Культура Германии










Философия

          Немецкая философия оказала огромное влияние не только на всю историю немецкой культуры, но и на развитие мировой философской мысли. Отличительной особенностью немецкой философии является её умозрительный характер, углублённый анализ духовной жизни; склонность к построению завершенной, замкнутой системы присуща большинству немецких философов.

          Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения

естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, теории развития человеческого общества, развитие свободомыслия, противостоящего стремлениям правящих кругов закрепить господствующее положение в духовной жизни страны официальной религии и церкви - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

          Понятие "немецкая классическая философия" охватывает воззрения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.   Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII в. до первой половины XIX в. включительно.

          Поворотным пунктом в развитии философии в Германии явились работы И. Канта «критического» периода (1780-е гг.), сделавшие его родоначальником немецкой классической философии, которая явилась своеобразным теоретическим осмыслением Великой французской революции. Исходя из состояния современного ему естествознания, Кант констатировал неудовлетворительность просветительского рационализма в разрешении ряда проблем, поставленных развитием науки.          

          С  Канта (1724-1804 гг.) началась философия новейшего времени. Но не только философия, но и наука.   Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе.   Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, которые по Канту, суть "чисто логические" формы, характеризующие только "чистое мышление", а не его предмет. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания.

          К началу 19 в. кантовская философия вытесняет лейбнице-вольфовский рационализм и становится господствующей в Германии. Идеи Канта получают развитие у И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга. Если Фихте исходил из кантовской «Критики практического разума» (1788 г.) и сделал этику центром своей системы, то Шеллинг ищет преодоления кантовского дуализма в эстетической сфере.          

Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном  тождестве мышления и бытия (Шеллинг) . Последний дал тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.

          Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831 гг.) . Он родился в семье высокопоставленного чиновника. В 1788-1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте, где прослушал философский и теологический курсы. Восторженно встретил революционные события во Франции. В этот период выступал противником феодальных порядков в Германии, сторонником республики. В 1808-1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге. После падения Наполеона и распространения реакции Гегель эволюционирует во взглядах, утверждая, что прусское государство устроено на разумных началах. В 1818 г. приглашён для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни. В своих ранних произведениях Гегель исследует христианство, античные религии. Им были написаны "Народная религия и христианство", "Жизнь Иисуса". Первое выдающееся произведение "Феноменология духа" - опубликовано в 1807 г, в Йене. Будучи директором гимназии, он создал самое значительное своё произведение -

"Науку логики" (1812-1816 гг.). Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне реального ее применения как бесплодную схоластическую. Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же

объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно.  Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму.

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.

          Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась

наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель ставит перед

логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания.

          Л. Фейербах подверг критике идеалистический характер немецкой классической философии с позиций антропологического материализма, отстаивая непосредственный чувственный опыт против спекулятивно-диалектического опосредствования, конкретного индивида — против абстрактной всеобщности; раскрыв связь идеалистической философии с религией, Фейербах предложил антропологическое объяснение религии как отчуждения человеческой сущности.

          В 40-х гг. 19 в. в Германии возникает марксизм, выступивший с революционно-критическим переосмыслением философии как не только объясняющей мир, но и указывающей путь к его изменению. В работах 1840-х гг. — «философско-экономических рукописях 1844 г.», «Святом семействе», «Немецкой идеологии», «Тезисах о Фейербахе», «Нищете философии» и др. — К. Маркс и Ф. Энгельс вырабатывают важнейшие принципы нового мировоззрения: материалистическое понимание истории, взгляд на сущность человека как на «совокупность всех общественных отношений» и т. д.

          С середины 19 в. преобладающее значение в немецкой философии, как в её проблематике, так и в её методологии, получают принципы естественнонаучного мышления и соответственно — позитивистские тенденции; традиции идеалистической спекуляции оттесняются на задний план. Характерно появление множества отдельных школ и направлений, которые ориентируются на различные науки — физику, биологию, психологию. Вульгарный материализм проповедуют Л. Бюхнер, К. Фохт и Я. Молешотт, сторонники механистической философии. Позитивистский подход проявляется в философии монизма Э. Геккеля, у Ф. Йодля, разрабатывавшего под влиянием Л. Фейербаха «гуманистическую» этику, у Г. Чольбе и Е. Дюринга, а также среди философов, ориентировавшихся на теоретическую физику: Р. Майера, Г. Гельмгольца, Г. Герца.

Позитивизм конца 19 в. пытается переосмыслить традиционный эмпиризм с учётом новых достижений естествознания. Он выступает в виде эмпириокритицизма Э. Маха и Авенариуса, имманентной философии В. Шуппе, И. Ремке, фикционализма Х. Файхингера. Переворот в естествознании конца 19 — начала 20 вв. вызвал изменения и в позитивистской философии, принявшей форму неопозитивизма, который рассматривал философию главным образом как логический анализ языка науки.

После 1-й мировой войны 1914—18 в условиях общего кризиса капитализма в Германии возникает экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс), который представляет собой попытку философского осмысления с иррационалистических позиций положения личности, поставленной в критическую («пограничную») ситуацию, в которой теряют свой смысл традиционные нормы и ценности. По своей проблематике к экзистенциализму близка диалектическая теология — господствующее течение современной протестантской теологии (П. Тиллих, Р. Бультман и др.). В начале  20 в. усиливается также влияние католической философии, центром которой в Г. является пуллахская школа (В. Бруггер и др.). С 20-х гг. 20 в. получила развитие философская антропология, исходящая в своей концепции человека, с одной стороны, из идей феноменологии (М. Шелер, Х. Плеснер), с другой — из прагматистско-позитивистских идей (А. Гелен и др.).

В работах и выступлениях Э. Тельмана в 1920-х гг. разоблачалась ревизионистская фальсификация марксизма со стороны немецких оппортунистов, вождей немецкой социал-демократии. В период господства фашизма в 1933—45 важное значение в формировании антифашистского фронта в Г. имела борьба немецких марксистов против идей шовинизма и расизма, разоблачение ими социальной демагогии фашизма и его философских мифов.
































Наука

Накопление фактических научных знаний и их первоначальное обобщение начинается ещё в период раннего средневековья; оно ускоряется в 16 веке в связи с усиленным развитием в Германии горных промыслов, особенно добычи серебра, металлургии, искусства солеварения, выделки тканей и др. Первые научные сочинения принадлежат деятелям церкви и проникнуты идеями схоластики; один из крупнейших ученых средневековья — Альберт Великий (13 в.), автор обширных трудов по алхимии, зоологии и ботанике. В последней трети 14 в. и в 15 в. появляются университеты в Гейдельберге (1386 г.), Кёльне (1388 г.), Лейпциге (1409 г.), Ростоке (1419 г.), Грейфсвальде (1456 г.), Фрейбурге (1457 г.), Майнце, Тюбингене (1477 г.), Ингольштадте (1472 г.; с 1826 г. в Мюнхене). Изобретение книгопечатания (И. Гуттенберг, 1445 г.) явилось крупнейшим стимулом развития науки.

Тридцатилетняя война (1618—48 гг.), опустошившая Германию, раздробленность и экономическая отсталость страны обусловили отставание в 17—18 вв. от Англии и Франции и в развитии науки. В этот период выделяются труды лишь немногих немецких учёных. Астроном и математик И. Кеплер открыл законы движения планет, дал качественные объяснение приливам и отливам, разработал первую теорию телескопа, предложил плодотворные (хотя и нестрогие) методы интегрирования. Крупнейшим немецким учёным этого периода был Г. В. Лейбниц. Находясь в 1672—76 гг. в Париже в общении с Х. Гюйгенсом и с др. учёными, он овладел передовой математикой того времени и в основном завершил создание — независимо от И. Ньютона — дифференциального и интегрального исчисления. Метод дифференцирования и интегрирования Лейбница получил распространение на европейском континенте. Лейбницу принадлежит идея сохранения живых сил в механике; он предпринял первую попытку математизации логики, выдвинул идею градации живых существ. Труды Лейбница создали эпоху в науке, но не нашли прямых продолжателей в Германии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты