Принятие новых и внесение изменений в действующие нормативные правовые акты должно быть достаточно продуманным обоснованным, подкрепленным глубоким и всесторонним анализом ситуации и правоприменительной практики.
Необходима разработка и осуществление системы мер обеспечения права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду[4].
Важна разработка федеральной программы оздоровления окружающей среды Российской Федерации с надлежащим ее финансововым и материально-техническим обеспечением.
Борьба с экологическими преступлениями ведется на основании и в рамках законов, соответствующих им подзаконных актов. В последних детально излагается алгоритм действий, направленных на предотвращение экологических преступлений, содержатся необходимые директивы правоохранительным и природоохранным ведомствам, инструкции по проведению первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности. Они определяют порядок передачи материалов об установленных фактах с признаками экологических преступлений в органы милиции и прокуратуры.
В борьбе с экологической преступностью важно постоянно помнить, что она создает реальную угрозу самим биологическим основам жизни, здоровья и развития человека. В связи с этим необходимо усилить воздействие на нее правоохранительной системы.
Особую роль в системе органов специального предупреждения экологических преступлений играет прокуратура: во-первых, осуществляя надзор за исполнением экологического законодательства, принимает меры к выявлению и пресечению экологических правонарушений, препятствуя их перерастанию в преступления; во-вторых, в процессе расследования экологических преступлений выявляет причины и условия, им способствующие, и принимает меры к их устранению; в-третьих, надзирая за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, влияет на качество такой деятельности, в том числе борьбы с экологическими преступлениями; в-четвертых, осуществляет координацию всех правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью. Большое внимание прокуроры уделяют выявлению и устранению незаконных правовых актов. Растет число удовлетворенных протестов и удельный вес отмененных и измененных правовых актов. В настоящее время вследствие многолетней настойчивой работы, проводимой прокурорами, наметилась благоприятная тенденция снижения числа незаконных правовых актов, хотя о стабильности такой тенденции пока говорить рано.
Ежегодно органы прокуратуры выявляют и устраняют большое количество правонарушений в сфере охраны земель, вод и атмосферного воздуха. Вместе с тем в статистике данные показатели даются суммарно, что не позволяет дифференцировать их по отдельным видам и снижает в целом уровень информационного обеспечения борьбы с экологическими правонарушениями. Это свидетельствует о необходимости расширения системы статистических показателей.
Важную роль в борьбе с экологической преступностью призваны играть специализированные природоохранные прокуратуры. К середине 1990-х гг. в Российской Федерации уже сложилась система таких прокуратур. Опыт их деятельности показал высокую результативность надзора за исполнением экологического законодательства. Они успешно нейтрализуют негативные Последствия, ошибки и упущения в работе природоохранных органов, средствами прокурорского надзора противодействуют нарушениям экологического законодательства.
В предупреждении экологических преступлений в рамках своей компетенции участвуют иные правоохранительные и другие органы государственной власти. Велика роль деятельности работников многочисленных природоохранных органов, контрольных и надзорных служб (Минприроды, Госсанэпиднадзора, МЧС ФПС и др.).
В условиях ухудшения экологической обстановки жизненно важным является ужесточение государственного экологического контроля (включая экологический мониторинг), усиление государственного принуждения к исполнению норм и требований экологического законодательства. В настоящее время имеются немалые резервы повышения эффективности последнего. Растет число незаконченных расследованием уголовных дел, количество нераскрытых преступлений, дела о которых приостановлены за нерозыском и неустановлением виновных. Такая ситуация ведет к безнаказанности виновных и стимулирует их к продолжению своей преступной деятельности. Кроме того, уголовная политика в сфере борьбы с экологической преступностью демонстрирует далеко не всегда оправданную «гуманизацию».
При назначении уголовного наказания судами повсеместно допускались необоснованные послабления лицам, совершившим экологические преступления, назначались наказания ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей уголовного закона, применялось условное осуждение и т.п. К лицам, осуждаемым за экологические преступления, применяются в основном наказания, не связанные с лишением свободы. Такая практика борьбы с экологической преступностью не оказывает должного профилактического воздействия, в частности, на лиц, совершающих экологические преступления на организованной основе, в виде промысла, ради извлечения сверхдоходов.
Отрицательно сказывается на борьбе с экологическими правонарушениями и преступлениями до сих пор нерешенный вопрос о территориальных органах экологической милиции. При этом в современных условиях ухудшения экологической ситуации, роста числа соответствующих правонарушений и преступлений, при наличии угрозы терроризма и экоцида повсеместное создание таких органов, а также специального экологического подразделения, курирующего их работу в центральном аппарате МВД России, представляется необходимым, вызывает поддержку ученых и практиков.
Консолидации сил и средств для защиты прав и законных экологических интересов личности, государства, общества могло бы способствовать формирование системы экологической юстиции, включая экологическую милицию, природоохранные прокуратуры, экологические суды и другие специализированные правоприменительные органы. Пока в России действуют только отдельные звенья такой юстиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологические преступления являются одним из наиболее распространенных и общественно опасных видов противоправных деяний, хотя законодатель только два из них считает тяжки' ми (ч. 3 ст. 247 и ч. 2 ст. 261 УК). Они представляют реальную угрозу национальной безопасности. Их последствия: катастрофическое ухудшение качества среды обитания, ведущее к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда нации; образование зон экологического неблагополучия и бедствия; деградация и истощение запасов природных ресурсов (снижение плодородия почв, сокращение рыбных, лесных, топливно-энергетических ресурсов истощение минерального сырья); загрязнение воздушного бассейна и опасное изменение климата; ухудшение качества продуктов питания и товаров народного потребления; разрастание масштабов радиоактивного загрязнения; возрастание риска крупных экологических и техногенных катастроф; и др.
В начале ХХI века пришло время признать ошибки, переосмыслить деятельность человечества и принять все необходимые меры к сохранению природы и самого человека как вида жизни на Земле. Под предупреждением экологической преступности следует понимать комплекс мер экономического, социального, правового, культурно-воспитательного и нравственного характера, осуществляемых государственными и общественными органами, организациями, учреждениями и направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий экологического кризиса и предотвращение экологической катастрофы, а также конкретных экологических преступлений.
А между тем, предупреждение экологической преступности до сих пор не считается приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов. Упор по-прежнему приходится на корыстно-насильственную и экономическую преступность, несмотря на то, что нередко экологические преступления являются одновременно экономическими и совершаются по корыстным мотивам. Например, стоимость незаконно изымаемых и нелегально вывозимых в другие страны биологических ресурсов шельфа и экономической зоны экспертами оценивается в несколько млрд. долларов. Ущерб от незаконной порубки леса с 671 млн. рублей в 1990г. поднялся до 2 млрд. 850 млн. рублей в 2001 году. Только в Республике Татарстан, начиная с 2002 года ущерб, причиняемый экологическими преступлениями, давно составил более 100 млн. рублей. Контрабанда животных и растений, находящихся на грани исчезновения, уступает по масштабу только обороту наркотиков. Так, например, несмотря на то, что осетровые породы рыб с 1998г. занесены в международную Красную книгу как вид рыб, которому в ближайшем будущем грозит исчезновение, браконьерская добыча черной икры в Дагестане является самым доходным видом бизнеса.
В современной российской ситуации несовершенство экологического законодательства приводит к тому, что не обеспечиваются должным образом даже такие задачи, как защита прав людей, оказавшихся жертвами экологических катастроф и бедствий; соблюдение прав человека; обеспечение элементарной экологической дисциплины; ответственность высших должностных лиц, субъектов федерации за противоправную экологическую деятельность; согласование экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов, населения.
Общая оценка состояния экологического законодательства и влияющих на его развитие факторов позволяет предположить, что даже широкомасштабная, принципиальная реформа не сможет дать ожидаемых результатов, если она натолкнется на отсутствие политической воли, финансовых средств, низкую правовую культуру граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Законодательство и иные нормативные акты
1.1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием
12.12.93 г.
1.2. Уголовный кодекс РФ (по состоянию на 1 апреля 2007 года).
1.3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Особенная часть./ Под ред.Ю.И.
Скуратова.-М.:ИНФРА.М.:НОРМА, 2006 г.
1.4.Постановление Правительства РФ от 19.02.96 г. “ О Красной книге РФ”.
1.5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
1.6. Закон РФ “ О животном мире “ от 24.04.95 г.// Собрание законодательстваРФ.1995. №17.Ст.1027
1.7. Закон РФ “ Об особо охраняемых природных территориях” от 14.03.95 г.// Собрание законодательства РФ.1995.№12.Ст.1024
1.8. Закон РФ ” Об охране окружающей природной Среды в РФ” от 12.02.97г.
2. Специальная литература
2.1. Клетнева Е.Г. Экологическая преступность на рубеже ХХ – ХХI веков / Казань: КЮИ МВД России, 2005.
2.2. Ермаков В.Д. Обеспечение права граждан на возмещение вреда от экологических правонарушений // Россия в третьем тысячелетии. М., 2004.
2.3. Винокуров Ю.Е., Винокуров А.Ю. Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений, и основные пути их устранения. М., 2006 г.
2.4. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления. М., 2007 г.
2.5. Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологической преступности. М., 2008 г.
2.6. Винокуров А.Ю., Суслова Н.В. Прокурорский надзор за исполнением в сфере охраны и использования водных биологических ресурсов. М., 2005 г.
2.7. Клетнева Е.Г. Понятие экологического преступления в уголовном праве / Е.Г. Клетнева // Научные труды Казанского юридического института МВД России: Вып.6. – Казань: КЮИ МВД России, 2005 г.
2.8. Жевлаков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЗАО ”Бизнес -школа. Интел-Синтез”, 2006 г.
2.9. Литовченко В.Н. К вопросу об уголовной ответственности за посягательство на природные богатства. Актуальные проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью. - М.: ВЮЗИ, 2008 г.
2.10. Селеванов Н.А., Скоромников К.С. Расследование преступных загрязнений
природной Среды. - М.: Изд-во МНЭПУ , 2004 г.
2.11. Экологическое право России./Под ред.Ермакова В.Д., СухареваА.Я. М.:ИМПЭ, 2003 г.
2.12. Криминология / Учебник под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М., 2005 г.
2.13. Королёва М.В., Шарова Г.Н. Влияние преступности, связанной с производством и сбытом товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности на экологическую ситуацию в Российской Федерации. 2004 г.
2.14. Королёва М.В., Суслова Н.В. Обеспечение исполнения природоохранного законодательства органами прокуратуры // Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2005 году». М., 2006 г.
2.15. Дубовик О.Л. Экологические преступления: комментарий к главе 26 УК РФ. - М.: Изд-во “ Спарк”, 2006.
2.16. Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана природной Среды в РФ: Учеб.пособ./ - М.: ВЮЗИ, 2007 г.
2.17. Боголюбов С.А. Экологическое право. - М.: Изд-во Норма - Инфра, 1998.
[1] См.:Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
[2] См.: Жевлаков Э.Н. Экологические преступления. 2007 г.
[3] См.: Винокуров Ю.Е., Винокуров А.Ю. Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений, и основные пути их устранения. М.,2006
[4] См.: Ермаков В.Д. Обеспечение права граждан на возмещение вреда от экологических правонарушений // Россия в третьем тысячелетии. М., 2004.