Таможенное законодательство Казахстана состоит из Таможенного кодекса, а также других нормативно-правовых актов, принятие которых предусмотрено этим Кодексом.
Таможенные платежи
В Казахстане применяются следующие основные таможенные платежи:
· таможенные пошлины;
· таможенные сборы (сбор за таможенное оформление, сбор за таможенное сопровождение, сбор за хранение товаров);
· НДС на импорт;
· акциз.
Порядок исчисления и уплаты НДС, и акциза по товарам, перемещаемым через таможенную границу Казахстана, установлен Налоговым кодексом (НДС см. в главе Налогообложение лизинговых операций).
Акциз по импортируемым подакцизным товарам
Объектом обложения являются подакцизные товары, ввозимые в Казахстан, перечень которых установлен Налоговым кодексом, а ставки акциза устанавливаются Правительством. В число импортируемых подакцизных товаров, которые могут быть предметами лизинга, подпадают легковые автомобили.
Импортная таможенная пошлина
Ставки импортных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Казахстана в процентах от таможенной стоимости товаров (от 0 до 30%) или в евро за натуральную единицу товара. В отношении товаров, ввозимых из развивающихся стран, применяются ставки в размере 75% от установленных. Товары, ввозимые из наименее развитых стран, освобождены от обложения пошлинами. Перечень товаров и стран, относящихся к развивающимся и наименее развитым, также устанавливаются Правительством Казахстана.
В отношении импортируемых товаров, происходящих из государств, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки таможенных пошлин, увеличенные в два раза.
Товары, происходящие и ввозимые на территорию Казахстана из стран СНГ и подпадающие под действие заключенных между Казахстаном и странами СНГ двусторонних соглашений, таможенными пошлинами не облагаются.
Таможенный сбор за таможенное оформление
Сбор за таможенное оформление товаров и транспортных средств установлен в размере 50 евро за каждый основной лист грузовой таможенной декларации (ГТД) и 20 евро за каждый добавочный лист ГТД.
Таможенные режимы
Таможенное регулирование лизинговых сделок касается таких видов лизинга как:
· международный лизинг, когда или лизингополучатель-резидент получает предмет лизинга от иностранного лизингодателя напрямую, или лизинговая компания-резидент Казахстана получает предмет лизинга у иностранного лизингодателя для дельнейшей передачи в сублизинг, или лизинговая компания-резидент Казахстана передает предмет лизинга иностранному лизингополучателю;
· лизинговая компания-резидент Казахстана закупает предмет лизинга у иностранного поставщика для дальнейшей передачи в лизинг.
В отношении товаров, ввозимых в Казахстан по договорам международного лизинга, возможно применение таможенных режимов выпуска товаров в свободное обращение и временного ввоза.
Выпуск товаров в свободное обращение возможен только при уплате всех предусмотренных таможенных платежей и налогов. В отношении лизинга такой режим применяется в случае, когда договором международного лизинга предусматривается переход права собственности от лизингодателя лизингополучателю (сублизингодателю), или в случаях, когда лизинговая компания закупает предмет лизинга у иностранного поставщика для дальнейшей передачи в лизинг.
Режим временного ввоза применяется в отношении предметов лизинга, ввозимых по договорам международного лизинга, не предусматривающих переход права собственности лизингополучателю (сублизингодателю). Указанный режим предусматривает полное (по товарам, включенным в перечни, утвержденные Правительством Казахстана) или частичное (по товарам, не включенным в упомянутые перечни) освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Срок временного ввоза не может превышать 3 лет. По товарам, включенным в «Перечень предметов лизинга, к которым применяется таможенный режим временного ввоза товаров и транспортных средств», срок временного ввоза устанавливается в соответствии со сроками договора лизинга.
В случае изменения режима временного ввоза на режим выпуска в свободное обращение (например, при внесении изменения в условия договора лизинга, предусматривающего переход права собственности), таможенные платежи и налоги подлежат оплате в полном объеме или с учетом ранее уплаченных сумм при частичном освобождении от уплаты таможенных платежей и налогов. При этом по предметам лизинга, входящим в Перечень основных средств, освобождаемых от НДС при импорте для последующей передачи в финансовый лизинг, НДС не уплачивается.
2.3. Позиция Казахстана на рынке лизинга в Центральной Азии
Обзор рынка лизинга в Центральной Азии
В настоящее время рынок лизинговых услуг в Центральной Азии начал активно развиваться и имеет хорошие перспективы для дальнейшего роста.
В ходе реформы лизингового законодательства, реализуемый в течение 2 последних лет, лизинговые сектора Узбекистана и Кыргызстана укрепили свои позиции.
Начался процесс становления лизингового сектора Таджикистана, для дальнейшего роста которого необходимо создание более благоприятного налогового режима.
Наблюдается динамичный рост лизингового сектора Казахстана: с 1 января 2004 года действует более прогрессивный режим налогообложения лизинговых операций, а в феврале 2004 года внесены изменения в Гражданский кодекс и Закон РК «О финансовом лизинге», сформировавшее в стране более прозрачное и эффективное законодательство, регулирующее лизинговые услуги. См схему №3
Благоприятное законодательство в четырех странах региона и благоприятный налоговый режим в трех странах привели в 2003 году к следующим результатам:
В Казахстане:
· наибольший объем лизинговых операций в регионе (85,2 млн.долл. США);
· 4-х кратный рост по сравнению с 2002 годом;
· 20 лизингодателей, работающих во всех регионах страны.
В Кыргызстане:
· 4 банка начали реализовывать первые лизинговые сделки;
· 3 микролизинговые компании уверенно финансируют проекты в отдаленных регионах страны;
· Финансовая компания по поддержке кредитных союзов профинансировала более чем 120 лизинговых сделок.
В Таджикистане:
· 2 банка финансируют лизинговые операции;
· 2 банка приступили к разработке схем реализации лизинговых операций.
В Узбекистане:
· наибольшее количество лизинговых сделок в регионе (более 2800);
· 5-и кратный рост банковского лизинга;
· 4-х кратный рост международного лизинга;
· 23 лизингодателя, работающих во всех регионах страны.
Проект по развитию лизинга в Центральной Азии провел ежегодное исследование рынка лизинга в регионе на основе результатов анкетирования основных лизингодателей. В связи с тем, что в странах региона не ведется отдельная статистика по основным средствам, полученным в финансовую аренду (лизинг), сбор информации о лизинговых операциях предприятий, для которых лизинг не является основным видом деятельности, сильно затруднен. По этим же причинам в анализе использована не полная информация по международному лизингу. См схему №4
·
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются:
· инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество;
· лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;
· часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;
· лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в кредит оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими;
· для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование; так как платежи по лизингу не привязаны к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет дело с ускоренной амортизацией имущества;
· лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;
· лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;
· производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции, так как ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям своевременно обновлять технологическую систему.
При наличии у предприятия альтернативы – взять кредит на покупку оборудования или приобрести это оборудование на определенное время по договору лизинга – ее выбор необходимо осуществлять на основе результатов финансового анализа (см приложение 3, таб. 2). Во всяком случае, лизинг становится практически безальтернативным вариантом, когда:
· предприятие-поставщик испытывает трудности со сбытом своей продукции, а предприятие – будущий лизингополучатель не имеет в достаточном объеме собственных средств и не может взять кредит для приобретения нужного ему оборудования;
· предприниматель только начинает собственное дело (что часто имеет место в малом предпринимательстве).
Вместе с тем лизингу присущ и ряд негативных сторон. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования (особенно, если договор лизинга заключается не на полный срок его амортизации), а для лизингополучателя стоимость лизинга выходит более высокой, чем цена покупки оборудования. Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода из строя оборудования, платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования.
Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, нужно создавать условия, при которых они стремились бы развивать лизинговые отношения. Для этого необходимо хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РК и являющимися объектами международного финансового лизинга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8