Конституционный суд Республики Словакия
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Факультет международных отношений
Курсовая работа
Конституционный суд Словакии
Выполнила:
студент 2 курса, 5 группы,
факультета международных отношений БГУ
Кортава Диана Зурабовна
Научный руководитель:
Кандидат юридических наук, доцент
Вашкевич Александр Евгеньевич
Минск 2009
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД СЛОВАКИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
3. КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
3.1 Частные случаи дел, рассмотренные в Конституционном Суде Словакии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Судебная власть в любой стране призвана следить за исполнением законов, соблюдении прав и обязанностей граждан и юридических лиц, выполнении государственными органами своей компетенции, в целом – призвана вершить правосудие. Особая роль в судебной ветви власти уделяется конституционному суду (если он существует в стране), который по иерархической лестнице стоит над остальными судами, имеет более обширные полномочия, а также весомое значение в некоторых вопросах, относящихся по компетенции к законодательной и исполнительной ветвям власти. Прежде всего, конституционный суд следит за соблюдением норм конституции, любое несоответствие ей пресекает своим решением.
Моя работа посвящена Конституционному суду Республики Словакия.
Конституционный суд осуществляет свою деятельность с 1993 года. Вначале он действовал в составе 10 судей, которые были избраны Президентом Республики Словакия из двадцати претендентов, представленные правительством.
Можно утверждать, что Конституционный суд является гарантом Конституции, т.к. он абсолютно независимый орган от остальных ветвей власти. Поле его полномочий достаточно широко, что позволяет ему вершить правосудие (проверять конституционность) над всеми законодательными актами страны и международными договорами, которые подлежат ратификации в Республике Словакия.
Небольшой орган по своему составу (непосредственно судебному) распространяет свое действие на территорию всей Республики Словакия. Также кроме проверки нормативных актов на соответствие Конституции он является просто судом (по отношению к Президенту) и органом электоральной юстиции.
В данной работе мною будет сделана попытка изучить существующую информацию относительно Конституционного суда Словакии и сделать выводы по поводу его компетенции (очертить ее круг), действенности выносимых им решений, перспектив развития и реформирования.
К задачам работы также можно отнести необходимость проследить возникновение данного конституционного органа и его становление; изучить его особые полномочия, а также установить его эффективность и авторитетность.
Что касается использованной литературы для написания работы, то я использовала достаточно разнообразный ее перечень. Естественно, были использованы учебные пособия, научная литература, а также периодические издания. Мной также были привлечены и интернет источники, они содержат достаточно обновленную информация к настоящему дню, а также интересные факты, которые трудно найти в материальных источниках информации по данной теме.
Актуальность данной работы заключается в том, что Конституционный суд Словакии действует на территории Республики Словакия, работает с международными документами, которые подлежат ратификации, проверяет их на соответствие Конституции; в то время как Республика Словакия является членом Евросоюза с 2003 года. Естественно то, что все дела, связанные со вступлением в Еврозону, принятие некоторых межгосударственных документов прошли через Конституционный суд Республики Словакия.
В целом работа будет состоять из 3 глав, одна из которых в свою очередь будет подразделена на разделы. Первая глава моей работы будет посвящена общей характеристике Конституционного суда Словакии, где будет обрисована общая картина понятий, относящихся к данному Конституционному суду. Общие положения помогут войти в курс рассматриваемого вопроса и подготовить к логическому восприятию последующих глав работы. Вторая глава осветит вопросы формирования Конституционного суда Республики Словакия. В ней будут подробно изложены способы, принципы, правила формирования корпуса Конституционного суда.
Третья глава будет наиболее обширной и содержательной, т.к. в ней будет говориться непосредственно о компетенции Конституционного суда, а также будут приведены частные случаи дел, которые рассматривались Конституционным судом Республики Словакия на практике. Рассмотрение дел поможет на своем примере убедиться в действенности полномочий суда, а также понять принципы, которыми руководствуется Конституционный суд в рассмотрении дел и вынесении своих решений.
1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Конституционный суд Словацкой Республики является особым судебным органом, независимым как от законодательной, так и от исполнительной власти. Он распространяет, в отсутствие подчиненных органов, свою юрисдикцию на всю территорию страны и защищает конституционность. К его компетенции, в частности, относится принятие решений о:
· соответствии законов Конституции;
· соответствии подзаконных нормативных актов Конституции и законодательству, а также соответствии общеобязательных решений органов местного самоуправления решениям вышестоящих органов;
· соответствии общеобязательных правовых актов, включая законы, международным договорам Словацкой Республики, ратифицированным в соответствии с предусмотренной законом процедурой.[1]
В дополнение к вышеупомянутым функциям Конституционный суд также является органом электоральной юстиции и судом, правомочным судить Президента Республики по обвинению в государственной измене (ст. 129 Конституции), выдвинутому в отношении него Национальным советом (парламентом Словакии).[2]
Конституционный суд является единым судом, состоящим из тринадцати судей, назначаемых Президентом Республики на срок двенадцати лет из числа кандидатур, представленных Национальным советом.
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Конституционный суд состоит из тринадцати судей.
Судей Конституционного суда сроком на 12 лет назначает по предложению Национального совета Словацкой Республики Президент Словацкой Республики. Национальный совет Словацкой Республики предлагает удвоенное количество кандидатов в судьи, которые должен назначить Президент Словацкой Республики.
Судьей Конституционного суда может быть назначен гражданин Словацкой Республики, отвечающий требованиям, предъявляемым для избрания в Национальный совет Словацкой Республики, достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, одно и то же лицо не может быть повторно назначено судьей Конституционного суда.
Судья Конституционного суда приносит Президенту Словацкой Республики следующую присягу:
"Клянусь своей честью и совестью, что буду защищать нерушимость естественных прав человека и прав гражданина, защищать принципы правового государства, руководствоваться Конституцией, конституционными законами и международными договорами, ратифицированными Словацкой Республикой и обнародованными в порядке, установленном законом, и принимать решения в соответствии со своими убеждениями, независимо и беспристрастно".[3]
Судья Конституционного суда приступает к осуществлению своей функции с момента принесения присяги.
Конституционный суд возглавляет его председатель, которого замещает заместитель председателя. Председатель и заместитель председателя назначаются Президентом Словацкой Республики из числа судей Конституционного суда.[4]
Судьи Конституционного суда обладают иммунитетом наравне с депутатами Национального совета Словацкой Республики.
Согласие на уголовное преследование судьи Конституционного суда или на его арест дает Конституционный суд.
Конституционный суд дает согласие на уголовное преследование либо арест судьи и генерального прокурора. Конституционный суд осуществляет дисциплинарное производство в отношении председателя и заместителя председателя Верховного суда Словацкой Республики и генерального прокурора.
Если Конституционный суд не даст согласие, уголовное преследование либо арест во время осуществления функций судьи Конституционного суда, функций судьи либо функций генерального прокурора исключается.
Если назначенный судья Конституционного суда является членом политической партии или политического движения, он обязан отказаться от членства в них еще до принесения присяги.
Судьи Конституционного суда осуществляют свою функцию на профессиональной основе. Осуществление этой функции несовместимо с функцией в ином органе публичной власти, с нахождением на государственной службе, с трудовым правоотношением, с аналогичным трудовым отношением, с предпринимательской деятельностью, с членством в руководящем либо контрольном органе юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, а также с иной хозяйственной деятельностью либо деятельностью, приносящей доход, кроме управления собственным имуществом и научной, педагогической, литературной деятельности либо деятельности в области искусства.
В день, когда судья приступает к осуществлению своей функции, прекращается его депутатский мандат и членство в Правительстве Словацкой Республики.
Судья Конституционного суда может отказаться от выполнения своей функции путем письменного заявления председателю Конституционного суда. В таком случае его функция прекращается по истечении календарного месяца, в котором было подано письменное заявление об отказе от исполнения функции.
Президент Словацкой Республики отзывает судью Конституционного суда:
1. на основе вступившего в законную силу обвинительного приговора за совершение умышленного преступления, либо если он был осужден вступившим в законную силу приговором за преступление и суд в его случае не принял решения об условном исполнении наказания в виде лишения свободы;
2. на основе дисциплинарного решения Конституционного суда за деяние, которое несовместимо с осуществлением функции судьи Конституционного суда;
3. если Конституционный суд информировал, что судья не принимает участия в производстве Конституционного суда более чем один год;
4. если он утратил право избираться в Национальный совет Словацкой Республики. [5]