Личностное верховенство местного самоуправления

Особая роль в решении насущных проблем и улучшении жизни граждан принадлежит конструктивным взаимоотношениям органов исполнительной власти и местных Советов депутатов. Совместная работа Советов депутатов с органами исполнительной власти позволяет создать позитивные условия для своевременного решения хозяйственных и социальных проблем регионов.

В областях республики налажена система стабильных и эффективных взаимоотношений органов местного управления и самоуправления, которые действенно дополняют друг друга. Представительная власть, изучая настроения людей и прогнозируя ситуацию на подведомственной территории, помогает исполнительной власти инициировать управленческие решения, которые снимают многие проблемы, упреждают негативные явления.

В настоящее время фактором, снижающим эффективность деятельности Советов, является не отсутствие полномочий, а некоторый дисбаланс между собственными финансовыми ресурсами и теми функциями, которые возложены на органы местного самоуправления. Эта проблема может быть решена путем укрепления местных бюджетов и повышения экономической самостоятельности Советов.

Одним из приоритетных направлений в работе Советов депутатов является развитие и возрождение села. Активно благоустраиваются населенные пункты, улучшается их санитарное состояние, наводится порядок на земле. Организуются субботники, конкурсы и соревнования по массовому участию населения в этой работе.

Советы утверждают, а исполнительные комитеты в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и исполняют местные бюджеты в интересах населения. Собственная доходная база данных бюджетов недостаточна для покрытия запланированных расходов, поэтому устанавливается норматив отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей, взимаемых на данной территории.

Решения Советов, исполнительных и распорядительных органов, принимаемые в пределах полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на подведомственной им территории органами территориального общественного самоуправления, предприятиями организациями, учреждениями, объединениями и гражданами. За невыполнение этих решений должностные лица указанных предприятий, организаций, учреждений, объединений и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.[11]

Реальное развитие демократии на местном уровне заключается в активном участии населения и избранных им Советов депутатов в работе по обеспечению социально-экономического развития своих территорий, удовлетворению насущных нужд и потребностей жителей, в создании для них достойных условий жизни, труда, отдыха, учебы и культурного развития.


2.2 Компетенция, права и обязанности местного самоуправления

 

Компетенция местного самоуправления

Компетенция местного самоуправления – это круг деятельности, отнесенный законодательством к ведению местного самоуправления. Обычно компетенцию стараются определить так, чтобы для каждого уровня самоуправления (село, район, область) был дан непересекающийся набор дел, т.е. четко выделены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции данного уровня самоуправления. При невыполнении этого условия возможны следующие ситуации:

·                   конфликт компетенции, когда орган самоуправления низшего уровня считает определенную проблему вопросом своей компетенции, а органы местной власти более высокого территориального уровня рассматривают ее как собственную задачу. Чем больше объем совместной компетенции, тем большая неразбериха и беспорядок в управлении;

·                   пробел компетенции, когда органы самоуправления и низшего, и более высокого территориальных уровней не готовы рассматривать определенный вопрос как свой собственный. Соответственно такой вопрос как бы остается в «ничейном пространстве».

Наряду с четкой росписью компетенции органов местного самоуправления, как правило, оговариваются и отношения с государственной властью: какие, когда и кому представлять решения, возможность и механизм отмены решения и основания для этого, возможность опротестовать деятельность государственных представителей.

Проблема выделения компетенции в каждой стране решается по-своему в зависимости от исторических особенностей, ситуации, сложившейся в конкретный период времени.[12]

Права местного самоуправления

Компетенция неразрывно связана с правами соответствующего органа местного самоуправления. Предполагается, что раз ему поручено решение каких-либо проблем, то разумно предоставить определенный набор возможностей (прав), позволяющих реализовать компетенцию. Наиболее важными являются следующие права органов местного самоуправления:

·                   право юридического лица;

·                   право местного нормотворчества;

·                   право принуждения к исполнению законов и своих решений;

·                   право устанавливать санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства;

·                   право надзора за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности и общественной безопасности;

·                   право планирования социально-экономического развития территории;

·                   право распоряжения коммунальным имуществом;

·                   право на землю и природные ресурсы (кроме недр);

·                   право самостоятельно формировать и исполнять местный бюджет;

·                   право устанавливать местные налоги и сборы;

·                   право самостоятельно формировать органы самоуправления;

·                   право объединятся в ассоциации (союзы) местных властей;

·                   право на защиту своих прав и др.

Конкретный набор прав органов местного самоуправления обычно закрепляется в законе и представляет собой неотъемлемую часть системы местного самоуправления.

Как показывает практика, наличие у местных органов общей компетенции решать вопросы местного значения совсем не обязательно означает более высокую степень их автономии. В условиях характерной для местного управления нехватки финансовых ресурсов свобода действий муниципалитета определяется его финансовыми возможностями.

Законодательство большинства стран современного мира подразделяет полномочия местных органов на обязательные, факультативные (добровольные) и делегированные.

В число обязательных полномочий обычно входят жизненно важные для местных сообществ вопросы, которым придается общегосударственное значение: поддержание общественного порядка и безопасности; организация дошкольного, начального, а иногда и среднего образования; содержание школьных зданий, детских садов, учреждений для детей-инвалидов; территориальное планирование; управление землепользованием; водоснабжение; канализация; охрана окружающей среды; здравоохранение; обеспечение населения электроэнергией, теплом, газом; содержание дорог, кладбищ; организация ритуальных услуг; развитие торговли и т.п.[13]

Государство, обычно, устанавливает минимальные стандарты подобных услуг, следит за их выполнением, гарантируя тем самым определенную защиту населения в случае неэффективных действий или бездействия местных властей.

Факультативные полномочия реализуются местными органами по собственному усмотрению, в зависимости от финансовых возможностей. К ним чаще всего относятся различные виды обслуживания населения и организации его досуга: коммунальное жилищное строительство; ремонт домов; создание муниципальных коммунально-бытовых предприятий; поддержка и обслуживание социально незащищенных слоев населения; обеспечение работы спортивных площадок, бассейнов, театров, библиотек и т.п.

Законодательство ряда стран выделяет и так называемую «делегированную» (порученную) компетенцию местных органов, близкую по функциональному значению к обязательным полномочиям, т.е. компетенцию, передаваемую им вышестоящими властями. За реализацию делегированных функций административный орган несет ответственность не перед местным советом, а перед соответствующей контролирующей инстанцией. Представительный орган не вправе принимать какие-либо решения по данным вопросам.

Общая для систем местного самоуправления большинства стран современного мира тенденция заключается в сокращении собственных коммунальных дел и расширении обязательных и порученных. Такая ситуация отражает возрастающую интеграцию местных органов в государственный механизм, их приспособление к решению прежде всего задач, имеющих общегосударственное значение.

Обязанности местного самоуправления

Компетенция и права самоуправления обусловливают содержание хозяйственной деятельности и пределы возможностей при самостоятельном ведении дел. Однако административно-территориальные единицы, в пределах которых действуют органы местного самоуправления, являются частью национального государства. В силу последнего обстоятельства они, независимо от желания жителей территории, должны выполнять требования государства, предъявляемые ко всем субъектам хозяйственной и общественно-политической деятельности.

Обязанности местного самоуправления – необходимость выполнения норм, стандартов и требований, установленных государством. Все обязанности можно разделить на две группы: хозяйственные и общегосударственные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты