Криминалистическая характеристика и особенности методики расследования преступлений, совершенных группой несовершеннолетних

Допрашивать следует обоих родителей, так как они могут по-разному относиться к проблеме воспитания их ребенка, быть неодинаково информированы о его жизни.

Для обеспечения полноты допроса лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего, целесообразно последовательно касаться вопросов, связанных со сведениями: о составе семьи, условиях для учебы и отдыха подростка, его успеваемости; круге товарищей, как и с кем он проводит свободное время; как родители контролируют свободное время подростка; как он учится и ведет себя в учебном заведении, по месту работы, по месту жительства; выпивает ли, как давно, кем приучен к спиртному; другие потребности и интересы, проступки, совершенные ранее и принимаемые меры в школе, другом учебном заведении, дома; убегал ли из дома, уходили ли на ночь, как реагировали родители; отношения подростка с коллективом (школы, работы); отношения родителей друг к другу и к подростку; какой информацией они располагают о совершенном преступлении; содержание разговоров с подростком по этому поводу; времяпрепровождение в день, когда было совершено преступление, поведение подростка после этого (если он не был задержан).

Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что большинство родителей несмотря на явную заинтересованность в судьбе их ребенка дают на следствии объективные показания. Даже если они пытаются преуменьшить значимость отрицательных моментов в поведении подростка и свою ответственность за это, все же существенного искажения фактов они, как правило, не допускают, по-видимому, понимая, что эти факты могут быть установлены и из других источников. Отсюда следует, что огульный скепсис к доказательственной силе показаний родителей не имеет достаточных оснований.

Допрос педагогов, воспитателей (школ, профтехучилищ) позволяет получить данные об особенностях психофизического развития подростка, его характере, потребностях, интересах, связях, проявлениях возрастных особенностей. Эти лица могут быть осведомлены о моральной атмосфере в семье, взаимоотношениях родителей, условиях жизни и воспитания подростка, причине появления антиобщественных взглядов, привычек, наклонностей.

Показания учителей и воспитателей обычно более объективны, чем родителей.

Назначение экспертиз. В зависимости от характера совершенного преступления могут назначаться самые различные экспертизы: судебно-баллистические, трасологические и т. д. Однако специфическими для данной категории дел являются экспертизы судебно-медицинская, судебно-психиатрические, судебно-психологические и комплексные психолого-психиатрические[40].

Назначение судебно-медицинской экспертизы обязательно в тех случаях, когда отсутствуют документы, подтверждающие возраст подростка, когда возраст скрывается умышленно и когда имеющиеся документы вызывают сомнение. Судебно-медицинская экспертиза основывается на научных данных о возрастных изменениях организма: общее анатомо-физиологическое развитие, степень окостенения скелета, развитие зубного аппарата и др. Возраст устанавливается с некоторым приближением. В подобных случаях за день и месяц рождения принимается 31 декабря установленного экспертами года.

Судебно-психиатрическая экспертиза назначается для исследования психического состояния несовершеннолетнего. Дефекты в психике подростка могут быть следствием хронической болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Среди подобных аномалий у подростков часто встречаются психопатии, проявляющиеся в дисгармоничности эмоционально-волевых свойств личности: повышенная раздражительность, агрессивность, драчливость, внушаемость, упрямство. Может иметь место и психопатическое расстройство влечений: стремление к бродяжничеству (дромомания), к поджогам (пиромания), к воровству (клептомания) и др.

Нередко среди несовершеннолетних правонарушителей встречаются лица, страдающие одной из форм олигофрении — дебильностью Такие подростки характеризуются умственным недоразвитием и нарушением эмоционально-волевой сферы.

Для выяснения умственной отсталости назначается судебно-психологическая экспертиза. Учитывая, что умственная отсталость может быть следствием душевного заболевания, целесообразно сразу назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

На разрешение судебно-психологической экспертизы и комплексной психолого-психиатрической обычно ставят следующие вопросы, какова степень умственного развития несовершеннолетнего; имеются ли в умственном развитии подростка отклонения от нормального уровня, характерного для данного возраста; чем вызваны эти отклонения, не являются ли они результатом психического заболевания; мог ли несовершеннолетний (малолетний) с учетом его физического и психического состояния правильно воспринимать обстоятельства (указать какие) и дать о них адекватные показания; мог ли несовершеннолетний полностью осознать значение своих действий или действий, совершаемых до отношению к нему; мог ли подросток руководить своими действиями и в какой степени.

При назначении любой экспертизы необходимо обеспечить помощь несовершеннолетнему (обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему) со стороны защитника (законного представителя) по осуществлению им прав, связанных с производством экспертизы и предъявлением ее материалов.


2.3.Особенности производства следственных действий на последующем этапе расследования (очная ставка, опознание, воспроизведение, повторные следственные действия)


К очной ставке при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо относиться с большой осмотрительностью, проводя ее в исключительных случаях. На участие в очной ставке подростки идут крайне неохотно. Основные мотивы при этом: прослыть предателем и боязнь возмездия. Проведение очной ставки обычно полностью нарушает психологический контакт, установившийся между следователем и подростком. Главное же заключается в опасности того, что он изменит свои показания под влиянием другого участника, в особенности если этот другой — взрослый соучастник преступления. Подростку порой трудно разобраться в сложной ситуации, и когда взрослый даже после очной ставки продолжает отрицать свою вину, это может серьезно поколебать позицию подростка, привести к смене им своих показаний, даже без каких-либо видимых угроз со стороны взрослого[41].

Не менее сложны очные ставки и между самими несовершеннолетними. Изобличающие показания подростка другой участник обычно объясняет плохими взаимоотношениями, которые существуют между ними.

Если есть возможность устранить противоречия в показаниях несовершеннолетнего обвиняемого и других допрошенных лиц иным путем, не прибегая к очной ставке, следователь должен воспользоваться этой возможностью. Противоречия могут быть устранены анализом собранных доказательств, истребованием необходимых документов, проведением следственных действий (следственным экспериментом, проверкой показаний на месте и др.).

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого, свидетеля, как указывалось, может быть зафиксирован на фонограмме и продемонстрированному лицу, показания которого находятся с ним в противоречии.

Предъявления для опознания - это следственное действие, которое состоит в предъявлении, демонстрировании свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиненному предмета или лица с целью установления тождественности или групповой принадлежности (ст. ст. 174-176 УПК Украины).

Предъявление для опознавания - это метод (способ) идентификации объектов по памяти - идеальным отображениям, по следам памяти. Объектами опознавания являются: люди, материальные предметы (вещи), трупы и т.д. В некоторых учебниках к объектам для опознавания относят отдельные строения и участки местности. Однако, последнее не входит в соответствие с процессуальными требованиями проведения опознавания.

Научной основой опознавания служит философское учение относительно индивидуальности объектов материального мира и принципиальной возможности познать его.

Психологическую основу опознавания составляют[42]:

а) адекватность отображения органами чувств человека объективной реальности;

б) возможность запоминания и сохранение в памяти воспринятого (признаков и свойств предметов);

в) возможность адекватного воспроизведения воспринятого, т.е мысленного образа (следа памяти).

Предъявления для опознавания - это процессуальная деятельность, которая порождает доказательства. В основе этой деятельности лежит психологический процесс узнавания, суть которого в сравнении мысленного образа, который сохраняется в памяти, с объектом, человеком, которые наблюдаются (воспринимаются) сейчас - в условиях, которые их предоставил следователь. В процессе сравнения лицо делает вывод: ли есть объект, который наблюдается, тем самым (тождественным), что она наблюдалось раньше в связи с событием, которое расследуется.

В зависимости от объекта предъявления для опознавания различают его виды:

1) предъявление для опознавания объекта в натуре - человека, предмета, животного;

2) предъявление для опознавания трупов;

3) предъявление для опознавания свойств и признаков предметов;

4) предъявления для опознавания фотографических изображений объектов.

Пересчитанные виды предопределяют проведение подготовки к этому следственному действию.

Вместе с тем существуют общие положения подготовки к предъявлению для опознавания[43]:

1) определение цели опознавания;

2) планирование опознавания;

3) выбор места и времени опознавания;

4) приглашение участников опознания (понятые; лицо, которое узнают; опознающий; лица и предметы, среди которых будет проводиться опознание; помощник следователя; специалист; оперативные работники);

5) подготовка технических средств (связь, транспорт, фиксация);

6) предыдущий допрос опознающего;

7) выявление инидвидуальных признаком опознаваемого;

8) создания условий для проведения опознания с соблюдением требований закона.

Наиболее распространенным видом опознания является предъявление живых людей (предметов). Подготовка к такому опознаванию включает, кроме соблюдения общих условий, такие отдельные: а) подобрать лиц (не меньше трех), среди которых будет лицо, которое узнают. Эти лица должны быть одного пола, похожие по возрасту, национально-этническими признаками, иметь похожую одежду, одинаковое телосложение, носить похожую прическу.

Во время подбирания предметов и вещей необходимо, чтобы они были одинакового наименования, вида, марки, модели, цвета и состояния. Вещь может быть такая же, но изношенная, и предъявлять ее среди новых нельзя.

Особая ситуация возникает во время предъявления для опознавания уникальных предметов, например, произведений искусства, антикварных вещей, драгоценных вещей, которые существуют в одном экземпляре. Практически в таких случаях невозможно обеспечивать схожесть объектов. Поэтому лучше процессуального опознавания не проводить, а использовать тактический прием - узнавания объекта во время допроса. Предъявляется сам объект или его фотографическое изображение.

Тактические приемы предъявления для опознавания живых людей (ст. 174 УПК Украины) и предметов (ст. 175 УПК Украины) достаточно полно определенны в законе. Вместе с тем существуют тактические особенности, которые разработанные в криминалистике, а именно

а) пригласить всех участников (кроме опознающего), объяснить им цель и суть опознания, ознакомить с нормами УПК Украины;

б) предложить лицу, которое опознается, занять любое место среди других лиц, вместе с которыми он будет предъявлен. Относительно предмета опознавания, то операцию с их размещением делают понятые;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты