Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений

Система образования представляет собой сложный, многомерный объект, уровень развития которого таков, что в рамках какой -либо одной научной дисциплины его нельзя описать достаточно полно, чтобы им можно было эффективно управлять как целым. Учебно-воспитательный процесс, его механизмы и закономерности представляют относительно самостоятельную сферу общественной жизни, функционирование которой происходит по специфическим законам педагогики. Криминалистика же должна определить характер и содержание конкретных задач, которые должны решаться в ходе учебно-воспитательного процесса, в частности, фактический объем теоретических криминалистических знаний, которые должны быть усвоены кадрами правоохранительных органов, набор определенных умений, навыков, способностей, качеств, которыми они должны обладать в результате их криминалистического образования.

Криминалистическое образование может быть определено как относительно самостоятельная подсистема, представляющая собой систематическое обучение и воспитание сотрудников правоохранительных органов, направленная на овладение ими криминалистическими знаниями, умениями, навыками, идейно-нравственными ценностями и качествами, обеспечивающими применение на практике разработанных криминалистикой рекомендаций борьбы с преступностью. Понимание криминалистического образования не исчерпывается отражением основ криминалистики, включая в свое содержание наряду с ним развитие способностей творчески подходить к работе, формирование инновационного потенциала каждого практического работника.

Наряду с названными выше элементами системы криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений необходимо выделить такой ее элемент, который выражается в организации криминалистических учреждений и, прежде всего, служб криминалистического сервиса. Практические потребности правоохранительных органов должны оказывать непосредственное влияние на формирование сети криминалистических организаций экспертно-исследовательского, научно-практического и учебно-научного типа.

Другим элементом системы КОРРП является её правовое регулирование. С помощью правовых норм закрепляются полномочия соответствующих субъектов, их юридические обязанности. Так, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает оптимальный порядок и основные правила производства следственных действий, нарушение которых недопустимо ни при каких обстоятельствах. Тем самым правовое регулирование указанных отношений в области раскрытия и расследования преступлений воздействует на волевое поведение участников этих отношений, определяя вид и меру должного либо возможного поведения участников общественных отношений, правовые рамки его криминалистической активности. Правовое регулирование поведения (деятельности) практических работников в ходе раскрытия и расследования преступлений способно оказывать влияние на мотивацию их поведения, процесс принятия решений и т.д..

Названные выше элементы системы КОРРП имеют основополагающее значение, поскольку их взаимодействующее функционирование способно формировать постоянную готовность кадров правоохранительных органов к использованию на практике разрабатываемых криминалистикой методов, приемов и средств решения возникающих криминалистических задач. Только комплексное изучение элементов системы и их взаимосвязей (взаимодействий) позволит познать закономерности механизма функционирования системы криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений и формирования криминалистической готовности кадров правоохранительных органов к систематическому использования в практической деятельности разрабатываемого криминалистикой арсенала средств борьбы с преступностью. Причем, каждый из элементов этой системы, в свою очередь, обладает сложной структурой и своими закономерностями функционирования. Раздельное рассмотрение указанных элементов не позволит познать те целостные свойства, которые присущи только системе и отсутствуют у отдельных ее элементов, поскольку целостные свойства системы возникают вследствие взаимодействия составляющих ее элементов.

На основе изложенного, представляется возможным определить основные элементы системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений:

·                   тактико-криминалистические знания,

·                   тактические навыки и умения;

·                   тактико-криминалистическое образование;

·                   организация криминалистических подразделений, осуществляющих тактико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений;

·                   правовое регулирование тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений.

Между названными элементами системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений также существуют взаимные связи, характеризующие ее целостность. Взаимодействующие функционирование указанных элементов направлено на формирование у практических работников необходимых компонентов их тактической готовности к использованию тактико-криминалистического арсенала средств борьбы с преступностью. Основная задача исследования структуры системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений заключается в изучении специфики составляющих ее элементов и особенностей взаимодействия между ними под углом зрения совершенствования их организации и управления в интересах оптимального решения этой системой своей социальной функции - формирования тактической готовности сотрудников правоохранительных органов.

Представляется необходимым высказать предложения по поводу совершенствования функционирования элементов системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений экономической направленности.

Развитие криминалистического знания должно осуществляться с учетом предложенного нами нового аспекта соотношения фундаментального и прикладного знания в интересах эффективной реализации криминалистикой социальной функции. Особое значение приобретает получение таких криминалистических знаний, которые связаны с разработкой и совершенствованием тактико-криминалистических методов, приемов и средств раскрытия и расследования преступлений. Именно эти знания требуют приоритетного внедрения в практическую деятельность, поскольку напрямую способны оказать влияние на повышение её эффективности.

В системе криминалистического обучения приоритетное направление должно заключаться в направленности на приобретение практическими работниками умений и навыков использования тактико-криминалистического арсенала. В литературе отмечается недостаточная ориентация учебного процесса на приобретение работниками практических навыков и умений, необходимых им в будущей работе. А.Ф. Волынский, в частности, указывает на необходимость четкой ориентации на профессиональную милицейскую систему подготовки кадров, где бы учили бороться с преступностью, раскрывать и расследовать преступления, а не готовили юристов широкого профиля. Становится понятной важность и необходимость детальной проработки учебного плана и программы, предусматривающих оптимизацию стремительно нарастающего объема научной криминалистической информации, отбираемой для её усвоения в рамках учебно-образовательного процесса.

Нередко при интерпретации основных положений учебной программы криминалистики ее идеи переносятся в литературу механически, с недостатками, обусловленными спорными, иногда просто ошибочными точками зрения авторов. Указанная ситуация имеет объективный характер и является отражением проблем информатизации общества на современном этапе развития. Отмечается, что до 30 % информации в современных научных и околонаучных публикациях оказывается ошибочной, что актуализирует проблему отбора информации, повышения внимания к методологии.

Необходимо отметить диалектическое противоречие между содержанием науки (научными знаниями) и содержанием образования, в частности, содержанием соответствующего предмета обучения. Такие элементы науки как научные факты, научные понятия, законы науки и научные теории находят своеобразное, а не зеркальное, отражение в содержании обучения. Проблема заключается в охвате этого «отражения», чтобы оно носило непротиворечивый характер и исключало опасность для обучающихся принять научные гипотезы за апробированные утверждения. Как отмечается в литературе по дидактике, « в ходе преподавания все искусство сводится прежде всего к подбору содержания и способу его передачи, причем от характера содержания и его «подачи» зависит уровень усвоения знаний учащимися и прочность их запоминания». К числу факторов, влияющих на усвоение знаний, относится их структурированность, определенная иерархия, при которой каждый элемент знаний имеет собственное место и связан с другими. Исследование спорных и малоизученных вопросов, избавление от ненаучного балласта, создает тем самым условия для эффективности образования кадров правоохранительных органов, обеспечивающего получение достоверных научных знаний обучающимися, их преобразование в умения и навыки, способности ставить и оригинально решать стандартные и нестандартные тактические задачи.

Рассмотрение системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступления будет неполным без определения субъектов ее реализации, к которым относятся: а) сотрудники управленческих структур правоохранительных органов, их научно - исследовательских институтов, учебных заведений, занимающиеся разработкой тактико-криминалистического арсенала средств борьбы с преступностью, их внедрением, криминалистической подготовкой и воспитанием кадров; б) практические работники (прокуроры-криминалисты, следователи, оперработники, эксперты-криминалисты), деятельность которых направлена на формирование и поддержание на определенном уровне тактико-криминалистической готовности других практических работников. В связи с этим представляется, что следует вести речь о необходимости решения такой организационной задачи как создание органа, деятельность которого была бы направлена на координацию субъектов системы криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений в интересах оптимизации деятельности по формированию и подержанию на определенном уровне, отвечающем потребностям практике, готовности сотрудников правоохранительных органов (в рамках всей системы правоохранительных органов государства или отдельных ее звеньев – органов МВД, ФСБ, таможни и т.д.) к использованию на практике криминалистического арсенала средств борьбы с преступностью. Основными задачами такого органа являлись бы: определение и руководство приоритетными научными криминалистическими исследованиями; формирование криминалистической инновационной политики и инновационной деятельности; выработка стандарта криминалистического образования работника правоохранительных органов, направлений учебно-воспитательной работы и т.д.

Таким образом, структура и функционирование системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений должны способствовать оптимальному формированию постоянной готовности практических работников к использованию на практике тактического арсенала средств борьбы с преступностью (макроуровень). Это достигается интеграцией научно-исследовательской и учебно-воспитательной (дидактической) деятельности, соединением в единый процесс планирования и получения соответствующего запросам практики нового тактико-криминалистического знания, его распространения, подготовки и воспитания работников, способных практически применять и развивать это знание. На микроуровне система тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования конкретного преступления должна создавать необходимые условия для практической реализации указанной тактической готовности, актуализации приобретенных ранее установок, знаний, умений, навыков, опыта для решения возникающих тактических задач с учетом конкретно складывающихся ситуаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты