Криминологическая характеристика экологической преступности

При этом мотивы и цели умышленных экологических преступлений могут быть самыми различными и, как правило, в качестве признаков состава преступления не указываются, но могут учитываться при назначении наказания в качестве отягчающих или смягчающих обстоятельств.

Ст.88 Закона "Об охране окружающей природной среды", учитывая положения гражданского законодательства, предусматривает исключение из общего правила о виновной ответственности. Оно относится к тем случаям, когда вред причиняется источником повышенной опасности. Обязанность возмещения вреда возлагается на владельца данного источника независимо от наличия вины. Ущерб подлежит возмещению в силу самого факта его причинения, если не будет доказано, что он произошел вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Субъектами экологического преступления могут быть лишь физические лица, в то время как субъектами экологического правонарушения – как физические, так и юридические лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане.

Действующим законодательством предусмотрено, что административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические преступления наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства они несут с 15 до 18 лет ограниченную ответственность, а с 18 лет - полную, т.к. с этого возраста лицо становится полностью дееспособным.

Каких-либо возрастных ограничений относительно возможности возложений дисциплинарной и материальной ответственности на лиц, находящихся в трудовых отношениях с работодателями, не предусмотрено.

Изучение уголовных дел об экологических преступлениях позволяет провести их классификацию на: а) совершаемые должностными лицами; б) совершаемые лицами, не занимающими должностного положения. Эти преступления могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, иметь корыстную или иную направленность.

Должностные экологические преступления отличаются, как правило, высокой общественной опасностью, нередко причиняют огромный, подчас трудновосполнимый экологический вред.

Связано это главным образом с тем, что противоречия, являющиеся причинами упомянутой группы должностных преступлений (между экономикой и экологией; между характером труда и экономическими, а подчас и политическими интересами отдельных ведомств, регионов, групп населения; между необходимыми и реально примененными методами управления, а также использованием технических ресурсов, технологий и т.п.), лежат в основе выполнения организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Именно в этой сфере осуществляются функции планирования, распределения, оперативного управления, создания организационных структур, контроля, технико-технологического и ресурсного обеспечения взаимодействия общества с окружающей средой.

Таким образом, число должностных лиц, которые могут принимать экологически важные решения, весьма значительно, причем в этих условиях повышается роль должностных лиц среднего звена, что снижает возможности социального контроля за своевременной нейтрализацией противоправной экологической деятельности. И на фоне, например, неправомерных в недавнем прошлом решений о судьбах Байкала, Арала, Севана, Ладоги, северных рек, контроль за осуществлением которых постоянно находился в зоне внимания общественности, что имело конкретное позитивное антикриминогенное воздействие в настоящее время, ежегодно принимаются сотни решений, не поддающихся практически ни- какому контролю.

Негативное воздействие на противоправное экологическое ведение должностных лиц оказывают: ориентация на мнимое удешевление добычи полезных ископаемых и сырьевых ресурсов за счет отказа от своевременных природоохранных мероприятий; игнорирование побочных вредных последствий экологически значимой деятельности; неоправданное упрощение или убыстрение производственного планирования неглубокой переработки и неполного использования природных ресурсов и др.

Экологические преступления могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Для лиц, совершающих правонарушения умышленно, характерны: эгоизм; пренебрежительное, отношение к общественным интересам; игнорирование экологического законодательства; неудовлетворительная профессиональная подготовка; неоправданная жестокость, самодурство и др. Указанные свойства личности нередко имеют в конечном корыстную ориентацию (в прошлом — план любой ценой; ныне прибыль, а как результат — незаслуженные награды, премии, продвижение по службе и т.п.).

Должностные экологические преступления по неосторожности совершаются, как правило, лицами, которым свойственны легкомыслие, пренебрежение законами, регламентирующими охрану окружающей среды, некомпетентность и слабая профессиональная подготовленность, социальная пассивность, чувство вседозволенности и бесконтрольности и др.

Для личности должностных правонарушителей, совершающих как умышленные, так и неосторожные экологические преступления, характерен внешний довольно устойчивый ореол законопослушных членов общества, который во многих отношениях не вызывает негативной реакции, чем затрудняется, как правило, своевременное предупреждение этих преступлений.

При рассмотрении причин экологических преступлений, совершаемых лицами, не занимающими должностного положения, целесообразно учитывать особенности, характер и основные виды противоправной деятельности. Прежде всего, это незаконное рыболовство, охота, морской промысел, лесозаготовки.

К общим причинам этого ряда преступлений относятся: серьезные недостатки в планировании, обеспечении и осуществлении различных промыслов; отсутствие достаточного развития правомерных средств удовлетворения потребностей; все возрас тающие потребности в продуктах производственной деятельности, выраженные в состоянии «рынка», высокой «рентабельности» указанной категории преступлений. Кроме того, это слабое, малоэффективное воздействие на преступную деятельность средств надзора и контроля; неэффективное действие законодательства, регламентирующего уголовную и административную ответственность за экологические преступления (безнаказанность отдельных преступников) и др.

К субъективным причинам относятся: низкий уровень экологического и правового сознания; позиции отдельных групп населения, заключающиеся в безразличии к преступлениям этого рода либо в наличии устойчивых деформаций, ориентированных на корыстное извлечение доходов от противоправных промыслов.

Большое значение в последнее время имеет также и общее обнищание значительной части населения, безработица. В этих условиях доминирует стремление любым путем обеспечить себе и своим близким возможность выживания.

Под воздействием теневой экономики и образования значительных сумм неконтролируемых денежных масс постоянно расширяется круг лиц, желающих заниматься, например, одним из доходных видов противоправной экологической деятельности — незаконным рыбным промыслом. Так, более 70% злостных браконьеров, длительное время занимающихся ловом осетра, белуг, севрюги на территории Астраханской области, имеют постоянных потребителей (скупщиков) икры, реализующих продукцию коньерства по устойчивой, отработанной системе сбыта. Указанная деятельность в последние годы стала сферой устойчивых интересов со стороны организованной преступности, в том числе и международной (транснациональной).

Весьма незначительная часть браконьеров ориентируется на случайных покупателей, а доля правонарушителей, занимающихся незаконным промыслом для удовлетворения собственных потребностей (семьи, родственников, знакомых), составляет вообще мизерную часть.

Следует, правда, сказать, что масштабы промышленного негативного воздействия на водоемы (неправильная эксплуатация электростанций, залповые и иные загрязняющие сбросы вредных веществ и др.) значительно превышают ущерб, наносимый рыбному хозяйству браконьерами.

Наряду с характеристикой причин двух основных видов преступной экологической деятельности целесообразно выделить причины сугубо ситуативных экологических преступлений, совершаемых на уровне индивидуального противоправного дения.

Имеется в виду вандализм с хулиганской мотивацией. Например, уничтожение лесных массивов. Прежде всего, это лесные пожары, возникающие вследствие разведения костров, как правило лицами, находящимися в нетрезвом состоянии, при сознательном грубом пренебрежении мерами предосторожности или при поджоге леса из хулиганских побуждений. Для этих и подобных праворарушений (незаконная порубка леса, загрязнение водоемов и воздуха, бессмысленный отстрел животных, в том числе и занесенных в Красную книгу, и др.) характерна высокая латентность, то же время ущерб от этих преступлений весьма велик. Анализ ситуативно-личностных факторов указанной категории правонарушений показывает, что здесь взаимодействуют: обстановка мнимой свободы, раскрепощенности, вседозволенности; отсутствие сдерживающих начал; благоприятная ситуация для удовлетворения спонтанных желаний, связанных с противоправной экологической деятельностью, а также бескультурье, эгоизм, правовой и экологический нигилизм, циничное отношение к общественным ценностям, морали крайне низкий уровень применяемости норм ответственности за подобные преступные деяния и т.д.

Анализируя экологические преступления, следует иметь в виду, что наличие в деянии признаков состава преступления еще не является достаточным основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности. Главное основание уголовной ответственности за экологическое преступление – это степень ущерба. Так, если незаконная порубка деревьев и кустарников, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защищенных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере (Ст. 260 УК РФ) классифицируется как преступление, в незначительном размере – как административное правонарушение.

 

2.2 Экологические преступления в действующем российском уголовном законодательстве


Введение специальной главы об ответственности за экологические преступления является особенностью нового УК РФ. В прежнем УК было более десятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах. В новом УК ПФ в главе 26. “Экологические преступления” содержится семнадцать статей (Ст. 246-Ст. 262 включительно).

Уголовной ответственности подлежат следующие виды экологических преступлений:

-Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (Ст. 246 УК РФ);

-Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (Ст. 247 УК РФ);

-Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (Ст. 248 УК РФ);

-Нарушение аетеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ);

-Загрязнение вод (Ст. 250 УК РФ);

-Загрязнение атмосферы (Ст. 251 УК РФ);

-Загрязнение морской среды (Ст. 252 УК РФ);

-Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (Ст. 253 УК РФ);

-Порча земли (Ст. 254 УК РФ);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты