Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку: "каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение". Это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями, имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения имеют российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политически партии, права на создание и участие в которых имеют только граждане Российской Федерации. Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах, в соответствии с условиями, записанными в ее уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а также к пребыванию в них. Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов.
Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергнуться определенным ограничениям. Эти ограничения устанавливаются Конституцией Российской Федерацией. Отдельные ограничения устанавливаются в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ). В случае введения чрезвычайного положения при попытках насильственного свержения конституционного строя, массовых беспорядках и т. п. может быть приостановлена после соответствующего предупреждения деятельность политических партий, общественных организаций, массовых движений, препятствующих нормализации обстановки. В части первой статьи 13 запрещается создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни. Закон устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ о регистрации дается в письменной форме и может быть обжалован в суде, он не является препятствием для повторной сдачи документов, при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Законодательством устанавливается ограничение права на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Судьи не принадлежат к политическим партиям и движениям (Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации"). В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 4) предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание и деятельность политических партий и организаций. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне" в вооруженных силах Российской Федерации не допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют право участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (ст. 9 Закона "О статусе военнослужащих").
Заключение
Самым основным различием основных прав человека в СССР и в РФ, на мой взгляд, было то, что для советского режима было характерно грубое попрание всех основных прав и свобод человека, официальная правовая доктрина категорически отрицала их естественный и неотчуждаемый характер. Закрепление широкого перечня социально-экономических, политических и личных прав в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. носило фиктивный, демагогический характер. Провозглашение многих прав и свобод сопровождалось такими оговорками, которые тут же сводили эти права и свободы на нет: так, право на объединение в общественные организации граждане СССР имели строго "в соответствии с целями коммунистического строительства" (ст. 51 Конституции СССР 1977 г.). В тоталитарном государстве отсутствовали институты и механизмы, которые могли бы заставить власти соблюдать даже самые куцые права граждан. В то же время СССР принадлежит определенная заслуга в "популяризации" социально-экономических прав, многие из которых были восприняты конституциями демократических стран. Ситуация с правами человека в СССР стала меняться только в ходе перестройки с признанием необходимости формирования правового государства. Незадолго до распада СССР была принята Декларация прав человека и гражданина, а позднее - Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. инкорпорированная затем в текст Конституции РСФСР. Окончательно международные стандарты прав человека в РФ утвердились с принятием Конституции РФ, которая исходит из того, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2)[23].
Список литературы
Научная литература:
1. Конституционное право РФ. Учебник. Отв.ред. Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин. М. Юристъ, 2005.
2. Энциклопедия Юриста
3. Седугин П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. М: Норма, 2005
4. Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище//Российское право №4.- 2003
5. Патюлин В.А. Политические и личные права и свободы граждан СССР и их гарантии // Советское государство и право. - М.: Наука, 1983, № 4.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации 1993 года
2. Конституция СССР 1977 года
3. Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976 г. № 17.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996
5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ (в последней ред. от 03.07.2006.)
7. Постановление правительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 №713
8. Федеральный закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 № 5242-1.
9. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ.
10. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997. № 125-ФЗ
11. Федеральный закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании от 2 августа 1992 № 3185-1.
12. Федеральный закон от 27 декабря 1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
13. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" от 6 октября 2003. № 131-ФЗ, (в последней ред. от 03.06.2006)
14. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 №24-ФЗ
[1] Энциклопедия юриста
[2] Патюлин В.А. Политические и личные права и свободы граждан СССР и их гарантии // Советское государство и право. - М.: Наука, 1983, № 4. - С. 125-132
[3] Патюлин В.А. Политические и личные права и свободы граждан СССР и их гарантии // Советское государство и право. - М.: Наука, 1983, № 4. - С. 162-169
[4] Конституция Российской Федерации
[5] Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976 г. № 17. Ст. 291.
[6] Седугин П.И. жилищное право. Учебник для вузов. М: Норма, 1997.С.19-20
[7] Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище//Российское право №4.- 2003.- С.23
[8] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996
[9] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994
[10] Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 №24-ФЗ
[11] Постановление правительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 №713
[12] В соответствии с 8 статьёй закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 № 5242-1. (в последней ред. от 02.11.2004)
[13] Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ.
[14] Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997. № 125-ФЗ
[15] Федеральный закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 августа 1992 № 3185-1.
[16] Федеральный закон от 27 декабря 1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
[17] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 №64-ФЗ.
[18] Статьи 20.1, 20.2, 20.2.1, 20.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ
[19] Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" от 6 октября 2003. № 131-ФЗ
[20] Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 №24-ФЗ
[21] Конституционное право РФ. Учебник. Отв.ред. Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин. М. Юристъ, 2005. Стр. 145
[22] Конституционное право РФ. Учебник. Отв.ред. Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин. М. Юристъ, 2005. Стр. 176
[23] Энциклопедия юриста