Закрепляя политическую основу СССР и определяя, тем самым, характер государственной власти, новая Конституция исходила из того, что теперь, с победой социализма, "вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся" (ст. 3).
Закрепляя полновластие трудящихся в лице их представительных органов, Конституция не содержала положений о политическом господстве одного класса — рабочего класса, что, как известно, составляет главный признак диктатуры пролетариата.
Таким образом, изменения в характере нашего социалистического государства в связи с полной победой социализма в СССР нашли свое отражение в преобразовании Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Дело не сводилось к простому изменению названия органов власти. Оно отразило глубокие внутренние сдвиги в самом характере Советов, превратившихся из органов классового представительства, что подчеркивалось их прежним названием, в органы, выражающие общую волю всех трудящихся.
Изменениям в характере органов государственной власти соответствовала и новая избирательная система, установленная Конституцией СССР 1936 г. Конституция полностью заменила действовавшие в переходный период принципы избирательного права новыми, последовательно демократическими принципами, сделав выборы в Советы практически всеобщими.
Как уже отмечалось, в течение всего переходного периода в нашей стране выборы не были такими. С победой социализма новая Конституция отменила все ограничения, введя принцип всеобщего избирательного права. Согласно ст. 135 Конституции, все граждане, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имели право участвовать в выборах депутатов, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядка умалишенными". Пассивное избирательное право Конституции также предоставляла всем гражданам, достигшим 18 лет26, без каких-либо ограничений.
Дальнейшая демократизация избирательной системы выразилась также в ликвидации известного неравенства в выборах, представлявшего особенность государственной формы диктатуры пролетариата в нашей стране. В течении всего переходного периода существовали разные нормы права для городского и сельского населения, обеспечивавшие определенное преимущество для рабочего класса. В стране с громадным преобладанием крестьянского населения это было оправдано и необходимо, чтобы прочно обеспечить руководящую роль рабочего класса, более того, его диктатуру. С победой социализма, когда крестьянство также стало социалистическим классом, а удельный вес рабочего класса в общей массе населения увеличился более чем в два раза, необходимость в этом отпала. Согласно Конституции, все граждане стали участвовать в выборах на равных основаниях. Равное избирательное право, установленное ст. 136 Конституции подкреплялось Положениями о выборах в Советы, которые предусматривали образование равных избирательных округов с учетом лишь численности населения, независимо от социальной принадлежности избирателей.
Дальнейшая демократизация избирательной системы нашла свое выражение во введении прямых выборов во все органы власти вместо многостепенных, существовавших в переходный период. Тогда прямым голосованием избирателей выбирались только сельские, поселковые, городские Советы и районные Советы в крупных городах, все же остальные представительные органы избирались путем многостепенных выборов. Такая система в условиях острой классовой борьбы обеспечивала прочную связь между органами государственной власти и трудящимися, способствовала их привлечению к государственному строительству и в то же время создавала гарантии против проникновения в Советы представителей враждебных классов.
Однако по мере строительства социализма, особенно в связи с массовым созданием колхозов, совхозов, МТС, а также заводов и фабрик вне городских поселений, многостепенная система выборов уже теряла смысл, более того, стала в известной мере тормозить дальнейшее развитие связей между органами государственной власти и трудящимися. Ведь полномочия делегатов всех съездов Советов прекращались после завершения работы данного съезда. Поэтому еще в 1934 г., в Российской Федерации постановлением ВЦИК в районном звене стали допускаться прямые выборы.
Конституция СССР 1936 г. распространила принцип прямых выборов на все органы власти, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся и вплоть до Верховного Совета СССР. Все депутаты Советов стали теперь избираться непосредственно гражданами по территориальным избирательным округам.
Наконец, важнейшим демократическим элементом новой избирательной системы явилось тайное голосование, введенное Конституцией СССР 1936 г. Еще в 1903 г. наша партия выдвинула в своей Программе принцип тайного голосования как одно из политических требований рабочего класса по демократизации государственного строя России. Это программное требование было закреплено практикой выборов Советов, которые еще в дооктябрьский период избирались, как правило, путем тайного голосования. Сразу после Великой Октябрьской социалистической революции большинство местных Советов также избиралось тайным голосованием. Однако в условиях острой классовой борьбы потом в стране установилась практика открытого голосования при выборах всех звеньев Советов. С победой социализма, ликвидацией эксплуататорских классов оказалось возможным заменить открытое голосование тайным и осуществлять его не по спискам, а по отдельным кандидатурам, выдвигаемым по избирательным округам. Это и было установлено ст. 140 и 141 Конституции СССР 1936 г.
Новая избирательная система, усиливая контроль народных масс в отношении органов государственной власти, повышала ответственность членов этих органов перед избирателями, полнее обеспечивала осуществление в стране полновластия трудящихся. Введение Конституцией СССР 1936 г. новой системы выборов было по справедливости охарактеризовано нашей партией как крупный поворот во всей политической жизни страны. "Следствием введения всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании,—говорилось в резолюции Пленума ЦК ВКП(б), принятой 27 февраля 1937 г., — будет дальнейшее усиление политической активности масс, вовлечение новых слоев трудящихся в управление государством" .
Конституция СССР 1936 г. закрепила результаты проведения лишь ленинской национальной политики Коммунистической партии, расцвет социалистических наций, дальнейшее развитие советской национальной государственности и в то же время упрочение Союза ССР как социалистического государства всех советских народов. Конституция четко определила СССР как союзное государство, основанное на добровольном объединении равноправных и суверенных советских социалистических республик. С момента образования Союза ССР его состав расширился. Число союзных республик возросло с 4 до 11. Увеличилось число автономных образований. Некоторые автономные области были преобразованы в автономные республики. Все это тоже было отражено в новой Конституции.
Конституция определила круг вопросов, относящихся к ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления. В ней получили свое закреплении принципы сочетания суверенитета Союза ССР и союзных республик, основы правового положения автономных республик, автономных областей и национальных округов.
Новая Конституция СССР существенно изменила систему органов Советского государства, прежде всего представительных органов. Система съездов Советов — районных, городских, областных (краевых), республиканских, всесоюзных — и избираемых ими на периоды между этими съездами исполнительных комитетов, оправдавшая себя в сложных условиях острой классовой борьбы в переходный период, с победой социализма уже не соответствовала новой исторической обстановке. Конституция СССР 1936 г. установила, что все звенья советской системы — Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые и областные Советы, Советы автономных областей, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся — избираются непосредственно гражданами.
Проводя разграничение между органами государственной власти и органами государственного управления, Конституция СССР 1936 г. исходила из необходимости сосредоточить "законодательную власть" на союзном уровне в руках только одного органа — Верховного Совета СССР, сохранив подотчетность и подконтрольность органов государственного управления представительным органам. В ст. 65 Конституции было сказано, что СНК СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Ст. 71 Конституции предусмотрела и право запроса депутатов Верховного Совета СССР к СНК СССР и к народным комиссарам.
Конституция установила, что местные Советы депутатов трудящихся руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного и общественного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководят местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливают местный бюджет. Все представительные органы власти на местах стали постоянными, периодически созываемыми на сессии.
Социалистический демократизм Конституции СССР 1936 г. ярко проявился в главе об основных правах и обязанностях граждан. Конституция значительно расширила демократические права и политические свободы, отменила все ограничения, связанные с классовой принадлежностью граждан, существовавшие в стране в переходный от капитализма к социализму период.
Победа социализма расширила материальные гарантии прав и свобод, что также нашло отражение в Конституции, которая закрепила за всеми гражданами как политические права и свободы — свобода слова, печати, митингов и собраний, право избирать и быть избранным,— так и социальные права — на труд, на отдых, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на материальное обеспечение в старости и в случае болезни или потерю трудоспособности. Конституция гарантировала полное равенство прав граждан независимо от их имущественного положения, социального или национального происхождения. Равенству политических и социальных прав и свобод граждан соответствовали их равные обязанности — соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность.
Важное политическое значение имела ст. 126 Конституции СССР 1936 г., в которой впервые в истории Советской Конституции была законодательно зафиксирована руководящая роль Коммунистической партии Советского Союза. Эта конституционная формулировка опиралась на весь многолетний опыт победоносной борьбы трудящихся Советского Союза под руководством ленинской партии за социализм, повышение роли партии в жизни страны, признание этой роли миллионными массами трудящихся.
Вывод: Конституция СССР 1936 г. законодательно закрепляла важнейшие завоевания победившего социализма, основные принципы и устои социалистического общества.
3.2 Международное значение
Принятие новой Конституции СССР имело громадное международное значение. Она вызвала живой отклик мировой общественности. В прогрессивной печати многих стран был опубликован проект, а затем и окончательный текст Конституции 1936 г. Миллионы трудящихся за рубежом оценили новую Конституцию СССР как документ всемирно-исторической важности, закрепивший победу социализма в СССР, как воплощение своих сокровенных дум и чаяний, как программу борьбы за мир, демократию и социальный прогресс. Трудящиеся всего мира рассматривали Конституцию СССР как обвинительный акт против империалистической реакции, прежде всего против германского и итальянского фашизма, как документ, закрепляющий широкие демократические права и свободы, причем не только в политической, но и в социально-экономической области. "Это — событие большой важности,— писали, например, швейцарские рабочие.— В то время как фашисты уничтожают элементарные права народа, лишают демократию всякого конкретного содержания, в СССР великолепно расцвела подлинная демократия. Рабочий класс должен везде осуществлять такую демократию".
Право па труд, провозглашенное Конституцией СССР 1936 г., произвело особенно сильное впечатление на рабочих в капиталистических странах. Значение этого факта усиливалось тем, что наша Конституция была принята в то время, когда в буржуазных государствах насчитывались десятки миллионов безработных.
Высоко оценив новую Конституцию СССР, известный французский писатель-гуманист Ромен Роллан писал: "Эта Конституция показывает всему миру, что СССР окончательно победил косные силы, оставшиеся от старого строя. Это — установление настоящей демократии... Это проведение в жизнь великих лозунгов, до сих пор являвшихся только мечтой человечества — свободы, равенства и братства" .
Новая Конституция СССР произвела столь сильное впечатление па самые широкие слои населения капиталистического мира, что даже значительная часть буржуазной прессы США, Англии, Франции и других стран была вынуждена назвать ее выдающимся документом. Буржуазная французская газета "Эксцельсиор", оценивая проект Конституции СССР 1936 г., отмечала, что "самые придирчивые гористы, верные памяти великих предков якобинцев, должны быть довольны этим проектом" .
Важное международное значение имело провозглашение в новой Конституции СССР идей борьбы за мир, против империалистической агрессии. В ст. 49 Конституции подчеркивалось, что Президиум Верховного Совета СССР в период между сессиями Верховного Совета может объявить состояние войны только в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии. Все это закреплялось в СССР конституционно в то время, когда Германия, Италия и Япония открыто встали на путь ускоренной подготовки к войне.
Вывод: Конституция СССР 1936 года вызвала большой интерес у иностранных государств. Она представлялась всему миру как представительница истинной победы социализма и трудового народа над империалистами и угнетателями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении кратко подведем итоги проведенного исследования истории развития, принятия и содержания Конституции СССР 1936 года.
В ходе исследования данной темы установлено, что Конституция СССР 1936 года была принята 5 декабря 1936 года, после длительных и обстоятельных обсуждений на заключительном заседании Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР. В ознаменование принятия новой Конституции СССР съезд объявил 5 декабря всенародным праздником — Днем Конституции СССР.
Конституция 1936 г. представляет собой конституцию победившего социализма, которая закрепила основы общественного и государственного строя. Также, Конституция закрепила принципы социалистического демократизма в государственном строительстве, принципы социализма в социальном и национально-государственном устройстве СССР, ввела систему прямых, равных и всеобщих выборов при тайном голосовании и построение высших и местных органов государственной власти, утвердила социальные свободы и права граждан СССР, расширила представительство в верховном органе власти всех союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов.
Конституция СССР 1936 г. имела большое историческое и международное значение как первая конституция победившего социализма.
Следствием этого, стала принятие после второй мировой войны конституции социалистического типа в странах мировой социалистической системы. Таким образом, конституция социалистического типа стала явлением международного характера, завоеванием и достижением трудящихся масс, имеющее всемирно-историческое значение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богатыренко З.С. Обзор документальных материалов по истории создания Конституции СССР 1936 года. // Исторический архив, 1959, №2. С. 204.
2. Виленский Б.В. К истории разработки и принятия Конституции СССР 1936 года. – Саратов.: Юрист. 1967. – 178 с.
3. Зуев М.Н. Отечественная история. – М.: 2001.Т. 2. История России - век XX. с. 111.
4. История КПСС. – М.: Политиздат, 1971. Т.4, кн.2. С. 512.
5. История советской Конституции. М.: Госюриздат, 1957. – 450 с.
6. История советской Конституции (в документах). 1917-1956. –М.: Политиздат. 1965. – 780 С.
7. История Национально-государственного строительства в СССР. – М.: Мысль, 1972. Т.1. С.481.
8. Исторический сборник под редакцией В.В. Калаша (третий том) "Три века" М.: "ГИС" "Патриот" 1992г.
9. Ключевский В.О. О русской истории / Под ред. В.И. Буганова./ М. 1993.
10. Кравцов Б.П. Советская конституция и ее историческое развитие. М.: Мысль. -1967. – 400 с.
11. Косицын А.П. "Сталинская" Конституция: значимость и прорыв // Вестник Московского Университета. Серия История. 1990, №4. С. 67-71.
12. Коток В. Ф Референдум в системе социалистической демократии. М.: Наука, 1964, с. 74—80.
13. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 40, стр. 251; т. 36, сто 334; т. 37, стр. 371.
14. Лепешкин А. И. и др. Курс советского государственного права. М.: Госюриздат, 1962, т. 2.
15. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории СССР.- М.: Мысль. 1957.
16. Ронин С.Л. Конституция СССР 1936 года. – М.: Госюриздат, 1958. – 245 с.
17. Советское государство и накануне и в годы Великой Отечественной Войны (1936-1945). Т.3. /Под ред. А.П. Косицына. – М.: Наука. 1985.
18. Степанов И.М. Развитие Советской Конституции. – М.: Госюриздат, 1957. – 280 с.
19. Таранов А.П. Конституция СССР и ее историческое развитие. – Киев.: Знамя, 1965.
20. Третьяков Г.И. Всенародное обсуждение проекта Конституции СССР. // Вопросы истории, 1953. №¹. С.99.
21. Хрестоматия по истории СССР / Под ред. Н.В. Петрова. –М.: Слово. – 1990. – 670 с.
22. Якубовская С.И. Советская историография образования СССР // Вопросы истории, 1962. №12. С. 16.