Лицензионно-разрешительная система как институт административного права Российской Федерации

·              В случае отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы;

·              Для проведения экспертизы соискатель вправе выбрать любую экспертную организацию из числа аккредитованных при лицензирующем органе;

·              Срок проведения экспертизы не должен превышать 60 дней;

·              Оплата экспертизы осуществляется лицом, потребовавшим ее проведения.[6]

Если принято решение о лицензировании, на стадии исполнения соискателю сообщается банковский счет, на который должна быть внесена сумма лицензируемого сбора, если он установлен. Так, за лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, таможенного переводчика соискатель обязан уплатить 500 МРОТ. За лицензии, выдаваемые в соответствии с Законом о лицензировании, размер сбора не должен превышать 10 МРОТ. Закон устанавливает, что размер сбора определяется Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Соискатель разрешения обязан уплатить лицензионный сбор. Этот факт, конечно, в связи с многими другими, влечет возникновение права на получение искомого документа. С даты его подписания (вручения) у субъекта возникают соответствующие права. В некоторых случаях получение документа о наличии лицензии не завершает стадию исполнения решения. Например, Законом «Об оружии»[7] предусмотрена такая процедура. Граждане, получившие лицензию, имеют право приобретать огнестрельное длинноствольное оружие. Затем оружие подлежит регистрации в ОВД в двухнедельный срок. При регистрации в ОВД по месту жительства выдается разрешения на хранение приобретенного оружия. Фактически здесь вначале выдается разрешение на приобретение, а потом на хранение конкретного оружия. Представляется, что стадии исполнения решения включает также обязанность лицензирующего органа принять меры для внесения необходимых данных в реестр лицензий. В частности, в реестр вносятся данные о лицензиате, сроке действия лицензии и на какой вид деятельности она выдана. В последующем в реестр вносятся сведения о приостановлении, возобновлении и аннулировании лицензии. Имеющаяся в реестре информация является открытой. Она за плату предоставляется физическим и юридическим лицам и бесплатно – государственным и муниципальным органам. После исполнения решения о выдаче лицензии (разрешения) лицо получает право заниматься тем, на что выдано разрешение, а компетентные субъекты публичной власти и их общественные помощники приобретают право осуществлять надзор за соблюдением лицензиатами соответствующих правил и условий. Закон о лицензировании определяет надзор как «система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении деятельности соответствующих лицензионных требований и условий». Лицензирующие органы при осуществлении надзора вправе:

·              Проводить проверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

·              Запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по возникающим вопросам;

·              Составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

·              Выносить решения, обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения и устанавливать сроки их устранения;

·              Выносить предупреждения лицензиату;

·              Осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. В свою очередь субъект, получивший разрешение, обязан обеспечить условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы. Как правило, разрешения даются государственными и муниципальными органами исполнительной власти и они же осуществляют административный надзор за соблюдением правил разрешенной деятельности. Фактически все лицензирующие органы одновременно являются субъектами административного надзора. При этом функции лицензирования (допуска) и надзора часто выполняют разные структурные подразделения органа, разные должностные лица. Получение разрешения на определенную деятельность не всегда полностью легализует ее результаты. Во многих случаях выпускаемая продукция, используемые средства, результаты работы должны быть аттестованы (сертифицированы). Во многих случаях законами предусмотрена обязательная сертификация продукции. Так по Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» товары, услуги, на которые установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды, подлежат обязательной сертификации. Продажа такого товара, оказание таких услуг не допускается без информации о проведении обязательной сертификации.

По законам «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательная деятельность обязательно лицензируется. При этом лицензии на ее ведение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдаются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

Аттестация вуза проводится государственной аттестационной комиссией по его заявлению. Целью аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников вуза требованиям государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки (специальностям). Государственная аккредитация вуза осуществляется на основе аттестации. Право выдачи документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании появляются у вуза с момента его государственной аккредитации, осуществляемой федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием по результатам аттестации. Аттестация – одна из форм надзора за качеством пролицензированной деятельности. Но ее специфика в том, что она проводится по заявлению вуза и является необходимым условием его аккредитации. Если юридическое лицо преобразовано, изменилось место его нахождения или наименование лицензиата, он обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и приложить к нему необходимые документы. Компетентный орган обязан внести изменения в документ, подтверждающий наличие лицензии в пятидневный срок. За переоформление документов лицензиат обязан внести плату. Так же должен решаться вопрос и в случае утраты, порчи лицензии или документа, подтверждающего его наличие. В связи с допущенными нарушениями правил и условий лицензионной деятельности могут применяться разнообразные меры административного принуждения. Это меры пресечения: предостережение, изъятие документов, имущества, запрещение эксплуатации, отстранение от работы, приостановление действия лицензии и др. Виновные граждане и организации могут быть подвергнуты штрафу, лишению прав, у них может быть отозвана, аннулирована лицензия.

Компетентный орган вправе приостановить действие лицензии, если лицензиат: нарушает лицензионные требования и условия, что может повлечь нанесение ущерба правам граждан, их здоровью, обороне и безопасности страны; не выполняет предписания лицензирующих органов, обязывающие устранить выявленные нарушения. Лицензирующий орган, приостанавливая действие лицензии, устанавливает срок устранения нарушений. Этот срок не может превышать 6 месяцев. Если лицензиат вовремя устранит недостатки, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении действия лицензии. Хотелось бы, чтобы правовая норма закрепила срок возобновления лицензии. Например, 10 дней после получения ходатайства о возобновлении, к которому приложены документы об устранении нарушений. Конечно, субъект власти вправе проверить обоснованность ходатайства. В соответствии со статьей 13 Закона о лицензировании аннулирование лицензии производится по решению суда на основании заявления лицензирующего или иного компетентного государственного органа. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда. Таким образом существует два вида приостановления лицензий: с целью устранения нарушений и для последующего отзыва.

Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня его принятия.

Основаниями для принятия судом решения об аннулировании лицензии являются:

·              Обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

·              Неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

·              Незаконность решения о выдаче лицензии.

Очевидно, что в последнем случае нарушение правовых норм совершено не лицензиатом, а лицензирующим субъектом, который и должен нести имущественную и иную ответственность за свои неправомерные действия.

Представляется, что в борьбе с нарушениями лицензионных правил следует шире использовать такую меру, как ограничение лицензируемой деятельности наряду с приостановлением, отзывом и аннулированием лицензии.

Глава II. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации


§ 2.1. Организация работы органов внутренних дел по обеспечению правил разрешительной системы


Разрешительная система выполняет конкретную предупредительную функцию. Она направлена на предупреждение тяжких последствий несоблюдения требований нормативных актов, регламентирующих порядок оборота предметов и веществ, обладающих повышенной общественной опасностью. С этой целью государство объективирует свою управленческую и нормотворческую волю путем реализации организационно-правовых мер. Так, оно:

Ø     объявляет и нормативно закрепляет все действия с предметами и веществами, обладающими специфическими свойствами, устанавливает соответствующие запреты на их обращение; закрепляет в нормативно-правовых актах общие правила для всех субъектов, совершающих различные действия с указанными предметами;

Ø     устанавливает ответственность за нарушение правил оборота таких предметов; создает аппарат специализированных органов для обеспечения контроля за соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическими лицами установленных правил.

Лицензионно-разрешительная система осуществляется многочисленными государственными органами, среди которых важное место занимают органы внутренних дел. Действующим законодательством на органы внутренних дел возложена обязанность выдавать разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, патронов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются. В их обязанности также входит выдача разрешений на создание негосударственных детективных служб и осуществление контроля за соблюдением частными охранными предприятиями и частными детективами действующего законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты