С криминалистической точки зрения (и по их процессуальному значению) они могут быть подразделены еще на случайные и целевые. Под случайными накопителями надо понимать такие формы накопителей, состояние хранения которых возникло случайно, без специальной цели доказывания (например, случайная любительская фотография места происшествия). И напротив, как целевые накопители должны характеризоваться те формы, которые возникли в связи с задачами доказывания. Для процесса расследования необходимо различать в этих целевых формах накопителей два вида: прямой и промежуточный накопители. О первом говорят, когда накопление исходящих сигналов по месту и времени происходит непосредственно от события. Все другие формы носят опосредствованный, промежуточный характер (например, протоколы, картотеки, архивы, фонограммы, слепки следов и т. д.).
Оценивая содержание информации при исследовании криминалистически значимого события, необходимо исходить из взаимосвязи между структурой сигнала и данных с одной стороны и процессом накопления информации с другой. Так, применительно к вещественно-естественному накопителю следует учитывать:
а) структуру отправленного сигнала и воздействующие при его возникновении обстоятельства (вид воздействия или переноса энергии);
б) структуру накопителя (например, в каком материале зафиксирован след), качество процесса записи и воспроизведения;
в) помехи, воздействующие на весь процесс отправления, передачи и приема (например, воздействие дождя на оставленный на песке след обуви);
г) данные, необходимые для их оценки (например, знания о возможных изменениях вещества, примененного в качестве средства поджога).
При искусственной форме накопителя накопление данных о событии преступления определяется выбором накопителя. При естественных же формах накопителей такой, заранее подготавливаемый, выбор накопителя практически невозможен (кроме случаев применения некоторых видов «ловушек» для преступников).
Доказательственная ценность следа зависит от самих данных, его носителя, объективно сохранившихся к моменту экспертизы как единое целое, по меньшей мере, так же, как и извлечение из них информации находится под влиянием уровня знаний и навыков (запаса знаков) у получателя, например, эксперта. Как бы хорошо ни проводил эксперт экспертизу следа, максимально возможное содержание информации будет ограничиваться качеством и суммой объективно зафиксированных данных на носителе в виде следов.
При возникновении следов происходит непосредственный переход от временно-зависимой величины (сигнала) к относительно статическому состоянию хранения, который и представляет собой одновременно процесс фиксации (регистрации) данных, отображаемых в следе. Поскольку следы возникают всегда там, где происходит воздействие, в их информационном потенциале объективно отражаются связи, в той или иной степени характеризующие данное событие или его фрагменты, например, связи по месту и времени, способу (механизму) образования следа и виду носителя, на котором он был оставлен, включая условия и обстоятельства, при которых возник уголовно-релевантный след (так, механизм прикосновения к бутылке может быть установлен по расположению следов пальцев).
Для раскрытия дела существенное значение имеет информация, полученная на основе данных, которые формируются с помощью фиксации таких изменений, которые являются характерными для объекта воздействия. Она обозначается как идентификационные сведения и может быть определена в соответствии с уголовно-процессуальными понятиями «личных» и «вещественных доказательств» как сведения личностно-идентификационного и вещественно-идентификационного характера. Они создают предпосылки для того, чтобы в ходе идентификации произвести индивидуализацию и отождествление воздействующего объекта.
При определенных предпосылках преступники в связи с событием преступления вводят в действие прямые накопители для передачи информации посредством согласованных коммуникационных знаков (например, фонемы или знаки письма). В таких случаях сведения, охватывающие содержание информации, зафиксированы в примененных знаках (например, при письменном признании вины).
Эти виды информации стоят в одном ряду, и потеря одной из них не ведет, как правило, к одновременной потере другой информации о событии преступления. В криминалистической практике это часто не учитывается. Некоторые криминалисты, например, при отсутствии возможности идентификации по следу руки часто не пытаются использовать остальные виды информации, полученные в результате применения разных методов доступа и исследования к этому следу, хотя последние иногда могут иметь большее значение для выяснения определенного обстоятельства дела, чем идентификация следообразующего объекта. Не вызывает сомнения, что идентификационно-диагностическая сфера в криминалистике имеет большое значение, однако, признавая это, нельзя недооценивать другие основные элементы информации. Какой из названных видов информации имеет большее значение, становится ясным лишь в конкретной ситуации по конкретному делу. Однако очень часто на ранней стадии расследования этот вопрос неразрешим, так как принципиально оценка всех элементов информации должна проводиться с достаточной точностью и полнотой.
Может быть сконструирована упрощенная модель криминалистического расследования. Эта модель характеризует:
а) криминалистически значимое событие с его связями с окружающей средой, которые возникли еще до этого события, и связями с расследованием;
б) вещественную и личную формы накопления;
в) следователя, собирающего, получающего и обрабатывающего информацию;
г) промежуточные формы накопителей;
д) экспертов и специалистов.
В принципе течение информации по этой модели может детерминироваться по времени, хотя это временное отношение начинается еще до наступления криминалистически значимого события через отношение: окружающая среда - воздействующий объект - объект воздействия (т. е., например, окружающая среда - потенциальная жертва - потенциальный преступник).
Список используемой литературы
Законы, нормативные акты, другие официальные документы
1.1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Официальный текст по состоянию на 1 февраля 1996 г. М.: ИНФРА. М. - КОДЕКС, 1996.280с. (Ст. 69).
1.2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» спг18 декабря 2001 г. Федеральный Закон N 174-ФЗ «Российская газета» №249 от 22 декабря 2001 года (Ст. 74)
1.3. О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных: Закон РФ от 23.09.92 № 3523-1.
1.4. О стандартизации: Закон РФ от 10.06.93 № 5154.
1.5. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.93 №5481-1.
1.6. О связи: Закон РФ от 20.01.95 № 600.
1.7. Об информации, информатизации и защите информации: Закон РФ от 25.01.95 №*609.
1.8. О сертификации продукции и услуг: Закон РФ от 10.06.95 № 5151.
1.9. Об участии в международном информационном обмене: Закон РФ от 04.06.96 №85.
1.10. Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 12.08.95 № 144.
1.11. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон № 24-ФЗ от 25.01.95г. "Российская газета" №39 от 22.02.95г.
1.12. Об основах государственной политики в сфере информатизации: Указ Президента Российской Федерации от 20.02.94 № 170.
1.13.0 межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Указ Президента Российской Федерации от 08.11 95 № 1108.
1.14. Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Указ Президента Российской Федерации от 20.01.96 № 71.
1.15. О перечне сведений, относящихся к государственной тайне: Указ Президента Российской Федерации от 24.01.98 № 61.
1.16. Положение «Об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской федерации» Утверждено Указом Президента Российской федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 (СЗРФ. 1998. Ст. 5923).
1.17. Вопросы Министерства внутренних дел РФ: Указ Президента РФ от 31.07.2000г. №1415;
1.18.0 государственной системе защиты информации в Российской Федерации и от ее утечки по техническим каналам: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.93 №912-51.
1.19.0 порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.94 №1233.
1.20. О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.95 № 333.
1.21. «О подразделениях криминальной милиции» Постановление Правительства РФ от 7.12.2000 г. №925.
1.22. Приказ МВД России от 16.12.2000 г. №1268.
1.23.0 мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 (с последующими изменениями и дополнениями). Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 января 1999 г. №1
1.24. Инструкция о едином учете преступлений (3-е издание). Утверждена и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 14 декабря 1994 года № 20-1-85/94, введена в действие совместным приказом генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации № 66/418 от 14 декабря 1994 года.
1.25. Доктрина информационной безопасности: Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.2000 № Пр-1895.
1.26. О мерах по обеспечению единой технической политики в области создания и внедрения информационных систем ОВД ЧВ МВД России - Приказ МВД России Л 207-92
1.27.0 совершенствовании технического обеспечения оперативно-розыскной и служебной деятельности ОВД России: Приказ МВД России № 309-92.
1.28.0 введении в действие Инструкции о едином учете преступлений: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России от 14.12.94.№ 66/418.
1.29.0 мерах по реализации Концепции развития информационного обеспечения ОВД: Приказ МВД России № 229-93.
1.30. О развертывании и вводе в эксплуатацию первой очереди магистральной сети передачи данных МВД России: Приказ МВД России № 224-95.
1.31. О порядке внедрения типовых программно-технических средств информатизации органов внутренних дел: Приказ МВД России №263-95.
1.32. Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: Приказ МВД России № 146-96.
1.33. Об обеспечении единой технической политики в системе МВД и о концепции деятельности НПО «Техника» МВД России: Приказ МВД России № 609-96.
1.34.0 вводе в эксплуатацию первой очереди и дальнейшем развитии ведомственной магистральной сети передачи данных МВД России: Приказ МВД России № 311 -97.
1.35. Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в системе МВД России: Приказ МВД России № 419-98.
1.36. Об утверждении Положения о системе научно-технической информации МВД России: Приказ МВД России.№ 51-99.
1.37. Об утверждении Концепции развития системы связи МВД России: Приказ МВД России № 340-99.
1.38. Об утверждении нормативных актов в области технического обеспечения оперативно-розыскной и служебной деятельности ОВД и ВВ МВД России: Приказ МВД России № 33-2000.
1.39. Об утверждении изделия АНВЯ 412162.001 «Машина персональная электронно-вычислительная» в качестве базового средства для создания АРМ: Приказ МВД России № 844-2000.
1.40. Об утверждении Норм положенности основных средств связи, вычислительной и организационной техники: Приказ МВД России № 983-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11