Рассматриваемая проблема авторского имени очень тесно связана с вопросом о возможности автора посвятить свое про-: изведение каким-либо лицам или событиям. Иногда пользователи произведений возражают против вставки таких посвящений в произведение. Поэтому во избежание конфликтных ситуаций целесообразно заранее в авторском договоре особо обговорить данный вопрос. Помимо непосредственных создателей произведений, право на обозначение своего имени имеют предприятия, учреждения и организации, по служебному заданию которых создано произведение (п. 3 ст. 14 Закона "Об авторском праве и смежных правах").
Автор, создавая произведение, несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творческого результата и заинтересован в обнародовании и использовании его в таком виде, в каком он его создал. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения (включая его название) от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах").
Право на защиту репутации автора заключается в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании; произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями, сокращать объем произведения, изменять или заменять его отдельные главы, нарушать целостность произведения, изменять или исключать из произведения авторские посвящения, эпиграфы, аннотации и т. п., даже если бы, по мнению пользователя, это могло улучшить произведение. Запрет на внесение изменений относится ко всем без исключения элементам произведения, хотя в самом законе упоминается только его название. При подготовке произведения к обнародованию право на его защиту от искажения, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, приобретает особо важное значение. Автор обычно тесно работает с организацией, которая будет издавать, публично исполнять или каким-то другим образом использовать его произведение. Например, во время подготовки рукописи к изданию с согласия автора в нее вносится редакторская правка, урегулируются вопросы, связанные с размещением материала, снабжением рукописи иллюстрациями, справочным аппаратом, комментариями. Свое согласие автор выражает, подписывая авторский экземпляр и верстку. Изменения, вносимые в коллективное произведение, должны согласовываться с каждым из соавторов, если только соавторы не поручили вести дела одному из них. Если автор (кто-либо из соавторов) не дает согласия на внесение определенных изменений, то произведение не может быть использовано в измененном виде. Авторы, утвердившие измененное произведение, не вправе в будущем отозвать свое согласие и требовать восстановления произведения в первоначальном виде. Однако право на защиту репутации автора не безгранично. Некоторые случаи нарушения целостности произведения не рассматриваются как покушение на его неприкосновенность. К примеру, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования, воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Если исполнитель или режиссер-постановщик творчески интерпретирует произведение, при этом не изменяя его формы и содержания, это не рассматривается как нарушение данного права. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами пародий и стилизаций или мешать работать критикам и комментаторам.
Одним из наиболее спорных вопросов считается проблема передачи данного права автора другим лицам. В ст. 29 Закона "Об авторском праве и смежных правах" подчеркивается, что право на защиту репутации автора, как и право авторства и право на имя, не переходят по наследству, но наследники имеют право осуществлять защиту указанных прав. Они обеспечивают охрану неприкосновенности произведения. Но на месте наследников по завещанию автора может оказаться другое лицо, на которое возложена охрана права на защиту репутации. В любом случае имеет место наследственное правопреемство. Эти лица также могут выдавать разрешение на внесение в произведение изменений и дополнений (снабжение его предисловиями, комментариями, внесение уточнений, связанных с развитием науки и техники). По закону указанные правомочия наследников каким-либо сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников неприкосновенность произведения обеспечивается специально уполномоченным органом Российской Федерации.
При реализации автором права на защиту репутации бывают случаи столкновения его права с правами лица, являющегося собственником того материального носителя, в котором воплощено произведение. Любые действия собственника, не обеспечивающие сохранность произведения (внесение изменений, переделка, разрушение), могут квалифицироваться как нарушения права автора на защиту репутации. Иногда о нарушении рассматриваемого права может свидетельствовать сам порядок использования произведения собственником. Например, в 1959 г. по заказу творческо-производственного объединения "Искусник" скульптор Д. создал для художественной выставки скульптурный портрет актрисы 3. в роли Офелии. В дальнейшем эта скульптура была приобретена у объединения одним из совхозов и под названием "Скорбящая" установлена на могиле воинов, погибших в годы Второй мировой войны. В 1986 г. наследница автора и актриса 3. потребовали от совхоза перемещения скульптуры в иное, соответствующее назначению место. Первоначально указанное требование было отклонено с мотивировкой, что колхоз является собственником скульптуры и имеет право использовать данное произведение по своему усмотрению. Но судом такие действия совхоза были признаны нарушающими неприкосновенность произведения. Использование скульптуры в ансамбле памятника погибшим воинам было признано противоречащим творческому замыслу автора, содержанию и назначению произведения. Помимо этого, было установлено, что скульптура, выполненная из материала, предназначенного для закрытого помещения, разрушается от атмосферного воздействия. К тому же суд счел, что установление в качестве надгробия скульптурного изображения здравствующей актрисы в одной из ее ролей является нарушением этических норм. В итоге требования заявителей были удовлетворены.
По-другому решается вопрос об охране неприкосновенности тех произведений, которые предназначены в основном для утилитарного использования. Например, владельцы зданий и сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна вправе вносить в них изменения, соответствующие их разумным потребностям. Но если станет известным, что собственник совершает эти действия исключительно с целью нарушить авторское право, это может быть расценено как злоупотребление правом, и тогда автор приобретает право на защиту.
При обнаружении нарушения права на защиту репутации автор (правопреемники автора) может требовать внесения в произведение соответствующих исправлений, публикации за счет нарушителя сведений о допущенном нарушении, запрещения обнародования произведения или прекращения его распространения.
Право автора на обнародование обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики. Помимо этого, указанное право непосредственно затрагивает его имущественные интересы. Его сущность заключается в юридически обеспеченной автору возможности публичной огласки созданного им произведения. С момента обнародования произведения начинают действовать установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного использования произведения (ст. 18-19 Закона "Об авторском праве и смежных правах"); срок охраны анонимных произведений исчисляется с даты их правомерного обнародования (ст. 27 указанного закона). Если автор считает, что произведение еще не готово к обнародованию, он может хранить его в тайне от публики до момента, когда оно будет завершено. Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Вопрос о времени, месте и способе обнародования решается автором самостоятельно. Он может обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародования зависит от вида созданного произведения, от усмотрения автора. Так, литературное произведение может быть обнародовано через опубликование, публичное исполнение, передачу в эфир и т. д. Право на обнародование, являясь самостоятельным правом создателя произведения, всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. Действительно, обнародовать произведение нельзя, не реализовав, например, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение. Но каждое из них выражает самостоятельный интерес автора и может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий. Никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Это касается и произведений, созданных им в связи с выполнением служебных обязанностей, хотя отказ от обнародования такого произведения в ряде случаев может рассматриваться как нарушение им обязанностей по трудовому контракту. Автор может быть привлечен к ответственности и в случае отказа обнародовать произведение, созданное им на заказ. Однако принудить автора к обнародованию произведения невозможно. Если произведение создано творческим трудом двух и более лиц, согласие на обнародование должны дать все соавторы.
Право на отзыв произведения - нововведение Закона "Об авторском праве и смежных правах". В соответствии с п. 2 ст. 15 закона автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения или, если произведение уже было обнародовано, публично оповестить о его отзыве. Единственным условием реализации данного права является возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения подлежат изъятию из обращения также за счет автора. Причины данного решения автора могут быть разными, например изменение его творческих взглядов или мировоззрения, возникновение новых внешних обстоятельств, желание использовать иной способ обнародования произведения и др. Но в любом случае юридического значения такие причины не имеют. Рассматриваемое право может противоречить правам лиц, которые имеют право собственности на материальные носители произведений, подлежащих отзыву. Действующее законодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права собственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачивалась соответствующая компенсация. Статья 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах" упоминает только возмещение убытков пользователям произведений, подразумевая под последними лиц, приобретающих права на основании авторских договоров. Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для необнародованного произведения) или восстановление (для обнародованного произведения) правового статуса необнародованного произведения. Оно может быть вновь доведено до широких масс только самим автором или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из авторского права. Следует помнить, что авторы служебных произведений правом отзыва не пользуются.
В отличие от других личных неимущественных прав право на обнародование может переходить к другим лицам. Так, оно переходит по наследству. Однако объем правомочий наследников, определяется по-разному. Если автор дал специальный запрет на обнародование произведения, то, по мнению большинства ученых, осуществление наследниками данного права должно быть поставлено под контроль определенных государственных учреждений или авторско-правовых организаций. Но действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений прав наследников в отношении обнародования произведений умерших авторов. Этот вопрос решается по их усмотрению, даже если действия наследников противоречат воле умершего автора.
Право на опубликование в Законе "Об авторском праве и смежных правах" особо не упоминается, но оно продолжает оставаться в числе важнейших авторских правомочий. Данное право представляет собой признаваемую за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Следует отметить, что, хотя право на опубликование не названо в числе личных неимущественных и имущественных прав автора, Закон "Об авторском праве и смежных правах" прямо признает его за авторами отдельных видов произведений (см., например, п. 4-5 ст. 19). Основное содержание рассматриваемого права состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение материальных носителей произведения. Без согласия автора никто, даже работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершить подобных действий. Право на опубликование в большинстве случаев реализуется одновременно с каким-то другим субъективным авторским правом. Если произведение публикуется впервые, это одновременно означает его обнародование. Однако опубликование реализуется как самостоятельный интерес автора, когда выпускаются в обращение экземпляры произведения, которое уже обнародовано через публичное исполнение, передачу в эфир или другим способом. Еще более тесно связано право на опубликование с правами на воспроизведение и на распространение. Чтобы опубликовать произведение, его нужно предварительно воспроизвести, т. е. облечь в материальную форму. Следовательно, давая согласие на опубликование, автор одновременно соглашается и на воспроизведение. Также, давая согласие на выпуск экземпляров произведения в обращение, автор способствует распространению произведения. Однако каждое из этих правомочий может осуществляться независимо друг от друга. Произведение может быть воспроизведено без цели выпуска его экземпляров в обращение. Под воспроизведением понимается изготовление нескольких или даже одного экземпляра произведения. Даже если эти экземпляры будут распространены (проданы, сданы в прокат), это не будет считаться опубликованием, так как для последнего необходим выпуск в обращение количества экземпляров, которое удовлетворяет запросам публики. Поэтому вполне возможна ситуация, когда в отношении конкретного произведения автор реализовал правомочия по его воспроизведению и распространению, но само произведение осталось неопубликованным. Последствием реализации права на опубликование является изменение правового режима произведения. С момента выпуска в свет экземпляров произведения оно без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцируется в единичных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"), отдельные виды произведений печатаются в газетах, передаются в эфире (п. 3 ст. 19 того же закона) и т.д.
Страницы: 1, 2