Личные права

Личные права

Личные права

Бернская конвенция

об охране литературных

и художественных произведений

(Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.)

Статья  6bis

(1) Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав ои имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому из­вращению, искажению или иному изменению этого произведе­ния, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

(2) Права, признанные за автором на основании предшествую­щего пункта, сохраняют силу после его смерти по крайней мере до прекращения имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченнымн на это законодательством страны, в которой потребуется охрана. Однако те страны, законода­тельство которых в момент ратификации настоящего Акта или присоединения к нему не содержит положений, обеспечивающих охрану после смерти автора всех прав, перечисленных в предше­ствующем пункте, могут предусмотреть, что некоторые из этих прав не сохраняют силы после смерти автора.

Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1

"Об авторском праве и смежных правах"

(с изменениями от 19 июля 1995 г.)

Статья   15. Личные неимущественные права

1. Автору в отношении его произведения принадлежат сле­дующие личные неимущественные права:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначе­ния имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведе­ние в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

право на защиту произведения, включая его название, от вся­кого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

2. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убыт­ков, включая упущенную выгоду. Бели произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изго­товленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.

3. Личные неимущественные права принадлежат автору неза­висимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в слу­чае уступки исключительных прав на использование произведе­ния.

Основополагающим в комплексе прав, которыми пользуется автор, создающий произведения науки, литературы и искусст­ва, признается право авторства. Под этим правом подразуме­ваются юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность тре­бовать признания данного факта от других лиц. Оно неотдели­мо от личности автора, признается лишь за действительным создателем произведения, его невозможно передать по договору или по наследству, оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. После смерти автора авторское право охраняется как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. Кроме того, от него нельзя отказаться. Факт создания произведения предопределяет существование права авторства независимо от того, обнародовано произведе­ние или нет, создано ли оно как служебное задание или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не ис­пользуется. Чтобы признать лицо автором произведения, не требуется выполнения каких-либо формальных действий или чьего-либо согласия. Из права авторства вытекают все другие личные неимущественные и имущественные права.

Вероятные нарушения этого права могут выражаться в при­своении (полном или частичном) чужого авторства - плагиате, отрицании авторства того лица, которым создано произведение. К примеру, в одном из номеров финского журнала "Последнее слово в индустрии" была опубликована статья С. Литманина "Феномен биосинтеза". Российские авторы М. и Ц. установили, что данная статья представляет собой дословный перевод их статьи, опубликованной в СССР в 1982 г. в журнале "Биология сегодня". В результате принятых мер российским авторам были принесены журналом официальные извинения и опубликована информация об истинных авторах статьи.

Право авторства охраняется от любого нарушения вне зави­симости от осознания или неосознания нарушителем своих дей­ствий в качестве неправомерных. Вот какой пример приводит Э. П. Гаврилов. В 1947 г. К. направила свой рассказ в редакцию журнала "Молодая гвардия", но его не опубликовали. В 1963 г. К. случайно обнаружила, что ее рассказ напечатан в 1961 г. в сборнике рассказов одного покойного писателя. К. обратилась в суд, требуя признать ее автором этого рассказа и выплатить ей гонорар за использование. Суд, проверив обстоятельства созда­ния произведения, убедившись с помощью экспертизы, что рас­сказ, обнаруженный в архиве писателя и, видимо, присланный ему на рецензию, не принадлежит перу писателя, в 1967 х, вы­нес решение о признании К. автором и обязал издательство вы­платить ей вознаграждение за публикацию. Но бывают иски и с противоположными требованиями, когда заинтересованные ли­ца оспаривают приписываемое им авторство на те или иные произведения. Например, четверо научных работников потре­бовали исключить их из числа десяти соавторов опубликованной научной статьи, так как они не давали своего согласия на соав­торство. Требования ученых были удовлетворены.

Статья 15 Закона РФ "Об авторском праве и смежных пра­вах" посвящена праву на авторское имя: автор может использо­вать или разрешать использовать произведение под своим под­линным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Автор реализует свое право на имя посредством одного из этих способов. У него есть право требовать указания своего имени каждый раз при издании, пуб­личном исполнении, передаче по радио, цитировании и ином использовании своего произведения. Также право на имя ис­ключает возможность искажения ммени автора (псевдонима) при его упоминании лицами, использующими произведение.

Право на авторское имя относится к числу личных неимуще­ственных прав автора, и последний не может предоставить его никакому другому лицу. Оно появляется лишь в случае обнаро­дования произведения и действует в течение всей жизни авто­ра, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями (в Российской Федерации - Россий­ским авторским обществом) или государством.

Рассмотрим подробнее каждый из трех способов реализации права на авторское имя. Наиболее часто авторы произведений обозначают свое авторство путем указания подлинного имени. Оно может проставляться на заглавном листе книги или на афишах, указываться в титрах фильма или объявляться перед публичным исполнением произведения или передачей его в эфир и т. п. Автор самостоятельно определяет способ и полноту указания своего подлинного имени. У него есть три варианта: указать свое имя в полном объеме, т.е. фамилию, имя и отчест­во, указать только имя и фамилию, фамилию с инициалами. Ес­ли произведение подписывается лишь инициалами (Ш. Ю.), та­кое произведение признается анонимным. При создании произ­ведения несколькими лицами в случае его обнародования пра­вом на указание своего имени пользуются все соавторы незави­симо от размера внесенного в произведение творческого вклада. При опубликовании их имена указываются в заранее согласо­ванной последовательности. Но есть вариант выхода в свет произведения под именем одного или нескольких из них для то­го, чтобы отразить тот факт, что именно этим лицом (лицами) внесен основной творческий вклад в создание произведения. Имена других соавторов могут быть с их согласия указаны в предисловии или другом месте работы. В спорных случаях имена соавторов располагаются в алфавитном порядке. Имена ино­странных авторов приводятся в русской транскрипции, согла­сованной с автором оригинала, с указанием имени на языке оригинала на обороте титульного листа. При использовании на­учных произведений в печати вместе с именем автора указы­ваются его научная степень, ученое или почетное звание, долж­ность и другие сведения с согласия авторов, при этом на них возлагается личная ответственность за достоверность указанных данных. Типичное нарушение данного права при рассматри­ваемом способе его реализации - неуказание имени автора или его искажение. Это часто происходит в радио- и телевизионных передачах, где звучат и показываются произведения без указа­ния имен их создателей, а также при допускаемом законом ци­тировании чужих произведении, но без указания источника за­имствования. К примеру, Т.Р. Прохоров заявил претензию жур­налу "Собеседник" и П. Силову на основании того, что в расска­зе "Мы", который печатался на страницах журнала, использова­ны цитаты из научных работ Т.Р. Прохорова, но при этом его имя не упоминалось. По мнению редакции журнала, такой справочный аппарат затруднил бы и авторское повествование, и восприятие текста читателями. Тем не менее требования Т.Р. , Прохорова были удовлетворены.

Другой способ обозначения авторского имени реализуется посредством подписания автором произведения вымышленным именем (псевдонимом). Иногда под псевдонимом выступает не одно лицо, а двое, трое или большее число соавторов. Например, под именем Козьмы Пруткова создавали свои произведения братья Жемчужниковы и поэт А. К. Толстой. При использовании псевдонима автор не обязан указывать причины, побудившие его это сделать, а они могут быть различными: неблагозвучность подлинной фамилии автора, ее совпадение с фамилией другого автора, служебное положение автора и т.п. Закон не предусмат­ривает и каких-либо условий или порядка приобретения права на псевдоним. Срок и объем использования псевдонима также оставляется на усмотрение автора. Псевдоним, как и подлинное имя автора, не может искажаться. Особым нарушением счита­ется раскрытие псевдонима автора без его согласия. Однако псевдоним может быть раскрыт из-за клеветнического или ос­корбительного характера опубликованных в печати статьях, но только по требованию суда в связи с находящимся в его произ­водстве делом. В остальных случаях редакция обязана сохра­нять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, в том числе и путем раскрытия псевдонима (ст. 41 Закона РСФСР "О средствах массовой информации"). Однако недопус­тимо пользоваться псевдонимом, нарушающим нормы нравст­венности или носящим оскорбительный характер, а также явно вводящим публику в • заблуждение при совпадении с именем другого автора. В таком случае автору может быть отказано в охране его прав со ссылкой на ст. 10 ГК РФ, запрещающую зло­употреблять гражданскими правами.

Произведение автора может также публиковаться анонимно, т. е. без указания имени создателя. На это могут быть две при­чины: автор не хочет связывать созданное им произведение со своим именем или имя автора не указывается в связи со сло­жившимся порядком опубликования тех или иных произведе­ний (передовых статей в газетах и журналах, статей в справоч­никах и словарях). Но автор, готовящий подобный материал, должен быть заранее предупрежден об этом. Он может не согла­ситься с таким положением и запретить использовать созданное им произведение без указания его имени. Если же автор не воз­ражает против опубликования своего произведения анонимно согласно сложившейся традиции, то это считается реализацией его права на авторское имя. Следует отметить: обнародование произведения без указания имени автора не означает, что его создатель отказывается от авторства. Главная проблема ано­нимного авторства заключается в его доказательстве. Обычно оно подтверждается организацией, использовавшей произведе­ние. Как и в случае с псевдонимом, анонимное имя может быть раскрыто без согласия автора только по требованию суда. После смерти автора наследники или специально назначенное лицо приобретают право на охрану имени автора, и вопрос о рас­крытии имени решается на их усмотрение, если автором не ос­тавлены специальные указания.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты