То есть распространение недостоверной информации выходит за пределы сугубо бухгалтерского учета. Такие действия могут повлечь за собой даже уголовную ответственность (например, предоставление заведомо ложной информации органам государственной власти может быть расценено как уголовно наказуемое деяние в соответствии с частью первой ст.222 УКУ).
Что же касается налогового законодательства, то к ответственности за его нарушение могут быть привлечены должностные лица налогоплательщика - субъекта хозяйствования. Причем, ни в КоАП8, ни в УКУ не сказано, что вместе с директором таким лицом в обязательном порядке является главный бухгалтер.
В то же время в различных формах налоговой отчетности содержится реквизит "подпись бухгалтера" или "подпись главного бухгалтера". А в соответствии с п.7.9 Порядка № 809 обязательным является предоставление сведений о главном бухгалтере (бухгалтере, если на предприятии нет бухгалтерской службы) как об ответственном за налоговый учет юридического лица при регистрации юрлица в качестве налогоплательщика. И только при отсутствии бухгалтера на предприятии (если собственником (директором) избрана иная форма организации бухгалтерского учета) эти сведения не предоставляются.
Получается, что бухгалтер (главный бухгалтер) обязан подписывать (то есть удостоверять достоверность данных) налоговую отчетность. Однако в соответствии с Законом № 218110 обязательства перед бюджетом считаются исполненными, если налоговые обязательства по налогам, сборам, обязательным платежам полностью начислены (отражены в налоговой отчетности), налоговая отчетность своевременно предоставлена в налоговую службу и сумма налоговых обязательств своевременно перечислена в бюджет. Может ли главбух, не имея права подписи на расчетных документах (в частности, на платежных документах), нести ответственность за несвоевременное перечисление налогов, сборов, обязательных платежей? И этот вопрос далеко не праздный.
Практическое задание № 2
В РФ существуют следующие виды вкладов:
на предъявителя;
бессрочные;
многоцелевые;
сберегательные;
депозитные;
валютные;
целевой накопительный.
Определите, имеются ли ошибки в приведенной классификации. Дайте правильные ответы, при необходимости дополните.
Основные потребности клиента при размещении свободных денежных средств в банке можно разделить на три основных направления - это накопление средств на какую-либо цель (накопительные вклады), сбережение накопленных средств (сберегательные вклады), получение дохода от свободных денежных средств (рентные вклады). Выделять в отдельный вид вклада текущие и банковские счета или вклады "до востребования" не имеет смысла, так как их основная функция расчеты, а не размещение средств в банках. Под расчетами понимается не только оплата товаров или услуг с помощью банковского перевода или использования платежной карты, но и получение зарплат, пенсий, пособий и других выплат, а также операции по погашению кредитов. В соответствии со статьей 36 главы VI ФЗ РФ N 395-1 от 02/12/1990 "О банках и банковской деятельности" дано следующее определение банковскому вкладу: Вклад - это денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.
Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.
В процессе работы многих банков происходит перепозиционирование вкладных услуг на разных этапах развития кредитной организации, особенно если розничный бизнес не является изначально приоритетной задачей для Банка. Но "розничные" банки стали появляться только в последнее время и в большинстве своем являются дочерними структурами крупных российских или зарубежных банков (Межпромбанк+, Внешторгбанк Розничные услуги, Ситибанк и прочие). Практически каждый российский банк, начиная работу с вкладами, в первую очередь привлекает своих VIP - клиентов, руководителей и сотрудников организаций, обслуживаемых в банке, деловых партнеров, а то и просто знакомых и друзей руководителей и владельцев Банка. Обрабатывая так называемый "ближний круг" клиентов и постепенно его, расширяя, переходя все дальше и дальше по цепочке рекомендаций своих клиентов. Это наиболее явный сегмент и естественно, его необходимо "разработать", особенно учитывая значительный объем денежных средств данной группы по отношению к затратам на привлечение, которые практически равны нулю. На этом этапе Банк получает значительный объем привлеченных ресурсов при небольшом количестве самих клиентов и затрат на их привлечение, возможность их обслуживания в "ручном виде", экономя на автоматизации процессов. Данные клиенты не поддаются панике в моменты кризисных ситуаций на рынке и размещают свободные средства на длительный срок. Следует отметить, что данный сегмент ограничен и в скором времени полностью исчерпает себя, после чего встает вопрос о дальнейшем развитии вкладного бизнеса в банке. Далее все зависит от стратегии топ-менеджмента и владельцев Банка, так как можно остановиться на достигнутом и продолжать работу с действующей клиентурой и полностью прогнозируемыми показателями. Второй вариант - развивать розницу, работая с физическими лицами, пришедшими в банк "с улицы", ориентируясь на рекламу и предложения Банка. Подобная стратегия несет с собой как огромные перспективы, так и значительные риски и затраты для Банка.
Далее, рассматривая реальные линейки банковских вкладов, легко определиться к какому из критериев относится каждый из предлагаемых вкладов.
Под обозначенные выше три цели и строят свои вкладные линейки банки, хотя иногда присутствуют, и имеет право на жизнь подход "универсального вклада конструктора". Под данным вкладом подразумевается универсальный продукт, который можно настроить под нужды клиента, гибко варьируя сроками, условиями частичного снятия и пополнения, суммой и другими условиями от которых в конечном итоге будет зависеть процентная ставка. Такой подход встречается, но в большинстве случаев может быть использован в рамках небольших банков с небольшой по численностью, но солидной по объему привлеченных средств, базой вкладчиков. Вторым сегментом использования этого продукта выступают продукты для VIP - клиентуры, которые уже по своей сути не приемлют стандартизированного подхода. Обслуживание VIP клиентов - это отдельное направление банковской деятельности, которое не отражает черты традиционной розницы, имея с ней только общность в том, что услуги предлагаются физическому лицу. Аналогии можно провести не из банковской сферы, в которой розничный банк можно сравнить с Макдональдсом, предлагающим стандартный набор бутербродов и прочей еды: обслуживание происходит быстро, достаточно качественно, но изменить что-то в получаемом продукте покупатель не может. Попробуйте купить только котлету от гамбургера, вряд ли это получится, хотя все эти продукты есть в наличии и из их совокупности готовится продукт. В свою очередь обслуживание VIP - клиентуры можно сравнить с фешенебельным рестораном, в котором Вам приготовят обед или ужин так, как Вы попросите, прожарят мясо до той степени готовности, которая Вам нужна и во всем пойдут на встречу. Аналогии можно проводить и дальше между фабричным костюмом и костюмом на заказ у портного и так далее. Хотя понятно, что доходы Макдональдса или фабрики по пошиву недорогих костюмов во много раз превышают доходы самых элитных конкурентов, именно из-за их массовости. Возможно, что направление - работа с VIP клиентурой вскоре станет основным в деятельности небольших кредитных организаций, которые не имеют конкурентных преимуществ перед лидерами рынка, в особенности - перед транснациональными банками.
В своей основной массе банки все же разделяют вклады по потребительским свойствам и создают из них разнообразные "тарифные планы", состоящие из условий привлечения средств. Учитывая, что банки принимают средства от населения на условиях срочности, платности и возвратности, любую из указанных потребностей может удовлетворить практически каждый банк.
Трудно распределить по значимости, рассмотренные нами три предпосылки, приводящие клиентов в банк. Обращение к банковской статистике, конечно, предоставит некоторую информацию: какого вида и сколько вкладов открыто, но, по нашему мнению, подобная статистика не отражает нужных потребителю данных, так как в большинстве своем операционисты банков не стремятся узнать для каких именно целей клиенты размещают средства, а клиенты выбирают вклад по принципу "побольше процентов". В таком подходе кроется опасность, так как максимальные проценты предлагаются на максимально длинные срок вклада и если клиент, накапливая деньги на какую-либо не долгосрочную покупку, досрочно расторгает договор с банком, то не получает в полном объеме ожидаемого дохода. Иногда получает только проценты по ставкам "до востребования", т.е. самые низкие проценты, применимые к текущим бессрочным счетам. Первым вопросом, задаваемым себе при выборе вклада должен быть вопрос: "Цель размещения денег?", вторым, не менее важным: "На какой максимальный срок я готов разместить средства?". Исходя из первого вопроса, легко подобрать вклад с наиболее удобными условиями выплаты процентов, дополнительных взносов и дополнительных услуг. Ответ на второй вопрос позволит не потерять доход по вкладу, правильно выбрав срок размещения денежных средств.
Накопительные вклады.
Открывая вклад в банке для накопления необходимой суммы на какую-либо серьезную покупку, особое внимание стоит уделить сроку, в течение которого Вы планируете накапливать денежные средства. Именно данный параметр является наиболее значимым, так как в погоне за высоким процентом можно потерять значительную долю предполагаемого дохода. В зависимости от будущей покупки и сроков ее приобретения можно выбрать наиболее подходящий вклад. Для относительно небольших покупок, которые Вы собираетесь совершить в ближайшее время, был бы идеальным бессрочный вклад, не накладывающий никаких ограничений на сроки снятия или дополнительных взносов. Но такие вклады обычно бывают текущими и предполагают начисление минимальным процентов на остаток или вообще не предполагающее начисления процентов. Похожими условиями обладают и дебетные банковские карты, но их как раз не стоит использовать для целей накопления, почему мы расскажем далее. Давайте попробуем выделить основные особенности, выделяющие накопительные вклады из общей линейки вкладов и которые потом можно будет проверить на реальных банковских предложениях:
1) Возможность внесения дополнительных взносов в период действия договора вклада;
2) Широкий набор сроков размещения вклада, начиная от 1-3 месяцев;
3) Не высокая сумма первоначального взноса;
4) Ограниченное количество пролонгаций;
5) Выплата процентов в конце срока действия договора или капитализация в течение срока действия без выплат;
6) Отсутствие возможности частичного снятия;
7) Фиксация процентной ставки на время действия договора.
Экономический смысл вклада часто содержится в его названии, а за понятиями "Накопительный", "Ипотечный", "Пополняемый" или более экзотическими "Накопи на машину" или "Накопительный - туристический" скрывается именно накопительный вклад. Более того, Банки постепенно начинаю стимулировать клиентов к процедуре накопления, создавая специализированные вклады, предназначенные для накопления на определенную покупку. Так обычно владельцам ипотечных вкладов после окончания срока действия договора предлагается ипотечный кредит на льготных условиях и/или возможность аренды ячейки со скидкой для проведения ипотечной сделки. Владельцам вкладов, накапливающим деньги на машину, предлагаются льготные автокредиты, клиентам, откладывающим средства на отдых бесплатные международные платежные карты и скидки в турагенствах партнерах банка, а также многие другие преференции. Как вы обратили внимание, для накопительных вкладов не является критичным возможности частичного снятия, ежемесячного (ежеквартального) получения процентов и неограниченное количество пролонгаций. Действительно, зачем снимать часть вклада или накопленные проценты во время периода накопления, тогда как более необходимым является возможность до внесения дополнительных сумм. Все специфика вклада направлена на планомерное увеличение остатка по вкладу с момента его открытия до момента окончания срока действия. Именно поэтому мы не рекомендуем использовать для накопления текущие счета и особенно платежные карты. Карта слишком удобный источник доступа к счету, которым можно воспользоваться 24 часа в сутки, 365 дней в году и из любой части мира, именно поэтому в какой то ситуации, имея возможность потратить, клиент тратит эти деньги, а не накапливает. Не даром существует пословица: "Подальше положишь, поближе возьмешь", чем "труднее" и менее выгодно снимать деньги с накопительного вклада ранее окончания срока его действия, тем больше вероятность накопления нужной суммы. А для форс-мажорных затрат лучше открыть кредитную карту, которая также позволит выйти из затруднительной финансовой ситуации, но при этом не позволит израсходовать отложенные средства, так как использовать заемные средства более дорого, как с точки зрения выплаты процентов за пользование кредитов, так и с точки зрения дополнительных комиссий за использование. Используя кредитную карту, клиент чаще задумается, а так ли нужно тратить свои средства сейчас. Срок накопления ограничен во времени и не является необходимым пролонгация его неограниченное количество раз, потому что клиент в обозримом будущем снимет эти деньги, какие бы привлекательные условия не предлагал Банк. Вклад открыт с конкретной целью и по ее достижению заканчивает свое существование, но это не значит, что заканчивается сотрудничество с вкладчиком. Обычно клиент возвращается в тот банк, с которым привык работать для получения других услуг или нового накопления.