В подростковом возрасте слабо развита система "сдержек", сознательный контроль за своим поведением. Это нередко используют взрослые для вовлечения их в подходящий момент в преступную деятельность.
Многим подросткам свойственна грубость, дерзость, раздражительность как результат дурного воспитания. Эти факторы необходимо учитывать при контакте с ними. Равным образом надо иметь в виду и свойственное несовершеннолетним упрямство, а также лживость, примыкающую к упрямству. Однако лживость подростка не всегда объясняется только чертой характера; она может быть результатом неправильного понимания дружбы и товарищества, боязни прослыть предателем, желанием выделиться, привлечь внимание. Разумеется, она определяется и мотивами, свойственными преступнику любого возраста: боязнь ответственности и наказания; угроза мести со стороны соучастников.
Естественное стремление подростка к самовоспитанию может получить уродливое развитие, если в качестве примера им будет выбрана личность с антиобщественным поведением. Стремление к дружбе нередко оборачивается вхождением в социально отрицательную группировку на базе совместных развлечений с последующим переходом к преступной деятельности. Не случайно подростковая преступность является, как правило, групповой, и истоки ее лежат в безнадзорности компаний, лидерами в которых становятся взрослые или несовершеннолетние правонарушители.
Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учитывать: недостаток жизненного опыта, незавершенность формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей.
Учет этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий. Его взаимоотношения с несовершеннолетними должны строиться не только в соответствии с процессуальными нормами, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Следователь, специализирующийся на делах несовершеннолетних (а такая специализация крайне необходима), наряду с общими профессиональными качествами должен проявлять гуманность, уважительное отношение к личности подростка, веру в возможность его перевоспитания и совершенствования. Подростки очень чувствительны к несправедливости и особенно ценят справедливое отношение к себе. Поэтому они должны видеть, что следователь уделяет их делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. Следователь должен постоянно изучать несовершеннолетнего правонарушителя, выявлять его психологические качества, нравственные установки, пытаясь понять его внутренний мир. Немалую роль при этом способно сыграть знание увлечений, свойственных подростковым группам: спорт, музыка, видеофонотехника, компьютерные игры и т. п. Это поможет не только в установлении контактов, но и в оказании на подростка положительного эмоционально-волевого воздействия. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подражания1. Обвинение подростку должно предъявляться таким образом, чтобы он был убежден в достаточности собранных данных. Вместе с тем необходимо не только разъяснить сущность предъявляемого обвинения, но и раскрыть перед подростком общественную опасность его действий, показать, какой ущерб он причинил себе, родным, близким, потерпевшим[8].
Этико-воспитательным должно быть и отношение к ходатайствам несовершеннолетнего: он должен убедиться в справедливости следователя, его же танин объективно разобраться во всем. При отказе удовлетворить ходатайство необходимо подробно объяснить причину, чтобы действия следователя были правильно поняты. Точно так же должны быть мотивированы действия, связанные с задержанием подростка, применением к нему меры пресечения и т. п.
Важным моментом расследования как с тактической, так и с воспитательной позиции является установление психологического контакта-. Для этого прежде всего нужно тщательно изучить личностные качества, которые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность и т.д. ) или. наоборот, затрудняют его (замкнутость, скрытность, озлобленность, лживость, вспыльчивость и др. ) На подростка оказывают значительное влияние не только слова и поступки, но и внешний вид следователя, его внимательность, сосредоточенность, безупречное знание материалов дела.
Для преодоления скрытности, замкнутости, упрямства подростка, неприемлемой манеры поведения (развязанность, грубость, вспыльчивость и т. п.) должны быть использованы убеждение, корректность, вежливость в сочетании с твердостью, терпением.
Важным моментом психологического контакта является речь следователя. Желательно, чтобы она была яркой, выразительной, точно отражала мысли и действия. Недопустима речь монотонная, вялая, наводящая скуку. Нежелательна как очень громкая, резкая речь, так и слишком тихая. Целесообразно постоянно помнить, что манера говорить выражает отношение к делу, а подростки особенно чувствительны к таким моментам.
При расследовании дел несовершеннолетних приходится учитывать и фактор быстрой утомляемости подростков. Поэтому допросы и иные следственные действия с их участием не должны длиться более одного часа.
Применительно к предмету доказывания специфика проявляется при установлении любого обстоятельства совершенного преступления. Например, анализируя объективную сторону состава преступления, следует выяснить, способен ли несовершеннолетний на те или иные физические действия: унести один все похищенное, оказать сопротивление и т. п.
Наряду с общеустановленными элементами предмета доказывания по делам о несовершеннолетних должны быть дополнительно выяснены следующие обстоятельства: 1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения); 2) условия жизни и воспитания; 3) причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним: 4) наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников[9].
При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выявлено также, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Для установления этих обстоятельств должны быть допрошены родители несовершеннолетнего, его учителя и воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения, а равно истребованы необходимые документы и проведены иные следственные и судебные действия.
Подобная детализация предмета доказывания обусловливает разработку таких тактических рекомендаций, как: допрос обоих родителей о поведении несовершеннолетнего, его связях, причинах и условиях, способствовавших преступлению; допрос не только классного руководителя, с которым могли не сложиться отношения подростка, но и других учителей; допрос не только бригадира, но и других членов бригады; допрос лиц по месту жительства и др.
При доказывании виновности следует иметь в виду, что для несовершеннолетних характерны более разнообразные мотивы преступлений, чем для взрослых. К ним могут быть отнесены: стремление оказать содействие товарищам, озорство, желание утвердиться в группе (компании), доказать свою смелость, показать силу и ловкость, завладеть заманчивым (престижным) предметом и т. п.
Особенности методики расследования преступлений несовершеннолетних проявляются и во взаимоотношениях следователя с иными службами, подразделениями, организациями. Так, следователи органов внутренних дел, специализирующиеся на таких преступлениях, устанавливают тесные контакты с участковыми инспекторами по делам несовершеннолетних, органами дознания, участковыми инспекторами, иными службами. Это способствует оперативному получению необходимых данных об условиях жизни, учебы, работы подростка, о его ближайшем бытовом окружении, его поведении и совершенных ранее проступках и т. п. С этой же целью необходимы контакты с учебно-воспитательными учреждениями (ПТУ, ОПТУ и др.), с предприятиями, организациями, самодеятельными организациями (спортивно-оздоровительными, культурными и т. п.).
1.2.Особенности организации и планирования расследования по данной категории дел
Под криминалистической версией понимают обоснованное предположение, касающееся сущности расследуемого события или отдельных фактов, имеющих значение для его расследования, объясняющее происхождение, содержание и связь между этими фактами[10]. Практическое значение криминалистических версий состоит в возможности планирования расследования, а проверка версий обеспечивает полноту и всесторонность расследования (см.Приложение 1).
Криминалистическая версия по своей логической природе является самостоятельной разновидностью рабочей гипотезы, которая:
- используется в уголовном судопроизводстве;
объясняет факты, которые имеют значение для раскрытия, расследования преступления;
должна быть проверена в ограниченный срок, установленный законом;
проверяется компетентными должностными лицами, установленными законом методами и средствами при возможном противодействии расследованию.Криминалистическая версия должна быть[11]:
реально возможной, принципиально проверяемой;
обоснованной установленными фактами;
относительно простой, имеющей четкую, однозначную формулу;
применимой к более широкому кругу явлений, устанавливаемых в ходе расследования.
Классификация версий.
В зависимости от признаков положенных в основу классификации криминалистические версии классифицируют:
По субъекту выдвижения криминалистические версии делятся на следственные, оперативно-розыскные, экспертные и судебные.
По степени определенности выдвигаемых предположений криминалистические версии дифференцируют на типичные (типовые) и конкретные (специфические).
По объему объясняемых фактов версии делятся на общие и частные.
Общие криминалистические версии объясняют сущность и содержание всего расследуемого события, а частные - только отдельные его элементы (субъект преступления, способ совершения преступления, форма вины и т.п.).
При расследовании конкретного преступления криминалистические версии должны образовывать систему:
- по степени вероятности маловероятные и наиболее вероятные.
- по времени построения первоначальные и последующие
- по отношению к предмету доказывания версии подразделяются на обвинительные и оправдательные.
и т.д.
Проверка криминалистических версий деятельность, направленная на установление фактических обстоятельств, подтверждающих или опровергающих предположение, составляющее содержание версии. Проверка основана на логическом анализе и оценке имеющейся информации, она осуществляется путем производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13