Личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства

1.2 Международная защита прав авторов произведений


Как известно, международные нормы авторского права и смежных прав развивались в связи с важнейшими технологическими достижениями, поскольку во всех случаях они на первом этапе всегда наносили ущерб правообладателям. В ответ на технологические вызовы вносились изменения и дополнения в действующие международные конвенции, разрабатывались и принимались новые международные соглашения и договоры. Так было с Бернской и Римской конвенцией, Соглашением о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) Всемирной торговой организации (ВТО), Договорами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам [2, с.4].

Статьей 6bis Бернской конвенции провозглашена охрана неимущественных прав автора:

независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора;

права, признанные за автором на основании предшествующего пункта, сохраняют силу после его смерти, по крайней мере, до прекращения имущественных прав и осуществления лицами и/или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которой истребуется охрана [13, c.134].

Соглашение ТРИПС о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность, Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам являются самыми совершенными международными нормами в области авторского права и смежных прав, и именно они регулируют правоотношения в области авторского права и смежных прав в эру глобальной информационной инфраструктуры. Эти международные акты являются основой для модернизации национального законодательства [2, с.4].

Законодательство многих стран регулирует вопрос о неимущественных правах в точном соответствии со статьей 6bis Бернской конвенции. Общим для всех становится положение о том, что автор произведения получает все неимущественные права на него, и эти права являются неотъемлемыми, т.е. они не могут быть переданы или отторгнуты [13, c.134].

Модернизация законодательства в области авторского права и смежных прав началась в Республике Беларусь в связи с тем, что республика выразила твердое намерение стать членом ВТО, т.е. выполнять и требования Соглашения ТРИПС. Кроме того, в декабре 1997 года Республика Беларусь стала не только членом Бернского Союза по охране литературных и художественных произведений, но и подписала Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам [2, с.5]. Соглашение ТРИПС требует от стран-участниц соблюдения принципов Бернской конвенции, регулирующих неимущественные права, как условия для членства в ВТО [13, c.134].

Одной из особенностей постсоветского периода развития стран СНГ, в том числе и Беларуси, является продолжающееся нарушение прав авторов произведений науки, литературы и искусства, исполнителей и производителей фонограмм. Более того, несмотря на многочисленные декларации о защите прав человека, защите его интеллектуальной собственности, в настоящее время уровень нарушений прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм не только не уменьшился, но значительным образом возрос. Если в Советском Союзе, несмотря на его присоединение в 1973 году к Всемирной конвенции об авторском праве, основным нарушителем прав человека на интеллектуальную собственность являлось государство с его доктриной вторичности личности, то настоящий этап нарушений прав на интеллектуальную собственность характеризуется повсеместным незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности [2, с.7].

В некоторых странах существует весьма узкий подход к вопросу о неимущественных правах. Типичным примером могут послужить США, где подлежащий охране объем этих прав очень ограничен и где действует положение о том, что, хотя правообладатели неимущественных прав не могут их передавать, они вполне могут на совершенно законных основаниях согласиться их не отстаивать [13, c.134].

В настоящее время отношения между обладателями прав на объекты интеллектуальной собственности и ее пользователями имеют особую важность. Во многих странах мира сложилась комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Эта индустрия дает очень крупный вклад в валовой национальный продукт [2, с.7].

Исключительно важно для защиты авторских и смежных прав государственное понимание необходимости эффективной системы защиты правообладателей, которая дает государству не только значительные экономические, но и социальные и культурные выгоды: стимулирует развитие национальной культуры, развивает уважение к законам, переориентирует общество с имитации чужих достижений на развитие творчества, поощряет создателей произведении во всех видах деятельности, предотвращает "утечку мозгов и осушение культуры" [2, с.8].

В последние годы ускорилось вступление в Бернский Союз новых членов. После столетия Бернской конвенции в Бернский союз вступило около 40 государств, что составляет почти треть его сегодняшнего состава [9, с. 207]. Одна из причин этого - понимание того, что охрана авторского права является ключевой частью новой глобальной торговой системы. Бурное развитие международной торговли товарами и услугами привело к пониманию, что в интересах всех стран обеспечить права на интеллектуальную собственность для получения преимуществ в международной торговле. Выполнение Соглашения ТРИПС, включающего важнейшие положения Бернской конвенции, является необходимым условием вступления страны во Всемирную торговую организацию и обязательством эффективно охранять интеллектуальную собственность [13, с.223].

Основное преимущество от присоединения страны к Бернской конвенции для авторов этой страны заключаете в том, что их произведения становятся охраняемыми во всех странах, которые являются членами этой Конвенции. В результате национальные авторы смогут улучшить свое материальное положение не только от расширения рынка своих произведений, но и сокращения несанкционированного использования своих произведений в других странах [2, с. 20].

Вне Бернского союза и без эффективной системы защиты авторских прав как на национальные, так и на зарубежные произведения, страна может оказаться вне глобальной информационной инфраструктуры и не иметь доступа к информационным ресурсам, потребность в которых становится условием экономического и культурного выживания в XXI столетии [2, с.21]. Другими словами, членство в Бернском Союзе оказывается одним из условий экономической безопасности любого государства.

Таким образом, в современном мире существует уникальный вид собственности - интеллектуальная собственность, требующая особой принципиально новой защиты. Эта защита представляется наиболее эффективной лишь в случае, если она будет охватывать не национальные законодательства, а предлагать унифицированные требования в масштабе всего мира. Охрана прав авторов в достаточно полной мере декларируется международными конвенциями и договорами, первостепенной задачей остается лишь обеспечение ее имплементации в общемировую практику.


2. Содержание основных неимущественных прав авторов


2.1 Право авторства


Правомочие, определяемое как право авторства [15, ст.14], заключается в праве признаваться автором произведения и исключает признание авторства других лиц на это же произведение. Право авторства - одно из главных прав, возникающих у автора, создававшего произведение [10, с.503].

Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов [20, с.129].

Право авторства возникает в связи с созданием произведения и может осуществляться только автором. Оно не отчуждается и не передается ни по одному основанию. От данного права нельзя отказаться. Право авторства называется первым в перечне субъективных авторских прав. И это не случайно, ибо все остальные права на произведение, как неимущественные, так и имущественные, предоставляются автору вследствие признания его автором данного произведения [10, с.503].

То есть, право на авторство обладает следующими характеристиками:

оно может осуществляться только автором;

оно неотчуждаемо от личности автора;

от права авторства нельзя отказаться;

право авторства является абсолютным и прекращается в связи со смертью автора. В дальнейшем оно существует только как факт, с которым все должны считаться [12, с.34].

Право авторства обычно определяется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц [13, c.136].

Развивая содержание и смысл основных черт права авторства, стоит отметить, что:

оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;

оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;

оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите;

наконец, следует указать на то, что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, так как остальные права производны от него [13, c.136].

Итак, право авторства - первичное правомочие авторов произведений науки, литературы и искусства. Только при его наличии и на основании данного права можно говорить о правах автора на имя, репутацию и других. Это - привилегия автора, отказ от которой невозможен, имеющая абсолютный характер и прекращающаяся лишь смертью автора, неотделимая от его личности и осуществляемая исключительно самим автором.


2.2 Право на имя


Некоторые права, предоставляемые авторам, носят настолько ярко выраженный личностный характер, что трудно себе представить, чтобы автор мог уступить пользование ими третьему лицу путем заключения договора. Такое положение относится к личным правам автора и предназначается для защиты личности автора в том виде, в котором она находит свое выражение в его произведении, и закон вполне обоснованно запрещает его уступку по договору [17, с.189].

С правом авторства тесно связано право на авторское имя. Избирая один из способов обозначения своего авторства, автор реализует право на имя. Он также имеет право требовать указания своего имени каждый раз при создании, публичном исполнении, передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения [13, c.136].

Право на имя [15, ст.14] позволяет автору использовать или разрешать использовать произведение под своим именем. Однако раскрывать свое авторство на произведение он не обязан. Автор может предпочесть, чтобы его произведение было использовано под псевдонимом или без обозначения имени, и пользователь обязан уважать его выбор. Если же лицо, использующее произведение, раскроет имя автора без его согласия, то тем самым оно совершит противоправное действие, нарушающее право автора на имя [10, c.503].

От использования произведения без указания имени отличается гетероним - автор пишет для другого лица, который выпускает в свет произведение от своего имени, фактически при этом между ними заключается договор. Однако, поскольку законодательство закрепляет принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав, такой договор является ничтожным, и истинный автор, совершенно законно, может объявить о своём авторстве и воспользоваться своими неимущественными правами. В отсутствии же договора имеет место незаконное присвоение авторства - плагиат. Принуждение к соавторству также является нарушением авторских прав [12, с.35].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты