Кредитная система Республики Молдовы

Кредитная система Республики Молдовы

Кредитная система Республики Молдовы.

1. Содержание денежно – кредитной политики.


        Проведение соответствующей денежно-кредитной  политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно-кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций.

        Переход к экономическим методам управления немыслим без денежно-кредитно­го регулирования экономики. Денежно-кредитная политика не является единственным инструментом экономической политики, применение которого обязательно приводит к стабилизации экономических процессов. Вместе с тем в сбое рыночной экономики отсутствие действенной денежно-кредитной политики несет особую ответственность. Денежно-кредитная политика, как и налоговая, инвестиционная, структурная и т.д., является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации. Под денежно-кре­дитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса.

        Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.

       

2. Основные инструменты денежно-кредитной политики:


        Официальная учетная ставка – относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

        Обязательные резервы – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

        Операции на открытом рынке.

        Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

        Разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения    определенных коэффициентов.

        Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.

        Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

        Специальные депозиты – часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

        Количественные ограничения – потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок.

        Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

        Управление государственным долгом – эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства.

        Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

        Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.

        Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

        Эти инструменты денежно-кредитной политики могут быть эффективными только в условиях тесной связи и взаимодействия с фискальной политикой и законодательством.


        3.  Кредитная система Республики Молдовы. Проведение денежно-кредитной политики в рамках кредитной системы РМ.


        В 1991 году, в соответствии с законодательством, была образована двухуровневая банковская система. Согласно этой системе, Национальный Банк Молдовы является центральным банком, но не принимает участие в коммерческой банковской структуре.

        Национальный Банк Молдовы. НБМ смоделирован согласно Европейским стандартам. Основной целью НБМ является достижение и поддержка стабильности национальной валюты. Они также наблюдают за надежностью и платежеспособностью коммерческих банков, создают экономические условия для их эффективного функционирования, и, помимо всего прочего обеспечивают максимальную защиту интересов банковских вкладчиков.

        Коммерческие банки.  Сегодня существует 21 коммерческий банк в Молдове. Деятельность коммерческих банков основана на законе и правилах, основанных НБМ. Банки с лицензией “А” могут оперировать только с национальной валютой. Банки с лицензиями “С” или “В” могут проводить международные операции. Деятельность на рынках капитала разрешена только для банков с лицензий “C”.

        Денежная и валютная политика и главные направления деятельности по выполнению основных задач Национального банка Молдовы на 2004 год были разработаны в соответствии с Законом о Национальном банке Молдовы.

        3.1. Макроэкономические тенденции, эволюция банковской системы и результаты денежной политики  2002-2003 г.г.

Денежная и валютная политика, разработанная Национальным банком Молдовы на 2003 год, была ориентирована на создание на денежном, кредитном и валютном рынках условий, благоприятных для макроэкономической стабилизации и стимулирующих экономический рост. Динамика внутреннего валового продукта (ВВП), состояние платежного баланса, динамика цен частично отличаются от показателей макроэкономического прогноза, послужившего основой для разработки и проведения Денежной и валютной политики Национального банка Молдовы на 2003 год.

Макроэкономическая ситуация.

        За первые девять месяцев 2003 года, по сравнению с аналогичным периодом 2002 года, объем внутреннего валового продукта вырос на 6.2% за счет увеличения на 5.4% валовой добавленной стоимости, в том числе, на 11.5% в промышленности, на 11.4% в секторе услуг. В то же время в сельском хозяйстве валовая добавленная стоимость снизилась на 10.3%.

В январе-сентябре текущего года увеличение конечного потребления составило 10.9% (по сравнению с 10.2% в январе-сентябре 2002 года), при этом рост валового накопления основного капитала составил 17.4% против 3.6% за аналогичный период прошлого года. Доля конечного потребления в ВВП составила 110.6%, валового накопления основного капитала - 18.7%, чистого экспорта - минус 29.2% (доля импорта в ВВП возросла с 72.1% в январе-сентябре 2002 года до 82.0% за январь-сентябрь 2003 г.). Состояние платежного баланса за первые девять месяцев 2003 года характеризуется увеличением объема внешней торговли до 1482.2 млн. долларов США. В это период рост объема экспорта товаров и услуг составил 23.0%, тогда как импорта - 29.2%. В результате дефицит торгового баланса составил 377.5 млн. долларов США увеличившись на 41.5% по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года. Дефицит текущего счета в конце третьего квартала составил 88.8 млн. долларов США, увеличившись на 37.8 млн. долларов США по сравнению с аналогичным периодом 2002 года.

Внешний долг страны к концу третьего квартала 2003 года составил 1393.7 млн. долларов США, включая государственный долг и долг частного сектора в размере 989.6 и 404.1 млн. долларов США соответственно. За первые девять месяцев 2003 года доходы государственного бюджета составили 4600.0 млн. леев, расходы - 4232.7 млн. леев, создав профицит в размере 367.3 млн. леев.

За период январь-ноябрь 2003 года индекс потребительских цен составил 114.9%, включая индекс цен на продовольственные товары - 119.0%, непродовольственные товары - 110.4%, услуги - 112.5%.

Валютный рынок.

        На протяжении одиннадцати месяцев 2003 года эволюция валютного рынка определялась влиянием как внешних, так и внутренних факторов, которое вызвало краткосрочные колебания обменного курса. За период январь-ноябрь 2003 года номинальный официальный курс национальной валюты к доллару США вырос на 3.8%.

        Чистый отток валюты в первом квартале текущего года, как и в предыдущие годы, привел к резкому обесценению молдавского лея, по отношению к доллару США. Ситуация выровнялась в результате повышения Национальным банком Молдовы нормы обязательного резервирования, уменьшения отношения открытой валютной позиции и сокращения срока неиспользования приобретенной юридическими лицами-резидентами иностранной валюты. На протяжении второго и третьего кварталов, а также первых двух месяцев четвертого квартала официальный обменный курс молдавского лея приобрел тенденцию к повышению. В этих условиях НБМ выступил на валютном рынке в качестве покупателя, приобретя 76.2 млн. долларов США за период апрель- ноябрь. Это обусловило рост международных резервов с 268.9 млн долларов США на 31.12.2002 г., до 290.4 млн. долларов США на 30.11.2003 г., или на 8.0%. В конце октября уровень покрытия валютными резервами импорта товаров и услуг составил 2.6 месяца.

Банковская система.

        В текущем году процесс консолидации банковской системы продолжился. За период с января по октябрь 2003 года совокупный нормативный капитал банков увеличился на 319.4 млн. леев, или на 18.8%, по сравнению с состоянием на конец 2002 года. Общие активы банковской системы составили 9604.8 млн. леев в октябре 2003 года, увеличившись на 21.3% по сравнению с декабрем прошлого года. За первые девять месяцев 2003 года улучшилось качество кредитного портфеля, вследствие снижения в последнем доли неблагоприятных кредитов с 7.7% до 6.0%.

На протяжении десяти месяцев текущего года увеличилась доля процентных активов в общей сумме активов банков на 6.3 процентных пункта, что составляет 78.9% или 7580.7 млн. леев. Это позволило банкам увеличить чистую прибыль до 382.8 млн. леев, или на 23.1%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Динамика денежных агрегатов.

         Динамика денежных агрегатов на протяжении одиннадцати месяцев 2003 года сохранила тенденции прошлого года. За январь-ноябрь текущего года денежная масса М3 возросла на 23.7%, отметив более быстрый темп роста в июле-сентябре. Среднемесячный темп роста денежного агрегата М3 за одиннадцать месяцев 2003 года составил 1.9% против 2.5% за аналогичный период предшествующего года.

Рост денежной массы был обусловлен эволюцией ее компонент, в особенности, увеличением денег в обращении и депозитов в иностранной валюте. Так, за период январь-ноябрь текущего года рост денег в обращении составил 17.3%.

        За одиннадцать месяцев 2003 года денежная база выросла на 13.2% и составила 3694.4 млн. леев. Темп роста депозитов в иностранной валюте снизился с 45.6% за первые одиннадцать месяцев 2002 года до 38.7% за январь-ноябрь текущего года. За этот же период депозиты в национальной валюте выросли на 16.8% в текущем году против 29.1% в предшествующем году.

        Сальдо кредитов в национальную экономику к концу ноября 2003 года составило 5920.0 млн. леев, увеличившись по сравнению с концом прошлого года на 42.1%.

Применение инструментов денежно-кредитной  политики.

        С целью приведения процентных ставок на денежном рынке в соответствие с экономическими тенденциями на протяжении 2003 года Национальный банк Молдовы проводил прозрачную политику в области формирования процентных ставок по инструментам денежного регулирования. Политика процентных ставок Национального банка Молдовы была основана на анализе инфляционных процессов, динамики денежных и макроэкономических показателей, ситуации на финансовом рынке.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты