Лицензионно-разрешительная система как институт административного права Российской Федерации

Лицензионно-разрешительная система как институт административного права Российской Федерации

Оглавление


Введение

Глава I. Лицензионно-разрешительная система в РФ

§ 1.1 Понятие и особенности разрешительной системы

§ 1.2 Разрешительное производство

Глава II. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации

§ 2.1 Организация работы органов внутренних дел по обеспечению правил разрешительной системы

§ 2.2 Порядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов

Заключение

Список нормативных актов и учебной литературы

Введение


Актуальность темы и научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов лицензий (разрешений) на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами. Лицензионно-разрешительная система распространяется в широкой сфере общественных отношений. Так, в области государственной тайны лицензируется деятельность предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и оказанием услуг по защите государственной тайны, в области оборота специальных технических средств регулируется деятельность физических и юридических лиц, связанных с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи технических средств для негласного получения информации. Такой специфический характер данной деятельности и определяет актуальность выбранной мной темы. В теоретическом плане, рассмотрение данной проблемы необходимо для более глубокого изучения научных основ лицензионно-разрешительной системы. С практической же точки зрения, раскрываемая в моей работе тема позволит мне применить знания в данной области в ходе служебно-боевой деятельности по защите и охране Государственной границы Российской Федерации.

Разработанность исследуемой проблемы. Изучаемый вопрос в недостаточном объеме раскрыт в доступной мне научной литературе. В основном рассматриваются общие положения разрешительной системы и разрешительное производство, однако участие федеральных органов исполнительной власти в ее осуществлении не рассматривается. С учетом этого, при подготовке своей курсовой работы я использовал учебники профессора Коренева А.П. и Бахраха Д.Н., а также нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Научная проблема моей работы состоит в рассмотрении сущности и особенностей разрешительной системы и разрешительного производства, а также участия в них лицензирующих органов.

Объектом данной курсовой работы является лицензионно-разрешительная система как институт административного права Российской Федерации.

Исходя из этого можно выделить предмет - федеральные органы исполнительной власти, участвующие в осуществлении лицензионно-разрешительной системы.

Целью моей курсовой работы является более глубокое изучение проблемы участия федеральных органов исполнительной власти в осуществлении лицензионно-разрешительной системы.

На основе данной цели я определил для себя основные задачи:

-  уточнить и дополнить понятие разрешительной системы и ее особенности;

-  раскрыть содержание разрешительного производства;

-  изучить организацию работы органов внутренних дел по обеспечению правил разрешительной системы;

-  подробнее рассмотреть порядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов.

Положения, выносимые на защиту. Таким образом, для защиты я полагаю вынести следующие утверждения:

-  разрешительная система в Российской Федерации – это урегулированная правом совокупность специфических общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями;

-  разрешительное производство осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в семь стадий;

-  органы внутренних дел как структурное подразделение Министерства внутренних дел осуществляют лицензионно-разрешительную деятельность;

-  органы внутренних дел выдают разрешения на приобретение и хранение оружия и боеприпасов.

Исходя из всего указанного выше перейдем к рассмотрению первой главы моей курсовой работы – лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации.

Глава I. Лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации


§1.1 Понятие и особенности разрешительной системы


Разрешительная система - это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определёнными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.

Цель разрешительной системы - обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности (управление автомобилями, производство оружия и т.д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу. Поэтому ею могут заниматься только те, кто получил на это разрешение компетентного органа, без разрешения совершать такие действия нельзя. Эта система призвана защищать граждан, общество, государство от вреда, который может быть причинен неправильным осуществлением деятельности, в отношении которой установлен относительный запрет.

В разрешительной системе можно выделить четыре главных элемента:

1) наличие относительного запрета. Он может быть прямо или косвенно закреплен правовой нормой. Чаще всего это делается косвенно: устанавливается, что заниматься определенной работой можно только при наличии разрешения на это;

2) деятельность по выдаче разрешений, осуществляемая субъектами функциональной власти в отношении граждан, организаций, организационно им не подчиненных. Для не властной стороны это означает получение разрешения. Сейчас разрешения чаще всего называют лицензиями, но достаточно широко используются и другие названия: право на управление (автомобилем, катером и т. д.), допуск (к государственной тайне, к определенной работе), квалификационный аттестат (например, специалиста по таможенному оформлению), квота и т. д. Разрешение, как правило, дается уполномоченным исполнительным органом государственной власти, в порядке, установленном правовыми актами. Выдача разрешений – центральный элемент системы, поэтому она и называется разрешительной;

3) надзор за соблюдением лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешения, правил и условий при осуществлении соответствующей деятельности;

4) применение принудительных мер для прекращения нарушения правил, условий разрешенной деятельности и привлечение виновных к юридической ответственности.

Разрешения, выдаваемые в рамках рассматриваемой системы, и все складывающиеся при этом отношения следует отличать от смежных явлений.

Во-первых, от разрешений, выдаваемых линейным руководителем своему подчиненному, как разового характера (например, санкция прокурора на совершения следователем прокуратуры обыска), так и путем предоставления определенного полномочия (например, налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных). Здесь существуют совсем иные отношения, процедуры, отсутствует возможность административного принуждения.

Во-вторых, от разрешений на совершение единичных действий, таких, как выдача визы для выезда из России, разрешение на сдачу экзамена, разрешение на ранний брак. Так, ст. 13 Семейного кодекса РФ установлено, что по просьбе жениха или невесты может быть дано разрешение вступить в брак лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, хотя по общему правилу брачный возраст равен восемнадцати годам. В названных и иных подобных случаях совершается действия единичные, не связанные с обеспечением безопасности, а потому не подлежащие последующему надзору.

Представляется, что разрешение на совершение разовых действий, даже если они называются лицензиями (на отстрел лося, косулей, например), находится за рамками разрешительной системы.

В-третьих, то же самое можно сказать и о документах об окончаний образовательных учреждений. Известно, что диплом о высшем образовании позволяет занимать соответствующие должности (врача, прокурора и др.). Он действует пожизненно, но сам по себе документ об образовании – только одно из предварительных условий занятия должности: нужен еще приказ о назначении на должность. А если врач хочет самостоятельно заниматься медицинской деятельностью, он должен получить на это лицензию.

Допуск к работе с секретными материалами, принятия на работу водителя и т. д. производится при наличии у лица разрешения и приказа линейного руководителя. Здесь можно говорить о специфике взаимоотношений, поскольку в последующем надзор осуществляют и линейный руководитель, и орган функциональной власти.

Во многом схоже с разрешительной системой государственная регистрация. Но это два разных способа, принадлежащие к разным методам административного воздействия. При регистрации граждан, транспортных средств, сделок с недвижимостью и т. д. не принимается административный акт, разрешающий деятельность. Регистрация состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете. А выдаче разрешений с последующим надзором связана с определенными видами деятельности, правонаделением соответствующих субъектов.

Разрешительная система органично сочетает личный (частный) и публичные интересы. Но ее применение в большом объеме, чем это необходимо, порождает напряженность в отношениях с субъектами государственной власти, способствует развитию бюрократизма. А там, где разрешительная процедура недостаточно регулируется правом, возникают волокита, произвол, злоупотребления властью и даже коррупция. В 90-х гг. в рассматриваемой системе очень значимым был еще один аспект – фискальный, ибо получение платы за выдачу лицензий рассматривалось как источник пополнения бюджетов.

Невластными субъектами разрешительных правоотношений являются граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и организации. Из содержания ст.2 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что лицензии выдаются «юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю». Закон не относит к числу лицензиатов филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц. Значит, лицензирование деятельности филиалов юридических лиц необходимо только в тех случаях, когда это предусмотрено специальным федеральным законом. Например, в соответствии с Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[1] (ст.8) филиалы вуза проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно.

Компетентный орган дает разрешение конкретному субъекту на каждый лицензируемый вид деятельности. Если разрешение выдано федеральным органом государственной власти, оно носит экстерриториальный характер. Это означает, что деятельность может осуществляться на всей территории России. По общему правилу, если лицензия выдана органом субъекта Федерации, соответствующая деятельность может осуществляться на территории данного субъекта.

В соответствии с действующими правовыми нормами до 2005 года деятельность на основании лицензии, выданной органами субъекта Федерации, на территории иных субъектов Федерации может осуществляться после регистрации таких лицензий уполномоченными органами соответствующих субъектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты