Личные и политические права граждан в СССР и РФ: сравнительный анализ
АНО ВПО ЦС РФ
Российский Университет Кооперации
Кафедра Теории и практики кооперации
Юридический факультет
Курсовая работа
Дисциплина: «Конституционное право России»
Тема:
«Личные и политические права граждан в СССР и РФ: сравнительный анализ»
Выполнила: студентка группы ЮР07-оч1
Гербина Д.В.
Руководитель: __________________
Москва 2009
Содержание
Введение
1. Основные права и свободы граждан СССР
1.1 Личные права и свободы граждан СССР
1.2 Политические права граждан СССР
2. Основные права и свободы граждан РФ
2.1 Личные права и свободы граждан РФ
2.1.1 Право на жизнь
2.1.2 Право на жилище
2.1.3 Право на достоинство личности и личную неприкосновенность.
2.1.4 Право на частную жизнь
2.1.5 Свобода передвижения и места жительства
2.1.6 Свобода совести и вероисповедания
2.1.7 Свобода мысли и слова
2.2 Основные политические права граждан РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.
Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер.
Права человека принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах. Абсолютными являются такие фундаментальные личные права человека, как право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, вероисповедания, а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Все остальные права человека – относительные, могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.
Общепризнано деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические права. Причем этот список постепенно пополняется. Поэтому в науке принято делить права на так называемые "поколения".
К правам "первого поколения" относятся личные и политические права. Они получили закрепление уже в первых буржуазно-демократических конституциях конца XVIII в.
Права "второго поколения" - это социальные, экономические и отчасти права, появление которых вызвано упорной борьбой малоимущих слоев общества. Закрепление этих прав в конституциях и законах получило широкое распространение после волны революционных потрясений 1917 - начала 1920-х гг.
Права "третьего поколения" заявили о себе в 1970-е гг. Их иногда называют правами солидарности, поскольку они коллективны по своей сути, их появление вызвано глобальными угрозами человечеству: угрозой экологической катастрофы, разрушительных военных конфликтов, экономической деградации целых частей света. К правам "третьего поколения" относятся: право на развитие, право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на владение общим наследием человечества, права меньшинств[1].
Актуальность данной темы в том, что права человека, основанные на формальном равенстве, стали одним из главных ценностных ориентиров общественного развития, оказали огромное влияние на характер государства, сделались ограничителями его всевластия, способствовали установлению демократического взаимодействия между государственной властью и индивидом, освободив последнего от чрезмерной опеки и подавления его воли и интересов со стороны властных структур. Формирование правового государства невозможно без утверждения в общественном сознании и практике прав человека.
Но права человека стали высшей ценностью в России сравнительно недавно, это было официально закреплено только в Конституции РФ 1993 года. До этого, в СССР, права человека существовали чисто формально.
Цель данной курсовой работы – провести сравнение прав «первого поколения» граждан СССР и РФ. Для выполнения данной цели были рассмотрены личные и политические права и свободы граждан СССР и РФ соответсвенно.
1. Основные права и свободы граждан СССР
Основной Закон СССР отражает дальнейшее расширение и углубление демократии, которая в условиях социализма «была и остается важным рычагом развития экономики, всех областей хозяйственной и культурной жизни общества». Яркое ее проявление — развитие конституционных прав советских граждан, в том числе и в государственном управлении.
Особая значимость прав граждан подчеркнута и тем, что большинство из них закреплено во втором разделе, сразу же после «Основ общественного строя и политики СССР». Впервые в советской Конституции дана классификация прав и свобод. Ст. 39 гласит: «Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами». Такое деление наиболее распространено в советской юридической науке. Теперь оно получило и конституционное признание[2].
1.1 Личные права и свободы граждан СССР
Важное место в Конституции отведено личным правам и свободам граждан СССР. Полностью подтвержден весь широкий круг этих прав и свобод: неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, охрана личной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Усилились гарантии личных прав и свобод.
Логическим завершением развития в Конституции СССР 1977 года института личных прав и свобод граждан СССР является ст. 57, усиливающая их гарантии в деятельности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц. Эта статья предопределена исходной концепцией Конституции, заключающейся в том, что весь политический механизм ориентируется на интересы личности. Статья гласит: «Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц». Значительно усилены судебные гарантии, касающиеся защиты личности от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. Установлено, что действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд. Граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
1.2 Политические права граждан СССР
Конституция СССР 1977 года всем своим содержанием была нацелена на дальнейшее расширение демократических начал в управлении государственными и общественными делами. В ст. 9 сказано: «Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения».
Политические права, закрепленные в Конституции, позволяют гражданам участвовать во всех сферах государственной деятельности, в том числе в государственном управлении. В широком, а точнее в политическом смысле, под государственным управлением понимается вся деятельность государства, направленная на обеспечение и проведение в жизнь государственной политики.
В более узком, специальном смысле государственное управление можно определить как одну из форм деятельности Советского государства, имеющую своим конкретным назначением практическую организацию его задач и функций, осуществляемую исполнительными и распорядительными органами путем повседневного руководства хозяйственным, социально-культурным и оборонным строительством на основе и во исполнение законов в целях построения коммунистического общества.
Основной Закон фиксирует как индивидуальные, так и коллективные формы участия граждан в государственном управлении. Коллективные формы проявляются, в частности, через членство в общественных организациях. Так, ст. 7 Конституции закрепляет право профсоюзов, комсомола, кооперативных и других общественных организаций в соответствии с их уставными задачами участвовать в управлении государственными и общественными, делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.
Граждане могут участвовать в управлении и через трудовые коллективы. В ст. 8 указывается: «Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение». Рассмотрим те конституционные права, субъектом которых является гражданин вообще, а не коллектив (группа граждан).
К правам граждан в государственном управлении относятся: право участвовать в управлении государственными и общественными делами (ст. 48); право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе (ст. 49); политические свободы советских граждан — слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 50); право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов (ст. 58). Эти права, за исключением политических свобод, впервые получили конституционное закрепление. На них, как и на все права, зафиксированные в Конституции, распространяется принцип равноправия[3].
2. Основные права и свободы граждан РФ
Действующая Конституция России закрепляет гуманистический характер конституционного строя – в системе «человек – государство» не человек существует для государства, а государство для человека. Роль государства в установлении прав и свобод человека и гражданина сегодня максимально ограничена, тогда как роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод значительно повышена: статья 2 Конституции РФ определяет признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства, а в соответствии со статьей 18 Конституции именно эти права и свободы определяют деятельность всех ветвей государственной власти и местного самоуправления в России. Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей (в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя) приоритет следует отдавать правам человека. Важным является то, что основные (но только основные) права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения[4], то есть они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие). Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, то есть являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным).