4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод.
Основания применения мер. Согласно положениям общей теории права основания применения мер государственного принуждения заключают в себе фактическую и юридическую стороны. Фактическим основанием применения той или иной меры является реальное наступление предусмотренных соответствующим законом обстоятельств, например, нарушение установленных запретов и т.п. Правовым (юридическим) основанием является наличие законодательной нормы, непосредственно предусматривающей возможность (допустимость) применения меры воздействия в связи с совершением данного конкретного деяния[3].
В соответствии с этим основаниями применения административно-обеспечительных мер являются, во-первых, совершение административного правонарушения (проступка), а в ряде случаев - наличие данных, свидетельствующих о возможном совершении конкретным лицом такого деяния (т.е. предположение о правонарушении). Во-вторых, наличие нормы закона, прямо предусматривающей возможность применения этих мер в связи с совершением данного конкретного правонарушения. Из этого следует, что, принимая решение о применении той или иной меры административного воздействия, сотрудник милиции должен прежде всего установить факт совершения данным лицом противоправного деяния или наличие данных, позволяющих предполагать это, определить его характер - является ли оно административным проступком, преступлением или деянием иного рода. Далее, правоприменитель должен выяснить, имеется ли норма закона, которая прямо предусматривает применение мер воздействия в связи с совершением данного правонарушения.
Цели применения рассматриваемых мер закреплены непосредственно в Законе. К ним относятся: пресечение административных правонарушений, составление протоколов, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел, обеспечение исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. При применении той или иной меры может реализовываться как вся совокупность целей, так и отдельные из них.
Помимо оснований и целей в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрен еще ряд дополнительных условий, которые также должны соблюдаться при производстве рассматриваемых мер. Так, их применение в целях пресечения административных правонарушений допустимо лишь в тех случаях, когда исчерпаны другие меры воздействия, а в целях составления протокола об административном правонарушении - только при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным.
Таким образом, при решении вопроса о возможности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях необходимо учитывать установленные законом основания, цели и условия применения данных мер. Только наличие всех предусмотренных законом обстоятельств позволяет решить этот вопрос положительно.
3. Место рассматриваемых мер в системе мер административного принуждения и их роль в административной практике
Меры административного принуждения, взятые в единстве и взаимосвязях друг с другом, образуют целостную систему, состоящую из нескольких обособленных групп (видов). Административно-правовой наукой в начале 1960-х годов была разработана классификация этих мер, в основу которой был положен способ охраны общественного порядка. В соответствии с этим выделялись три группы: административно-предупредительные, меры административного пресечения и административные взыскания. Такая классификация была поддержана многими учеными-административистами.
Развитие правоприменительной практики и совершенствование административного законодательства не могли не отразиться на характере и содержании мер административного воздействия, что, в свою очередь, вызвало видоизменение их системы. Некоторые меры выходят за рамки упомянутой трехчленной классификации, приобретая закрепленные в законе обеспечительные свойства.
В рамках настоящей работы можно лишь в общих чертах наметить подход к классификации мер административного воздействия, положив в ее основу такие их признаки, как социальное назначение и функциональные особенности.
Социальное назначение выражает общую социально-правовую направленность этих мер. Оно обусловлено своеобразием административно-правовой охраны общественного порядка, которая включает в себя деятельность, направленную, во-первых, на борьбу с конкретными административными правонарушениями и, во-вторых, на защиту данной сферы общественных отношений от любых посягательств[4], независимо от их отраслевого характера, т.е. как административных, так и уголовных.
Второй из названных признаков выражается в специфических особенностях содержания данных мер, предопределяемых выполняемыми ими функциями и той ролью, которую они играют в решении конкретных задач правоохранительной деятельности. К ним относятся предупреждение правонарушений, их пресечение, установление всех обстоятельств дела, привлечение виновных к ответственности и другие.
Соединение двух рассмотренных признаков позволяет выделить четыре группы мер: административно-предупредительные меры, административно-пресекающего характера, меры административной ответственности и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
К первой группе относятся: официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения, изъятие огнестрельного оружия у лиц, систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, психически больных, таможенный досмотр, досмотр ручной клади и багажа, а также личный досмотр пассажиров в аэропортах и некоторые иные. Их общей целью является предупреждение различного рода деяний, опасных для жизни и здоровья людей, для интересов общества в целом. Они не связаны с совершением конкретных правонарушений.
Ко второй группе относятся: требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия и т.д. Их целью является прекращение любых посягательств на установленный правопорядок независимо от характера деяния, которое может быть и преступлением и административным проступком или только содержащим признаки общественно опасного деяния, но не влекущим юридической ответственности (например, если лицо, совершившее его, не достигло 16-летнего возраста).
В третью группу входят закрепленные в Кодексе административные наказания. Их общим целевым назначением является реализация административной ответственности в связи с совершением конкретного административного правонарушения.
Главная цель четвертой группы мер - обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, т.е. создание необходимых условий для пресечения данных правонарушений, установление виновных лиц, всех обстоятельств дела, рассмотрения дела и исполнения постановления по делу.
Меры, входящие в каждый из рассмотренных видов, обладают своеобразием и отличаются от мер другого вида по многим параметрам, включая основания и условия применения, порядок их производства и т.п. Необходимо отметить, что отдельные меры могут относиться к различным группам. Так административное задержание может применяться как в качестве меры пресечения, так и в качестве меры административно-процессуального обеспечения.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях как самостоятельный вид мер административного воздействия имеют одну важную особенность. Выполняя обеспечительную функцию, каждая из них направлена, кроме того, на реализацию еще некоторых, в рамках этой общей, специальных функций. Например, выявление и пресечение совершаемых административных правонарушений (изъятие предметов мелкого хищения), обеспечение исполнения назначенных наказаний (изъятие водительских удостоверений при совершении нарушений Правил дорожного движения, за которые может быть назначено наказание в виде лишения права управления транспортным средством) и т.д.
Отмеченная многофункциональность административно-обеспечительных мер предопределяет универсальный характер этих мер, возможность широкого их использования в правоохранительной деятельности. Так, досмотр и изъятие на контрольно-пропускных пунктах позволяет пресекать до 75% мелких хищений чужого имущества, выявляемых на объектах, охраняемых вневедомственной охраной. Досмотр и изъятие играют немаловажную роль в борьбе с преступлениями. В частности, в предупреждении преступлений, совершаемых с использованием незарегистрированного огнестрельного оружия. Доля таких преступлений составляет в отдельных регионах 60-70% от общего числа преступлений с применением огнестрельного оружия. В процессе обеспечения правил приобретения, хранения и регистрации огнестрельного оружия осуществляется выявление и изъятие незарегистрированного оружия. Их доля составляет около 60% от общего количества изымаемого ежегодно.
И все же главную роль рассматриваемые меры играют в деле борьбы с административными правонарушениями, в привлечении виновных к административной ответственности. С помощью этих мер обеспечивается составление протоколов о правонарушениях, установление личности нарушителя, иных обстоятельств дела, а также исполнение назначенных наказаний. Так, с помощью доставления и административного задержания обеспечивается установление личности нарушителя, его места жительства, работы и иные данные. Досмотр и изъятие позволяют выявить правонарушение, определить его характер (который может зависеть от размера похищенного). Изъятие документов, например, водительского удостоверения в связи с совершением нарушения Правил дорожного движения, за которые установлено наказание в виде лишения права управления транспортным средством, позволяет обеспечить исполнение данного наказания. Проведенное исследование показало, что именно эта важная функция данных мер не воспринята пока практикой должным образом. Многие практические работники отмечают прежде всего пресекательный или предупредительный характер этих мер и недостаточно активно используют их обеспечительные свойства, ценность которых значительно возрастает в связи с повышением роли административной практики и ее большим, постоянно растущим удельным весом в осуществлении охраны правопорядка.
Глава II. Особенности применения сотрудниками милиции мер процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков
1. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков
Сейчас и в обозримом будущем принуждение необходимо для охраны правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. Это хотя и не главный, но важный и необходимый метод воздействия в административном процессе в целом и в производстве по делам об административных правонарушениях в частности. Д.Н. Бахрах предполагает существование в обществе различных видов принуждения. По объекту воздействия различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личность, ее имущество. Примерами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций. Деление это в значительной степени условно, так как нередко эти способы влияния на граждан и организации сочетаются.