Личные права

Рассматриваемая проблема авторского имени очень тесно связана с вопросом о возможности автора посвятить свое про-: изведение каким-либо лицам или событиям. Иногда пользовате­ли произведений возражают против вставки таких посвящений в произведение. Поэтому во избежание конфликтных ситуаций целесообразно заранее в авторском договоре особо обговорить данный вопрос. Помимо непосредственных создателей произве­дений, право на обозначение своего имени имеют предприятия, учреждения и организации, по служебному заданию которых создано произведение (п. 3 ст. 14 Закона "Об авторском праве и смежных правах").

Автор, создавая произведение, несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творческого результата и заинтересован в обнародовании и ис­пользовании его в таком виде, в каком он его создал. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закреп­ляется право на защиту произведения (включая его название) от всякого искажения или иного посягательства, способного нанес­ти ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 Закона "Об автор­ском праве и смежных правах").

Право на защиту репутации автора заключается в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании; произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается без согласия автора снабжать произведение при его издании иллю­страциями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями, сокращать объем произве­дения, изменять или заменять его отдельные главы, нарушать целостность произведения, изменять или исключать из произ­ведения авторские посвящения, эпиграфы, аннотации и т. п., даже если бы, по мнению пользователя, это могло улучшить произведение.   Запрет  на  внесение  изменений  относится  ко всем без исключения элементам произведения, хотя в самом законе упоминается только его название. При подготовке про­изведения к обнародованию право на его защиту от искаже­ния, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, приобретает особо важное значение. Автор обычно тесно работает с организацией, которая будет издавать, публично исполнять или каким-то другим образом использовать его произведение. Например, во время подготовки рукописи к изданию с согласия автора в нее вносится редакторская прав­ка, урегулируются вопросы,  связанные с размещением мате­риала, снабжением рукописи иллюстрациями, справочным ап­паратом, комментариями. Свое согласие автор выражает, под­писывая авторский экземпляр и верстку. Изменения, вносимые в коллективное произведение, должны согласовываться с каж­дым из соавторов, если только соавторы не поручили вести дела одному из них. Если автор (кто-либо из соавторов) не дает со­гласия на внесение определенных изменений, то произведение не может быть использовано в измененном виде. Авторы, ут­вердившие  измененное  произведение,  не  вправе  в  будущем отозвать свое согласие и требовать восстановления произведения в первоначальном виде. Однако право на защиту репутации автора не безгранично. Некоторые случаи нарушения целостности произведения не рассматриваются как покушение на его неприкосновенность. К примеру, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информацион­ных целях из обнародованных произведений в объемах, оправ­данных целью цитирования, воспроизведение в обзорах теку­щих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Если исполнитель или режиссер-постановщик творчески интерпретирует произве­дение, при этом не изменяя его формы и содержания, это не рассматривается как нарушение данного права. Автор не мо­жет, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репута­ции, воспрепятствовать созданию другими лицами пародий и стилизаций или мешать работать критикам и комментаторам.

Одним из наиболее спорных вопросов считается проблема передачи данного права автора другим лицам. В ст. 29 Закона "Об авторском праве и смежных правах" подчеркивается, что право на защиту репутации автора, как и право авторства и право на имя, не переходят по наследству, но наследники име­ют право осуществлять защиту указанных прав. Они обеспечи­вают охрану неприкосновенности произведения. Но на месте наследников по завещанию автора может оказаться другое ли­цо, на которое возложена охрана права на защиту репутации. В любом случае имеет место наследственное правопреемство. Эти лица также могут выдавать разрешение на внесение в произведение изменений и дополнений (снабжение его преди­словиями, комментариями, внесение уточнений, связанных с развитием науки и техники). По закону указанные правомочия наследников каким-либо сроком не ограничиваются. При от­сутствии наследников неприкосновенность произведения обес­печивается специально уполномоченным органом Российской Федерации.

При реализации автором права на защиту репутации бывают случаи столкновения его права с правами лица, являющегося собственником того материального носителя, в котором вопло­щено произведение. Любые действия собственника, не обеспе­чивающие сохранность произведения (внесение изменений, пе­ределка, разрушение), могут квалифицироваться как наруше­ния права автора на защиту репутации. Иногда о нарушении рассматриваемого права может свидетельствовать сам порядок использования произведения собственником. Например, в 1959 г. по заказу творческо-производственного объединения "Искусник" скульптор Д. создал для художественной выставки скульптурный портрет актрисы 3. в роли Офелии. В дальнейшем эта скульптура была приобретена у объединения одним из сов­хозов и под названием "Скорбящая" установлена на могиле вои­нов, погибших в годы Второй мировой войны. В 1986 г. наслед­ница автора и актриса 3. потребовали от совхоза перемещения скульптуры в иное, соответствующее назначению место. Перво­начально указанное требование было отклонено с мотивиров­кой, что колхоз является собственником скульптуры и имеет право использовать данное произведение по своему усмотре­нию. Но судом такие действия совхоза были признаны наруша­ющими неприкосновенность произведения. Использование скуль­птуры в ансамбле памятника погибшим воинам было признано противоречащим творческому замыслу автора, содержанию и назначению произведения. Помимо этого, было установлено, что скульптура, выполненная из материала, предназначенного для закрытого помещения, разрушается от атмосферного воздейст­вия. К тому же суд счел, что установление в качестве надгробия скульптурного изображения здравствующей актрисы в одной из ее ролей является нарушением этических норм. В итоге требо­вания заявителей были удовлетворены.

По-другому решается вопрос об охране неприкосновенности тех произведений, которые предназначены в основном для ути­литарного использования. Например, владельцы зданий и со­оружений, произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна вправе вносить в них изменения, соответствующие их разумным потребностям. Но если станет известным, что собст­венник совершает эти действия исключительно с целью нару­шить авторское право, это может быть расценено как злоупот­ребление правом, и тогда автор приобретает право на защиту.

При обнаружении нарушения права на защиту репутации автор (правопреемники автора) может требовать внесения в произведение соответствующих исправлений, публикации за счет нарушителя сведений о допущенном нарушении, запреще­ния обнародования произведения или прекращения его распро­странения.

Право автора на обнародование обеспечивает ему возмож­ность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики. Помимо этого, указанное право непосредствен­но затрагивает его имущественные интересы. Его сущность заключается в юридически обеспеченной автору возможности публичной огласки созданного им произведения. С момента об­народования произведения начинают действовать установлен­ные законом ограничения прав автора, связанные с возможно­стью свободного использования произведения (ст. 18-19 Закона "Об авторском праве и смежных правах"); срок охраны аноним­ных произведений исчисляется с даты их правомерного обнаро­дования (ст. 27 указанного закона). Если автор считает, что про­изведение еще не готово к обнародованию, он может хранить его в тайне от публики до момента, когда оно будет завершено. Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Вопрос о времени, месте и спо­собе обнародования решается автором самостоятельно. Он мо­жет обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародования зависит от вида созданного произведения, от усмотрения автора. Так, литера­турное произведение может быть обнародовано через опублико­вание, публичное исполнение, передачу в эфир и т. д. Право на обнародование, являясь самостоятельным правом создателя произведения, всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. Действительно, обнародовать произве­дение нельзя, не реализовав, например, право на опубликова­ние, право на публичный показ, право на публичное исполне­ние. Но каждое из них выражает самостоятельный интерес ав­тора и может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий. Никто не может заставить автора обнаро­довать произведение помимо его воли. Это касается и произве­дений, созданных им в связи с выполнением служебных обязан­ностей, хотя отказ от обнародования такого произведения в ря­де случаев может рассматриваться как нарушение им обязан­ностей по трудовому контракту. Автор может быть привлечен к ответственности и в случае отказа обнародовать произведение, созданное им на заказ. Однако принудить автора к обнародова­нию произведения невозможно. Если произведение создано творческим трудом двух и более лиц, согласие на обнародование должны дать все соавторы.

Право на отзыв произведения - нововведение Закона "Об ав­торском праве и смежных правах". В соответствии с п. 2 ст. 15 закона автор имеет право отказаться от ранее принятого реше­ния об обнародовании произведения или, если произведение уже было обнародовано, публично оповестить о его отзыве. Единственным условием реализации данного права является возмещение пользователю причиненных таким решением убыт­ков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземп­ляры произведения подлежат изъятию из обращения также за счет автора. Причины данного решения автора могут быть раз­ными, например изменение его творческих взглядов или миро­воззрения, возникновение новых внешних обстоятельств, жела­ние использовать иной способ обнародования произведения и др. Но в любом случае юридического значения такие причины не имеют. Рассматриваемое право может противоречить правам лиц, которые имеют право собственности на материальные но­сители произведений, подлежащих отзыву. Действующее зако­нодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права соб­ственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачивалась соответствующая компенсация. Статья 15 Закона "Об автор­ском праве и смежных правах" упоминает только возмещение убытков пользователям произведений, подразумевая под по­следними лиц, приобретающих права на основании авторских договоров. Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для необнародованного произведения) или восста­новление (для обнародованного произведения) правового стату­са необнародованного произведения. Оно может быть вновь до­ведено до широких масс только самим автором или с его согла­сия, на него не распространяются никакие изъятия из автор­ского права. Следует помнить, что авторы служебных произве­дений правом отзыва не пользуются.

В отличие от других личных неимущественных прав право на обнародование может переходить к другим лицам. Так, оно пе­реходит по наследству. Однако объем правомочий наследников, определяется по-разному. Если автор дал специальный запрет на обнародование произведения, то, по мнению большинства ученых, осуществление наследниками данного права должно быть поставлено под контроль определенных государственных учреждений или авторско-правовых организаций. Но действу­ющее законодательство не устанавливает каких-либо ограниче­ний прав наследников в отношении обнародования произведе­ний умерших авторов. Этот вопрос решается по их усмотрению, даже если действия наследников противоречат воле умершего автора.

Право на опубликование в Законе "Об авторском праве и сме­жных правах" особо не упоминается, но оно продолжает оставаться в числе важнейших авторских правомочий. Данное право представляет собой признаваемую за автором возможность вы­пуска в обращение экземпляров произведения в количестве, дос­таточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Следует отметить, что, хотя право на опубликование не названо в числе личных неимущест­венных и имущественных прав автора, Закон "Об авторском праве и смежных правах" прямо признает его за авторами от­дельных видов произведений (см., например, п. 4-5 ст. 19). Ос­новное содержание рассматриваемого права состоит в самостоя­тельном решении автором вопроса о выпуске в обращение мате­риальных носителей произведения. Без согласия автора никто, даже работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершить подобных действий. Право на опубликование в большинстве случаев реализуется одновременно с каким-то дру­гим субъективным авторским правом. Если произведение публи­куется впервые, это одновременно означает его обнародование. Однако опубликование реализуется как самостоятельный инте­рес автора, когда выпускаются в обращение экземпляры произ­ведения, которое уже обнародовано через публичное исполнение, передачу в эфир или другим способом. Еще более тесно связано право на опубликование с правами на воспроизведение и на распространение. Чтобы опубликовать произведение, его нужно предварительно воспроизвести, т. е. облечь в материальную форму. Следовательно, давая согласие на опубликование, автор одновременно соглашается и на воспроизведение. Также, давая согласие на выпуск экземпляров произведения в обращение, ав­тор способствует распространению произведения. Однако каж­дое из этих правомочий может осуществляться независимо друг от друга. Произведение может быть воспроизведено без цели выпуска его экземпляров в обращение. Под воспроизведением понимается изготовление нескольких или даже одного экземпля­ра произведения. Даже если эти экземпляры будут распростра­нены (проданы, сданы в прокат), это не будет считаться опубли­кованием, так как для последнего необходим выпуск в обраще­ние количества экземпляров, которое удовлетворяет запросам публики. Поэтому вполне возможна ситуация, когда в отноше­нии конкретного произведения автор реализовал правомочия по его воспроизведению и распространению, но само произведение осталось неопубликованным. Последствием реализации права на опубликование является изменение правового режима произве­дения. С момента выпуска в свет экземпляров произведения оно без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцируется в единичных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"), отдельные виды произведений печатаются в газетах, передаются в эфире (п. 3 ст. 19 того же закона) и т.д.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты