Квалификация преступлений в сфере компьютерной информации

Понятие "компьютерные преступления" до сих пор в литературе трактуется по-разному. Существует мнение, что "с точки зрения уголовно-пра1вовой охраны под компьютерными преступлениями следует понимать предусмотренные уголовным законом общественно опасные действия, в которых машинная информация является объектом преступного посягательства". В данном случае "в качестве предмета или орудия преступления будет выступать машинная информация, компьютер, компьютерная система или компьютерная сеть"[13].

Т.Г. Смирнова под преступлениями в сфере компьютерной информации подразумевает "запрещенные уголовным законом общественно-опасные виновные деяния, которые, будучи направлены на нарушение неприкосновенности охраняемой законом компьютерной информации и ее материальных носителей (в частности, компьютерной техники (ЭВМ), систем ЭВМ или их сетей), причиняют либо создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью личности, правам и свободам человека и гражданина, государственной и общественной безопасности"[14].

Третья точка зрения, которую придерживается И.А. Клепицкий такова, что преступлением в сфере компьютерной информации (компьютерным преступлением) является "предусмотренное уголовным законом виновное нарушение чужих прав и интересов в отношении автоматизированных систем обработки данных, совершенное во вред подлежащим правовой охране правам и интересам физических и юридических лиц, общества и государства (личным правам и неприкосновенности частной сферы, имущественным правам и интересам, общественной и государственной безопасности и конституционному строю)"[15].

На наш взгляд, каждая точка зрения имеет право на существование в определенное время: в период осознания необходимости криминализировать компьютерные преступления, первые два-три года введения в Уголовный кодекс РФ составов компьютерных преступлений. В настоящее время заканчивается пятый год криминализации преступлений в сфере компьютерной информации, накоплен определенный опыт выявления составов компьютерных преступлений, привлечения к уголовной ответственности, их квалификации и расследования. Поэтому все больше встает необходимость в представлении компьютерных преступлений как подкласса преступлений, совершаемых посредством возможностей высоких технологий. По мнению А.И. Гурова, к преступлениям в области высоких технологий относятся:

нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и также незаконный сбыт или приобретение в целях сбыта таких средств;

незаконный экспорт технологий научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооруженной техники, оружия массового уничтожения;

неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272УК);

создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК);

нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК)[16].

Изложенное дает основание определить преступления в сфере компьютерной информации (компьютерные преступления) следующим образом - это предусмотренное уголовным законом, противоправное, виновное нарушение чужих прав и интересов, связанное с использованием, модификацией, уничтожением компьютерной информации, причинившее вред либо создавшее угрозу причинения вреда подлежащим уголовно-правовой охране правам и интересам физических и юридических лиц, общества и государства (личным правам и неприкосновенности частной сферы, имущественным правам и интересам, общественной и государственной безопасности в области высоких технологий и конституционному строю)[17].

История развития зарубежного законодательства показывает, что первый шаг в направлении защиты компьютерной информации был сделан зарубежным законодательством Швеции 4 апреля 1973 года, когда был принят "Закон о данных", который ввёл новое понятие в традиционное законодательство - "злоупотребление при помощи компьютера"[18],

В США впервые правовая защита компьютерной информации получила отражение в принятом законодательными собраниями американских штатов Аризона и Флорида в 1978 году законе "Computer crime act of 1978", устанавливающем уголовную ответственность за компьютерные преступления. Согласно этому закону противоправные действия, связанные с модификацией, уничтожением, несанкционированным доступом или изъятием компьютерных данных, программ или сопутствующей документации, признавались преступлением и наказывались пятью годами лишения свободы либо штрафом в размере 5000 долларов или тем и другим одновременно в зависимости от тяжести причиненного жертве ущерба.

Те же действия, совершенные с целью хищения какой-либо собственности, наказывались 15 годами лишения свободы либо денежным штрафом в размере 10 000 долларов или и тем и другим одновременно.

В дальнейшем, во всех штатах США были приняты аналогичные специальные законы и нормативно-правовые акты, но правовые меры защиты компьютерной информации в США на этом не закончились. Суровые наказания в отношении лиц, совершивших несанкционированный доступ к компьютерным данным, содержащимся в федеральных компьютерных сетях, установлены в США федеральным "Законом о компьютерном мошенничестве" 1984 года в отношении неправомерного доступа к федеральным компьютерным сетям. Уголовная ответственность наступает для лиц, которые путем неправомерного проникновения к компьютерной информации:

1) получают определенную секретную информацию правительства США с намерением или пониманием того, что эта информация будет использована во вред Соединенным Штатам или на пользу иностранной державе,

2) получают информацию финансового учреждения или информации о клиентах,

3) сознательно используют, изменяют или уничтожают информацию в определенных компьютерах.

В § 33-02 УК штата Техас установлено, что лицо совершает преступление независимо от цели, если оно "использует компьютер без согласия владельца или уполномоченного регламентировать доступ к этому компьютеру лица; причем лицо, совершающее такие действия, знает, что существует компьютерная система защиты, которая предназначена, чтобы предотвратить использование им компьютера; или получает доступ к данным, хранящимся в компьютере или обрабатываемых компьютером без согласия владельца данных или обладателя лицензии на эти данные".[19] Из содержания приведенной нормы следует, что необходимым и достаточным условием уголовного преследования является обязательность наличия минимальной информационной защиты. Уголовное законодательство Техаса, помимо указанной выше более общей нормы с формальным составом, содержит и специальные нормы, которые устанавливают ответственность за создание препятствий для оказания услуг отдельным пользователям, т.е. за нарушение нормальной работы компьютерных служб.

Более тяжкое наказание установлено за "доступ с причинением вреда" -преступления с материальным составом. Так, уголовному преследованию подвергается лицо, которое "без согласия владельца или уполномоченного лица" преднамеренно или осознанно "прерывает работу компьютера или влияет на нормальное функционирование компьютера" либо без согласия указанных выше лиц "изменяет, повреждает или уничтожает эти данные или компьютерные программы"[20].

В разных штатах США и на федеральном уровне в период с 1984 по 1986 год было принято не меньше пяти законов, предусматривающих уголовную ответственность за компьютерные правонарушения. Среди них был закон, направленный на компьютерное мошенничество и злоупотребление, мошенничество с помощью кредитных карточек, доступ к закрытым данным и др. В 1983 году Организация экономического сотрудничества и развития Европы (ОЭСР) начала изучение проблемы компьютерной преступности. В 1986 году по ее инициативе был опубликован доклад "Преступления, связанные с применением компьютеров: анализ политики в области права", цель которого заключалась в создании эталонной схемы закона об уголовной ответственности за компьютерные преступления в целях установления правового единообразия по этому вопросу в различных странах. За основу было принято следующее определение компьютерного преступления: "Компьютерным преступлением считается всякое незаконное, неэтичное и несанкционированное поведение, касающееся автоматизированных процессоров и трансмиссии данных"[21].

До 1995 года в таких зарубежных странах как Канада, ФРГ, Япония. Великобритания, Финляндия, Австралия, Норвегия, Дания, Португалия были приняты законы, устанавливающие правовую ответственность в сфере компьютерной информации. В этих законах выделяют три объекта уголовно-правовой охраны в случае компьютерных посягательств: услуги, имущество и информация[22].

В ФРГ в 1994 году был; принят Федеральный закон "О защите информации". В §§43-44 этого закона предусмотрено наказание за " еправомерное получение данных для себя или другого лица, если они были педиально защищены от неправомерного доступа" в виде лишения свободы на срок от 1 до 2 лет или денежного штрафа до 50 тысяч марок. Этим же законом установлена ответственность для пользователей, не соблюдающих правила защиты информации[23].

Проанализировав международный опыт в борьбе с компьютерными преступлениями, эксперты ООН разработали рекомендации о целесообразности установления различной уголовной ответственности за простой и квалифицированный виды неправомерного доступа к компьютерной информации, причем с использованием единой нормы. Рекомендации были разработаны и на другие компьютерные преступления, совершенные с корыстной целью.

Основой создания "информационного" законодательства России являются положения Конституции РФ, в которых закреплено право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ). Одновременно в Конституции РФ содержится комплекс статей, направленных на защиту права граждан, организаций и государства на тайну (ст. ст. 23, 24, 56). Поэтому законодателю в каждом конкретном случае приходится искать баланс между обеспечением тайны и обеспечением права на информацию.

Первым шагом Российского законодательства по правовой защите определенной части компьютерной информации стало издание законов от 23 сентября 1992 г. № 3523-1: "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных"[24] и от 1 января 1994 г. "О правовой охране топологий интегральных микросхем"[25], регламентирующих порядок установления и правовую защиту авторских прав на программные средства компьютерной техники и топологии интегральных микросхем. В США аналогичный закон был принят в 1984 году, а в Нидерландах - в 1987 году.

9 июля 1993 г. был принят Закон РФ № 5351-1" Об авторском праве и смежных правах"[26]. Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнении, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). В дальнейшем, 21 июля 1993 г. был принят Закон РФ № 5485-1 "О государственной тайне"[27], который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты