Личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства

Нарушением права на имя будет признано и искажение имени или фамилии автора при использовании произведения. Использование в произведении цитат без указания источника цитируемого текста также рассматривается как нарушение права на имя.

Проявлением права на имя является установленный соавторами порядок указания их имен при использовании произведения. По соглашению между соавторам произведение может быть использовано под именем одного или нескольких из них [10, c.503-504].

Издатель обязан указать имя и фамилию автора, если он того требует. Если автор выбирает псевдоним, то издатель обязан уважать его выбор. Раскрывая вопреки воле автора его подлинную фамилию при опубликовании под псевдонимом одного из произведений автора, издатель совершает виновное действие и посягает на моральное право заинтересованного лица. Издательский договор не может продолжать действовать после подобного нарушения, так как утеряно доверие, которое присуще самому характеру этого договора.

Автор имеет право подписать или не подписать произведение. Иногда он предпочитает не подписывать его по самым различным причинам [17, c.213]. Таким образом, право на авторское имя тесно связано с правомочием авторства. Данная категория включает в себя права авторов произведений использовать собственное имя, псевдоним или воздержаться от упоминания своего имени (представить произведение анонимно). Искажение имени или фамилии, использование цитат без обозначения автора считаются нарушением данного личного права авторов. Все способы обозначения авторства обязательны к применению в строгом соответствии с волей автора.


2.3 Право на защиту репутации


Содержание права на защиту репутации [15, ст.14] заключается в противодействии любому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству, способному нанести ущерб чести или репутации автора [10, c.504].

Право на защиту репутации автора в ранее действовавшем законодательстве именовалось правом на неприкосновенность произведения. Новое его название определено с учетом положений Бернской конвенции (статьи 6bis), где указано, что независимо от имущественных авторских прав и даже после уступки этих прав сохраняется право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякой деформации, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора [1, c.56]. Новое название - "право на защиту репутации автора" - на первый взгляд звучит непривычно и непонятно, однако более точно отражает суть рассматриваемого права. Кроме того, оно совпадает с наименованием, которое используется не только в Бернской конвенции, но и в законодательстве многих западноевропейских стран [13, c.136].

Основное значение права на неприкосновенность - определить тот вид, в котором произведение доводится до определенного круга лиц [18, с.33].

При издании, публичном исполнении или ином использовании произведения внесение каких бы то ни было изменений как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора допускается только с согласия автора [10, c.504].

Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями [20, с.138].

Вместе с тем, в юридической литературе указывалось, что право автора на неприкосновенность произведения имеет не только запретительный характер. Это право означает также, что лишь сам автор вправе решить вопрос о зрелости своего произведения, а значит ему одному должно принадлежать и право вносить изменения и дополнения в произведение, подвергать его переработке [21, с.130].

Содержание права на защиту репутации автора обусловливает автору возможность обнародовать и использовать свое произведение в том виде и в той форме, которые он считает необходимыми.

Законодатель обеспечивает право автора на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. В частности, это предполагает запрет без согласия автора сокращать объем произведения, нарушать его целостность, вносить иные изменения [9, с.71].

При соавторстве все изменения, дополнения должны быть согласованы с каждым из соавторов. При возражении одного из них о внесении дополнений, изменений произведение не может быть опубликовано. Все эти и иные меры позволяют обеспечить сохранение творческой индивидуальности автора (авторов), выраженной в конкретном произведении [9, с.71].

Итак, право на защиту репутации призвано обеспечить охрану чести и достоинства авторов. Оно предполагает запрет на привнесение каких бы то ни было изменений в само произведение, его название, обозначение имени автора. Кроме того, возбраняется дополнять произведение предисловиями, послесловиями, иллюстрациями, комментариями; изменять объем, структуру, нарушать целостность произведения. В основе этого правомочия лежит безусловное право автора лично определять степень зрелости своего творения.


2.4 Право на обнародование


К числу личных неимущественных прав относится право на обнародование [15, ст.14]. Произведение считается обнародованным, если оно с согласия автора опубликовано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению или каким-либо иным способом впервые доведено до всеобщего сведения [10, с.504]. Сущность права на обнародование заключается в юридически обеспеченной возможности автора публично огласить свое произведение [20, с.145].

Помимо категории "право на обнародование" используется также понятие "выпуск в свет". В юридической литературе отмечалось, что "содержание права на выпуск произведения в свет сводится к праву автора решить вопрос о достаточной зрелости своего произведения и о передаче его обществу для ознакомления и оценки. Решающим фактором для признания произведения выпущенным в свет должна являться воля автора ознакомить общество со своим произведением" [21, с.119-120]. То есть право на выпуск в свет и обнародование представляются тождественными.

Обнародование произведения не сводится лишь к конкретным действиям, направленным на обеспечение всеобщего доступа к произведению. Оно включает в себя волеизъявление автора. Без разрешения автора его произведение не может быть выпущено в свет [10, с.505].

М.В. Гордон полагал, что право на обнародование произведения не прекращает своего существования и после того, как это произведение уже обнародовано [5, с.123]. Это положение было подвергнуто критике в юридической литературе [4, с.146]. После обнародования произведение приобретает иной правовой режим: с момента обнародования произведения начинают действовать предусмотренные законом ограничения имущественных прав автора.

Не требуется, чтобы произведение было непременно доведено до сведения третьих лиц. Достаточно, чтобы эти лица имели реальную возможность ознакомиться с произведением [1, с.59].

Однако сообщение произведения определенному кругу лиц (например, драматург зачитал пьесу коллективу театра, поэт прочитал свое новое стихотворение в лекции) не считается обнародованием произведения. Не считается обнародованием произведения информация о произведении с изложением его содержания [10, с.504].

Право на обнародование может быть реализовано не только автором произведения, но и его наследниками. Ученые не имеют единого мнения по вопросу о природе права наследников на обнародование произведения [1, с.59].

В.А. Чертков указывал, что "правомочия наследников личных авторских прав - категория авторского, а не наследственного права с его имущественной основой, пределами и сроком ответственности" [23, с.120].

Ссылаясь на М.В. Гордона, И.В. Савельева указывала, что право наследников на выпуск в свет не опубликованного произведения не следует считать авторским, т.к оно имеет иную природу, назначение и объем, и предлагала решение вопроса об опубликовании произведения после смерти автора предоставить лицу, специально выбранному автором при назначении исполнителя завещания, и лишь при его отсутствии - наследникам автора [19, с.82].

Принудить автора обнародовать созданное им произведение или дать разрешение на его обнародование не может никто. Это правило относится и к нанимателям, и к лицам, заключившим с автором договор заказа на создание произведения. Отказ автора разрешить обнародование служебного или заказанного произведения может служить основанием для привлечения его к ответственности по правилам трудового законодательства или за нарушение условий договора, однако заставить автора разрешить использование произведения невозможно [1, c.60].

Таким образом, право на обнародование представляет собой возможность автора опубликовать, публично показать или исполнить, поручить передать по радио или телевидению или каким-либо иным способом впервые довести до всеобщего сведения. Стоит заметить, что при этом круг лиц, до которых доводится произведение, обязательно должен быть неограниченным, то есть заранее не определенным. Обнародование произведения также может именоваться выпуском его в свет. Сущность данного права раскрывается как юридически обеспеченная способность автора публично огласить объект его интеллектуальной собственности. Обнародование возможно исключительно при условии соответствующего волеизъявления автора (или его наследников) и его разрешения. Выпуск произведения в свет возможен только единственный раз, после оно приобретает иной правовой статус. Никакое принуждение к согласию на обнародование не допускается, даже если автор состоит в отношениях подчинения с лицом, желающим обнародовать произведение. В таком случае будет иметь место ответственность, связанная с субординацией, однако принуждение недопустимо ни при каких обстоятельствах.


3. Иные неимущественные права


3.1 Право на опубликование


Право на выпуск в свет является одним из правомочий морального права автора, поскольку это право относится к его личным правам. Лишь тот, кто создает произведение, имеет право выпустить его в свет. Но данное право связано с имущественными правами, поскольку опубликовать произведение - значит сделать его доступным путем воспроизведения и публичного представления.

В определении термина "опубликование" отсутствует слово "впервые" следовательно, это право не выражает возможность автора впервые делать произведение доступным для всеобщего сведения [1, с.61]. В юридической литературе было высказано мнение, что в отношении авторского права опубликование является частным случаем обнародования, а слово "впервые" должно применяться и при толковании термина "опубликование" [3, с.17].

Более точно изложил сущность права на опубликование А.П. Сергеев. Этот ученый считает, что основное содержание права на опубликование "состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение экземпляров произведения" [20, с.149].

Если способ использования какого-либо произведения подразумевает, что право на выпуск в свет может принадлежать лишь лицу, использующему чужое произведение, то тогда следует признать, что создатель творческого произведения не выступает в качестве автора, поскольку авторство в данном случае, если нет доказательства обратного, принадлежит лицу, которое публикует произведение [17, c. 193].

В связи с созданием как обнародованного, так и не обнародованного творческого произведения автор (имеются в виду не только авторы оригиналов произведений, но и производных и составных произведений) приобретает определенные личные права неимущественного и имущественного характера. Международным и национальным законодательством указанные права признаются исключительными, поскольку только у автора или его правопреемника имеются особые полномочия по использованию произведения [9, с.69]. Право на опубликование post mortem. После смерти автора право на опубликование его произведений принадлежит исполнителю или исполнителям завещания, назначенным автором; в случае отсутствия таких исполнителей или после их смерти правом на опубликование после смерти автора пользуются в следующем порядке, если иное не установлено автором: родственники по нисходящей линии; переживший супруг, если нет вступившего в силу судебного решения относительно раздельного имущества супругов и если он не вступил а новый брак; наследники по закону, помимо указанных родственников по нисходящей линии, которые получают наследство целиком или его часть; универсальные легатарии или одаряемые всей совокупностью будущего имущества [17, с. 194-196]. Право на опубликование относится к числу личных неимущественных прав автора, в то же время это правомочие непосредственно связано с изготовлением определенного количества экземпляров произведения, поэтому в этом правомочии в значительной степени представлены имущественные интересы [1, с.61]. Так, право на опубликование произведения науки, литературы и искусства представляется весьма своеобразным и противоречивым правомочием. Во-первых, оно тесно связано, а в некоторых случаях и сливается с правом на обнародование. Однако, в отличие от права на обнародование, при опубликовании имеет место некоторое количество копий произведения. Во-вторых, опубликование носит определенный имущественный оттенок. Но все же его нельзя отнести в полной мере к имущественным правам, так как опубликование не может иметь систематический характер (к нему применимо определение "впервые"), а, следовательно, приносить перманентные имущественные выгоды.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты