Кредитная система Республики Молдовы

        В 2001 году НБМ инициировал процесс снижения ставок по инструментам денежной политики, который продолжился и в первом квартале 2003 года. На протяжении первых трех месяцев текущего года базисная процентная ставка сохранялась на самом низком уровне за последние три года - 9.5%. Во втором квартале в целях снижения инфляционного давления НБМ несколько ужесточил денежную политику. В конце марта базисная ставка была увеличена до 10.5%, затем последовали повышения в августе, сентябре и ноябре до 11.0%, 12.0% и 13.0% соответственно. На протяжении 2003 года НБМ дважды повышал процентную ставку по ломбардным кредитам: на 0.5 п.п. в августе до 14.0% и на 2.0 п.п. в ноябре до 16.0%. Также была повышена и процентная ставка по долгосрочным кредитам с 10.5% до 11.5% на 30.11.2003 г. Годовая ставка по кредитам overnight была увеличена в ноябре с 16.5% до 17.0%.

        В 2003 году НБМ продолжил операции по стерилизации избыточной ликвидности и наряду с привлечением депозитов от коммерческих банков, операциями с государственными ценными бумагами (ГЦБ) на открытом рынке и нормой обязательного резервирования с сентября начал использование нового инструмента - депозиты overnight.

        Основную долю в операциях на открытом рынке составляли сделки repo-продажа государственных ценных бумаг. Общий объем этих операций на протяжении текущего года достиг 306.8 млн леев. Средневзвешенная процентная ставка по сделкам repo-продажа ГЦБ колебалась в пределах 4.75%-18.00% при среднем сроке 23 дня.

        Депозиты от коммерческих банков принимались НБМ на конкурентной основе посредством организации депозитных аукционов. Объем принятых от банков депозитов за одиннадцать месяцев 2003 года составил 20.0 млн. леев. Процентные ставки по депозитам колебались в диапазоне от 2.5% до 3.0% при среднем сроке 12.5 дня. Также в целях пополнения ликвидности и поддержания установленного уровня обязательных резервов банкам были предоставлены ломбардные преимущества и кредиты overnight, количество сделок по которым составило около 100.

        Установление нормы обязательного резервирования за одиннадцать месяцев 2003 года осуществлялось в зависимости от условий на внутреннем финансовом рынке. Так, в целях смягчения спекулятивного давления на национальную валюту на валютном рынке и уменьшения избыточной ликвидности в банковской системе, НБМ увеличил в апреле норму обязательного резервирования с 10.0% до 12.0%.

3.2. Денежная и валютная политика на 2004 год.

        В соответствии с Законом Республики Молдова о Национальном банке Молдовы основной задачей Национального банка Молдовы является достижение и поддержание стабильности национальной валюты путем установления условий денежного, кредитного и валютного рынков, базирующихся на принципах функционирования свободной рыночной экономики. Для достижения этой цели Национальный банк Молдовы определяет и проводит денежную и валютную политику, ориентированную на обеспечение стабильности цен и, как результат, снижение уровня инфляции.

        Денежная и валютная политика Национального банка Молдовы на 2004 год была разработана на основе следующих показателей:

a) годовой уровень инфляции в пределах 8-10%1;

b) реальный рост валового внутреннего продукта на 5.0% в 2004 году;

c) средний обменный курс, прогнозируемый на 2004 год, на уровне 15.2 молдавского лея за один доллар США.

На основе данных макроэкономических параметров НБМ устанавливает на 2004 год следующие показатели и ориентиры Денежной и валютной политики:

        1. Денежная программа на 2004 г. предусматривает:

a) рост денежной массы М2 на 24.1% до конца года и скорость денежного обращения для М2 на уровне 4.49;

b) рост денежной базы на 23.1% и достижения объема в 4702.7 млн леев, исходя из запланированной величины денежной массы М2 и роста денежного мультипликатора массы М2 до 1.46;

c) увеличение объемов кредитования национальной экономики на 42.0% до конца 2004 года.

        2. Условиями реализации денежной программы в 2004 году являются:

a) снижение коэффициента ликвидности с 0.52, прогнозируемого на конец 2003 года, до 0.49 в 2004 году;

b) соответствующий рост денежного мультипликатора массы М2 с 1.44 до 1.46 к концу 2004 года.

        3. Национальный банк Молдовы:

a) не предусматривает предоставление кредитов Правительству в 2004 году на финансирование дефицита государственного бюджета;

b) переоформит ранее предоставленные кредиты под гарантию государственных ценных бумаг по рыночной процентной ставке в пределах, предусмотренных в Законе о государственном бюджете на 2004 год, установив срок погашения в 2005 году;

c) согласует с Министерством финансов проведение очередной реэмиссии государственных ценных бумаг (по рыночной процентной ставке), переданных ранее НБМ взамен кредитов, полученных Правительством в прошлые годы в сумме 400.0 млн леев, в соответствии с положениями Закона о государственном бюджете на 2004 год;

d) может предоставлять в 2004 году Министерству финансов кредиты на покрытие временного кассового разрыва, с учетом квартальных лимитов, установленных в денежной программе.

        4. В качестве фискального агента государства, Национальный банк Молдовы будет способствовать размещению государственных дематериализованных ценных бумаг путем проведения аукционов на первичном рынке, оказывать услуги в качестве депозитария эмитированных ценных бумаг, а также окажет помощь в области маркетинга последних.

Инструменты денежной политики

        5. В целях реализации Денежной политики на 2004 год НБМ продолжит использование, в условиях прозрачности, рыночных инструментов, применявшихся ранее для управления ликвидностью банковской системы: операции на открытом рынке, в том числе операции repo и обратные repo с ГЦБ, привлечение депозитов банков, обязательные резервы, ломбардные преимущества, кредиты и депозиты overnight.

        6. Национальный банк Молдовы продолжит проведение политики процентных ставок по своим инструментам, принимая во внимание конъюнктуру на денежном и валютном рынках, результаты анализа развития национальной экономики, динамику инфляционных процессов и прогноз макроэкономических показателей. НБМ, воздействуя на уровень ставок по инструментам денежного рынка посредством своих операций, будет стремиться к установлению своей базисной ставки на низком положительном уровне. В рамках проведения процентной политики НБМ продолжит использование метода "коридора", в котором самой высокой процентной ставкой будет ставка по кредитам overnight, самой низкой - ставка по депозитам overnight.

        Ставка repo-покупки ГЦБ сроком на два месяца будет считаться базисной ставкой НБМ, которая используется в качестве основы при определении ставок по остальным инструментам, охваченных "коридором" ставок.

        Также НБМ продолжит определение процентной ставки по долгосрочным кредитам.

        7. На протяжении 2004 года НБМ будет постепенно снижать норму обязательных резервов до 9.0% от величины привлеченных банками средств, что будет способствовать росту объема ресурсов, которые могут быть направлены в экономику, а также снижению стоимости кредита для заемщиков. Это будет благоприятствовать повышению доступности кредитов для экономических агентов.

Валютная политика.

        8. Валютная политика НБМ на 2004 год предусматривает дальнейшее поддержание режима плавающего курса национальной валюты и определение официального валютного курса на базе доминирующих курсов на валютном рынке.

        9. В данном контексте НБМ оставляет за собой право осуществлять интервенции на валютном рынке в случае необходимости смягчения чрезмерных колебаний валютного курса. В качестве инструментов валютной политики будут использоваться прямые покупки иностранной валюты, операции swap и сделки forward.

       10. Целью валютной политики НБМ на 2004 год остается поддержание международных валютных резервов на уровне, необходимом для покрытия не менее трехмесячного объема импорта, и размещение валютных активов НБМ в инвестиционные инструменты, отвечающие критериям безопасности и ликвидности.

Банковский надзор.

        11. Национальный банк Молдовы продолжит последовательную политику обеспечения стабильности и процессов консолидации банковского сектора посредством:

a) поддержания требований достаточности капитала в такой мере, чтобы величина капитала банков, осуществляющих международные расчеты, соответствовала стандартам Европейского союза;

b) надзора за использованием коммерческими банками адекватных и эффективных систем внутреннего контроля, что будет способствовать росту конкурентоспособности банков, минимизации рисков их деятельности, повышению прозрачности акционерного состава;

c) поддержания надежности банковской системы посредством предъявления требований к диверсификации рисков активных операций банков, формированию резервов для покрытия данных рисков, к максимальным ограничениям рисков по сделкам с аффилированными лицами и выдаче "крупных" кредитов, соответствующих общепринятой международной практике;

d) укрепления дисциплины на рынке и доверия к банковской системе, как следствие периодического исследования информации, предоставляемой банками, и, по необходимости, принятия надлежащих мер для обеспечения ее полноты, достоверности и качества.

        В случае возобновления финансирования Республики Молдова со стороны международных финансовых организаций и других внешних доноров НБМ оставляет за собой право пересмотреть некоторые денежные показатели на 2004 год.

        Судя по ориентирам, начертанным в новой "Денежно-валютной политике НБМ", в будущем году у коммерческих банков должны появиться дополнительные ресурсы для поддержания темпов кредитования в национальной валюте. С этой целью Национальный банк предусматривает, в первую очередь, "постепенное снижение нормы обязательных резервов до 9%". Напомним, что сейчас эта норма зафиксирована на отметке в 12% от привлеченных ресурсов. Если бы высвобождение четвертой части "находящихся под колпаком" ресурсов произошло уже сегодня, оно бы обеспечило увеличение свободных средств банков сразу почти на 200 млн леев. Это расчет исходя из достигнутого на начало декабря уровня, когда в обязательных резервах находилось более 790 млн леев. В реальности "цена вопроса" еще выше, так как объемы резервирования вследствие привлечения новых вкладов и изменения курса лея постоянно растут.

        Национальный банк в своей "Политике" прогнозирует на 2004 год средний обменный курс на уровне 15,2 MDL : 1 USD. Что, как легко посчитать, означает снижение курса молдавского лея к доллару США по отношению к сегодняшнему дню на два лея, или на 15 с лишним процентов. Подчеркнем, это к "среднегодовому" курсу.

        Доводы в пользу такого развития ситуации, по правде сказать, нас не очень убедили. В нынешнем году лей не обесценился, а укрепился по отношению к доллару почти на 4%. И реальных предпосылок к его стремительному обесцениванию в будущем мы не видим - разве что принять во внимание высказываемое некоторыми экспертами мнение об отвоевании американской валютой прежних позиций по отношению к европейской валюте. Но это, пока  что, не более, чем гипотеза.

        Приведем еще несколько цифр, предусмотренных денежной программой на 2004 год. Рост денежной массы к концу будущего года должен составить 24,1%, а рост денежной базы 23,1%. Увеличение кредитных вложений в экономику прогнозируется на 42% (что соответствует уровню, достигнутому за 11 месяцев текущего года).        

                                                                       

                                                     Заключение.


        Несмотря на некоторые успехи  банковской системы РМ, остается еще много нерешенных проблем. Одной из важнейших является инфляция, характерная для переходной экономики. Стабилизация лея возможна лишь при грамотном сочетании продуманной денежно-кредитной и фискальной политики, при создании соответствующей законодательной базы.

        Отсутствие действенной системы депозитов оставляет вкладчиков  банков практически без гарантии возврата своих средств.

        Роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. Строгое «разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны.

В экономике переходного периода на банковскую систему ложится еще большая ответственность, ее роль в стабилизации страны увеличивается, но усложняются задачи.

        Банк не может стать гарантом прибыльности и стабильности     каждого отдельного банка. Поэтому любой коммерческий банк должен самостоятельно стремиться улучшить свою деятельность в следующих направлениях:

1.     внедрение стратегического планирования и подготовка стратегических бизнес-планов;

2.     укрепление структуры капитала;

3.     усиление  контроля за текущей ликвидностью, кредитными и другими рисками;

4.     внедрение комплексных программ подготовки кадров;

5.     обеспечение открытости в работе с населением;

        Кризисные процессы в сегодняшней  экономики РМ существенно осложняют положение в банковском секторе . Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет

имени Л.Н.Гумилева







ДОКЛАД

на тему:

«Кредитная система

Республики Молдовы»













Выполнил студент гр.УиА-22р Саутпаев М.

Проверила Мажитова Б.Б.






Астана, 2009 год


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты