Компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования

В современном образовании нет единого установившегося представления о качестве образования и его составляющих, в том числе, о качестве работы учителя.

Учитель остается ключевой фигурой в образовании. Именно в нем концентрируются все проблемы и все достижения современной педагогической практики, именно он является основным проводником компетентностного подхода в учебный процесс. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстро меняющемся мире.

Профессионально-компетентностным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся.

Развитие правовых компетенций - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. К оценке компетенций учителя могут быть привлечены администрация школы, родители, ученики, профессиональные педагогические сообщества.

Государственные образовательные стандарты третьего поколения требуют от высшей школы совершенствования подготовки специалиста, именно такой критерий должен быть основанием для оценки уровней сформированности правовых компетенций педагога. Именно от этих компетенций зависит правильность теоретических подходов к формированию правовой культуры.

В качестве критериев сформированности правовой культуры учителя права можно определить:

1) сформированность системы правовых компетенций индивидуально-личностного аспекта (общегражданских прав и свобод; минимума нормативных документов, необходимых для жизни; возможностей, порядка и правил юридической защиты своих прав и интересов, профессионально - ориентированного характера, правовые компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

2) сформированность социально-значимых мотивов правомерного поведения и деятельности: правовых ценностей (закон и законность, свобода личности, презумпция невиновности, равенство перед законом, принципиальность, справедливость), чувства (уважение к закону и праву, неприятие нарушений правопорядка) и убеждения (в необходимости соблюдения законов всеми гражданами);

3) способность реализовывать теоретические знания и собственные правовые убеждения в профессиональной деятельности.

Личность будущего юриста рассматривается в его внутренней целостности, где профессиональное и личностное "я" должны быть тесно связаны системой ценностей [45, с. 62].

Когнитивный критерий сформированности правовых компетенций отражает усвоение важнейших правовых знаний, их глубины, стремление обобщать и анализировать материал, давать оценку фактам и явлениям правовой сферы в жизни общества. Включает в себя владение правовой терминологией и понятийным аппаратом, применение знаний в различных ситуациях, поступках, отношениях.

Особым показателем когнитивного критерия являются правовые компетенции учителя права, то есть согласованность познавательной направленности, проявление интереса и включенности в изучение права в России и в мире, готовности применения правовых норм и осознанное отношение к ним.

Показателями деятельностно-регулятивного критерия являются: правовая активность педагога, желание участвовать в правотворческой деятельности, проявить свою гражданскую позицию, требование следовать букве закона; электоральное поведение, участие в выборных кампаниях, включение в общественно-политическую деятельность.

Следует повысить роль самооценки и взаимной оценки студентами друг друга в рамках группы, выполнявшей коллективное задание. Необходимо изменить структуру контрольно-измерительных материалов: процент тестов вопрос - ответ должен сокращаться, процент ситуационных, содержательных задач - возрастать в ходе обучения.

Оценивание уровня сформированности правовых компетенций педагогов должно быть целенаправленным и систематичным и проводиться в рамках мониторинга качества образования. Результатами такого контроля должны быть индивидуальные для каждого студента в виде диаграммы или профессиограммы, показывающие достигнутый им уровень сформированности компетенций. Оценка уровня сформированности конкретной компетенции может проводиться в рамках отдельной дисциплины, если традиционные контрольно-измерительные материалы модифицировать с учетом специфики компетентностного подхода, но их нужно чередовать со специальной комплексной процедурой оценки.

После каждой процедуры контроля оценки уровня сформированности правовых компетенций педагог должен получать информацию о том, какого уровня он достиг по всем оценивавшимся компетенциям, то есть индивидуальную диаграмму уровней сформированности компетенций. Такие диаграммы, полученные на разных ступенях обучения, будут давать наглядную картину успешности профессиональной подготовки данного педагога, отражать его динамику его образования.

Целесообразно расширить выполнения учебно-исследовательских работ студентами, использование деловых, ролевых, имитационных игр в творческой самостоятельной работе студентов.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей [6].

Практическая деятельность студентов в процессе формирования правовых компетенций – одно из основных условий подготовки, характеризующиеся формированием адекватной личностной и профессиональной самооценки.

Увеличение доли практикумов, практик (в том числе на младших курсах) в целях мотивации изучения теоретических курсов (практика дает возможность ощутить недостаточность компетенций, знаний, умений), приобретения опыта деятельности, в том числе в проблемных условиях (при дефиците знания, неполноте условий задачи, непригодности известных вариантов решения, недостаточном развитии необходимых компетенций) [11, с. 6].

Формирование правовых компетенций учителя права возможно при активном использовании результативных методов ее развития: тренинг, деловые игры, самостоятельная работа, самообразование, свобода выбора в учебном процессе.

Возможно выделить несколько уровней сформированности специальных правовых компетенций учителя права:

1) Базовый уровень сформированности специальных компетенций является минимальным показателем и основой для дальнейшего приращения и обогащения специальных компетенций.

2) Продуктивный уровень следующая ступенью, на процессе развития специальных компетенций – средний уровень.

3) Творческий уровень - высокий показатель сформированности специальных компетенций.

Уровни сформированности специальных компетенций обусловливаются критериями деятельности. Так критерием базового уровня является репродуктивная деятельность по заданному алгоритму, опирающаяся на понимание и воспроизведение профессиональных действий. Критерием продуктивного уровня – частично-поисковая деятельность, предполагающая применение профессиональных действий при анализе профессиональной задачи. Для творческого уровня критерием выступает поисковая работа, при этом происходит оценка ситуации или профессиональной задачи и синтез возможных вариантов профессиональных действий.

Деятельность, носящая репродуктивный характер, отличаются тем, что при ее реализации студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения, средства и методы достижения поставленной цели, порядок реализации.

Деятельность, носящая частично-поисковый характер, отличаются тем, что при ее реализации студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора средств и методов выполнения действий в инструктивной и справочной литературе.

Деятельность, носящая поисковый характер, характеризуется тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. Правовые компетенции учителя права должны быть сформированы на всех трех уровнях овладения компетенциями.

Оценивать уровень сформированности правовых компетенций педагога лучше всего непосредственно в процессе педагогической деятельности – на уроке права.

Критерии оценки сформированности правовых компетенций учителя права:

1) способен построить урок права на основе принципов научности и целесообразности;

2) способен структурировать и дифференцировать по сложности и объему учебный материал;

3) способен творчески применять методы правового обучения и воспитания;

4) способен организовать обратную связь с учащимися;

5) способен демонстрировать высокий уровень применения выбранных методов и средств правового обучения и воспитания;

6) способен определять цели урока и достигать их;

7) способен подвести итоги урока;

8) способен применить методы правового обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами;

9) способен создать условия для творческой активности учащихся;

10) способен организовать взаимодействие учащихся между собой;

11) способен формулировать тему урока и довести её до учащихся;

12) способен активизировать учащихся с помощью наглядных средств обучения праву, новых информационных технологий, речевого воздействия;

13) способен убеждать учащихся в важности данной темы и вдохновлять их на её дальнейшее изучение;

14) способен поставить цели правового обучения и воспитания по отношению, как к коллективу учащихся, так и к конкретному ученику;

15) способен правильно отбирать учебный материал, осуществлять текущее и перспективное планирование;

16) способен находить новые решения педагогических задач в области права;

17) способен правильно выбрать подход к учащимся;

18) способен применять специальные методы по развитию у учащихся интереса к предмету;

20) способен донести до ученика учебную задачу и способы её решения;

21) способен оценивать текущие и итоговые результаты деятельности учащихся;

22) способен разрабатывать учебную программу по праву, выбрать учебники и учебные комплексы;

23) способен формировать у учащихся ключевые компетенции;

24) способен формировать у учащихся правовые компетенции;

25) способен организовать систематическую внеклассную работу по праву.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На сегодняшний день в российской системе образования происходят существенные изменения, меняются государственные образовательные стандарты. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, разработанные на основе компетентностного подхода. Также утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и готовятся к утверждению федеральный образовательный стандарт общего и среднего (полного) образования второго поколения.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие правового образования. На основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, будут готовить учителей права, которые должны будут претворять в жизнь стандарт общего образования второго поколения. Эти стандарты должны выступать в одной взаимосвязанной системе, но федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования не разработан на основе компетентностного подхода. Возникает вопрос: сможет ли бакалавр социально-экономического направления по профилю юриспруденция реализовать стандарт общего образования второго поколения? Конечно, в двух стандартах много схожих элементов, они разработаны с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Оба направлены на улучшение качества образования, нацелены на результаты образования как системообразующий компонент. Ставят перед собой процесс развития личности как цель и смысл образования. В стандартах обозначены новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. Оценка результатов на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования выражается в компетентностной модели выпускника, федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения компетентностного набора не содержит. Современное правовое образование должно основываться не на механическом запоминании правовых норм и статей законов, а на глубоком проникновении в сущность самого права. Согласно логике компетентгостного подхода к построению системы образования в школе особое внимание следует уделять ключевым компетенциям, которые и должна формировать общеобразовательная школа. Стандарт общего образования не предусматривает ключевых компетенций, однако предусматривает наличие определенных требования к результатам освоения образовательных программ. Чтобы бакалавр социально-экономического направления по профилю юриспруденция смог успешно реализовать эти требования необходимо:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты