобы главбух подписал документы и не вмешивался в его распоряжения об оплате труда. Когда главный бухгалтер отказался вновь от подписи, руководитель издал приказ об его увольнении за не исполнение своих обязанностей.
Каков порядок решения данного конфликта по закону? Какими полномочиями обладает главный (старший) бухгалтер, а также руководитель предприятия?
Прежде всего, необходимо отметить, что вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами (часть вторая ст.8 Закона о бухучете). Однако было бы большой ошибкой делать из приведенных положений Закона о бухучете вывод, о том, что главный бухгалтер вообще не несет никакой ответственности за труды свои праведные, а вся ответственность возложена исключительно на учредителя либо директора предприятия. Ответственность несет как "собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо)", так и бухгалтер. Вот только отвечают они за неисполнение различных обязанностей.
Согласно части третьей ст.8 Закона о бухучете "собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо)" несут ответственность за:
организацию бухгалтерского учета;
обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах;
сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет.
Данные нормы Закона, возлагающие ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) приведенных положений именно на учредителя и руководителя предприятия, абсолютно справедливы, поскольку все эти вопросы в современном правовом поле не относятся к компетенции бухгалтера и могут быть разрешены только учредителем либо руководителем предприятия. Причем такое разграничение зон влияний уже присутствовало в п.22 Положения № 250. Вопросы "организации бухгалтерского учета" входили в круг обязанностей главного бухгалтера (п.10 Положения № 59) только в советские времена, когда бухгалтер расценивался еще и как негласный наблюдатель за директором предприятия.
Впрочем, современное понятие "организация бухгалтерского учета" (которое может быть раскрыто через положения части четвертой ст.8 Закона о бухучете) существенно отличается от его понимания в контексте архаичного документа. Ведь, анализируя положения части четвертой ст.8, с достаточно высокой степенью вероятности можно предположить, что собственник предприятия (уполномоченный им орган) несет ответственность не за составление учетных регистров и отчетных документов, а лишь за выбор формы организации бухучета и создания всех необходимых условий для того, чтобы выбранная форма бухучета функционировала (часть шестая ст.8 Закона о бухучете).
Ответственность учредителя (руководителя) предприятия за обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах опять-таки не избавляет бухгалтера от ответственности за действия, связанные с обработкой и систематизацией первичных документов, а также от ответственности за составление искаженной финансовой отчетности. Иными словами, собственник (уполномоченный им орган) обязан лишь обеспечить фиксирование фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, причем эти первичные документы должны соответствовать требованиям ст.9 Закона о бухучете. В момент поступления первичного документа в бухгалтерию обязанность и, следовательно, ответственность руководителя предприятия по обеспечению составления такого документа и передаче его в бухгалтерию прекращается и начинается ответственность бухгалтера за совершение правильных действий по его обработке.
Вывод о том, что именно бухгалтер несет ответственность за действия, связанные с обработкой первичных документов, основан на части восьмой ст.9 Закона о бухучете, в которой сказано следующее: "Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, которые составили и подписали эти документы". Естественно, что не директор, а именно бухгалтер будет на основании первичных документов составлять регистры бухгалтерского учета, исходя из которых формируется финансовая отчетность.
А вот за достоверность данных в финансовой отчетности ответственны и руководитель, и бухгалтер. Так, в части первой ст.11 Закона о бухучете отмечено: "На основе данных бухгалтерского учета предприятия обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовая отчетность подписывается руководителем и бухгалтером предприятия".
Получается, что раз бухгалтер уже удостоверил своей подписью данные финансовой отчетности, то он тоже несет ответственность. Принцип обоюдной ответственности, заложенный в данной норме, вполне справедлив, поскольку финансовая отчетность является публичной. Недостоверные сведения, содержащиеся в ней, могут ввести в заблуждение достаточно широкий круг лиц и привести к различного рода убыткам. Причины недостоверности могут зависеть как от директора (не обеспечил, например, своевременное составление первичных документов и предоставление их бухгалтеру), так и от самого бухгалтера.