Принудительные меры могут применяться как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам права.
По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Видами нелегального являются агрессия других государств, завоевания, внешнее насилие. Внутри страны источниками насилия могут быть преступность, охлократия (власть толпы, самосуд), бандократия (власть полулегальных формирований, например, мафии). Источником насилия внутри страны нередко являются злоупотребления ее властных структур, некомпетентность, халатность должностных лиц, то есть административный произвол. Из умозаключений Д.Н. Бахраха можно сделать вывод, что юридическая наука изучает правовое принуждение, которое возникает в результате спора между сторонами, то есть в административном процессе.
Д.Н. Бахрах полагает, что административный процесс стоит в одном ряду с такими юридическими процессами, как уголовный, гражданский, законодательный, бюджетный.
Как юридический процесс это вид управленческой (исполнительной) деятельности, которому присущи следующие особенности. Административный процесс:
а) представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти. Таковыми являются и судьи (когда они рассматривают дела об административных проступках);
б) направлен на решение определенных управленческих дел, достижение юридических результатов;
в) урегулирован нормами административного права.
Конкретизируя содержание решаемых исполнительной властью дел, учитывая субъектов деятельности, каждую из трех названных разновидностей административного процесса можно разбить на более мелкие части - производства. Производство по делам об административных правонарушениях, будучи составной частью административного процесса, отличается от других административных производств главным образом содержанием решаемых дел, о чем прямо говорится в его названии.
Производство по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков представляет собой урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов и их должностных лиц, связанную с разрешением индивидуальных дел в сфере незаконного оборота наркотиков.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает составы административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, анализируя которые, можно выделить виды производств по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков:
1. По содержанию стадий:
ускоренное,
полное.
Ускоренное производство по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков - это упорядоченное производство, связанное с вынесением постановления по делу об административном правонарушении в случае отказа в возбуждении уголовного дела, либо в случае прекращения уголовного дела при малозначительности, если есть признаки административного правонарушения.
Стадии возбуждения производства и расследования в данном случае отсутствуют, так как уже производилось дознание, установлены правонарушители и собраны необходимые доказательства.
Ускоренное производство, в свою очередь, можно разделить на неочевидное и явное. В первом случае возбужденное уголовное дело прекращается за отсутствием состава преступления по результатам производства отдельных процессуальных действий "экспертиза наркотических средств". Явное ускоренное производство предполагает вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, если в совершенном деянии очевидные признаки административного правонарушения.
Полное производство по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков предполагает наличие всех стадий. Возбуждается данное производство при наличии признаков административного правонарушения.
Необходимо отметить большую распространенность ускоренного производства, так как процессуально проще переквалифицировать деяние из уголовно-наказуемого в разряд административных дел, нежели производить дополнительное уголовное расследование.
2. По особенностям производства:
отдельные процессуальные институты употребления наркотиков, им соответствуют статьи:
Ст.6.9. - Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
Ст. 20.20. - Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
Ст. 20.21. - Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
Ст. 20.22. - Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах,
отдельные процессуальные институты распространения наркотиков:
Ст.6.8. - Незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов;
Ст.10.4. - Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и конопли;
Ст.10.5. - Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и дикорастущей конопли;
отдельные процессуальные институты информационной пропаганды наркотиков.
Ст.6.13. - Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.
2. Характеристика отдельных мер процессуального обеспеченияв производстве по делам об административных правонарушениях
Производство по указанным категориям дел предполагает применение большого перечня принудительных мер. К ним относят административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, административные наказания и меры административно-процессуального обеспечения.
В целях обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков комплексно могут применяться такие меры процессуального обеспечения как доставление, административное задержание, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, изъятие вещей, личный досмотр и досмотр вещей, производство экспертизы и другие.
В соответствии со статьей 27.2. под доставлением понимается принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
По действующему законодательству общим основанием доставления нарушителя служит наличие объективных данных о факте совершения административного проступка (при наличии норм права, прямо предусматривающих возможность применения данной меры в связи с конкретным правонарушением и обоснованного предположения о его совершении именно тем лицом, в отношении которого эта мера будет производиться).
Дополнительные основания доставления нарушителей, как и общее основание производства этой меры - установление факта правонарушения, влекущего возможность применения административного воздействия в отношении конкретного лица, вытекают из гипотез административно-правовых и являются обязательными обстоятельствами, подлежащими учету правоприменителями при определении правомерности и обоснованности своих действий в различных ситуациях.
К этим обстоятельствам относятся:
1. Невозможность установления личности на месте нарушения, что по смыслу закона в основном связано с отсутствием у правонарушителя документов, удостоверяющих личность, или свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем.
При наличии оснований для составления протокола уполномоченные должностные лица должны принять меры к установлению личности виновного (проверить документы, а при их отсутствии убедиться иным способом в правильности названных нарушителем данных) и оформлению материалов.
2. Невозможность составить протокол на месте нарушения (ввиду, например, возникшей потребности в установлении вида и количества наркотического вещества) в случаях, когда составление протокола является обязательным. Это основание может учитываться как самостоятельно, так и в совокупности с отсутствием возможности установления личности нарушителя.
3. Отказ нарушителя подчиниться законным требованиям или распоряжениям представителей государственных органов о прекращении административного проступка. Здесь следует иметь в виду, что его доставление возможно лишь тогда, когда исчерпаны все другие меры для пресечения правонарушения.
Рассматриваемое основание в связи с его повышенной общественной опасностью применяется самостоятельно, особенно при совершении правонарушений, предусмотренных:
Ст.6.9. - Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
Ст. 20.20. - Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
Ст.6.8. - Незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов.
Сроки доставления в законе с достаточной точностью не определены. Общая норма гласит, что доставление производится в возможно короткий срок, длительность которого может зависеть от различных обстоятельств: характеристики района (городская и сельская местность); расположения установленных законом мест доставления; технической оснащенности органов, правомочных осуществлять доставление; времени суток; соотношения сил представителей компетентных органов и нарушителей на месте нарушения и т.д. Как показывает изучение практики, этот срок может быть довольно продолжительным, однако во всех случаях сотрудники органов внутренних дел применительно к особенностям местных условий обязаны стремиться произвести доставления в максимально сжатые сроки.
3. Тактика доставления лиц, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков
Поскольку при доставлении лиц, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, сотрудникам органов внутренних дел предоставлено право самостоятельного принятия решения о применении этого вида меры принуждения, то его производство требует оперативной оценки складывающейся ситуации. Ошибки при выборе наиболее целесообразных в каждом конкретном случае решений нередко бывают вызваны слабой юридической подготовкой ряда сотрудников и их недостаточной тактической грамотностью.
Доставлению свойственны конкретные тактические приемы его осуществления, связанные в основном с разбирательством на месте нарушения, проверкой документов нарушителя, обеспечением безопасности работников милиции и окружающих при его доставлении, использованием транспортных средств.
Так, например, приступая к действиям по разбирательству с правонарушителем, сотрудник милиции должен в вежливой форме представиться, кратко и ясно объяснить нарушителю, в чем заключается совершенный им проступок, объяснить свое решение о составлении протокола, доставлении в ОВД. Эти разъяснения должны быть сделаны со ссылкой на соответствующие нормативные акты, понятны не только задерживаемому, но и окружающим. Нарушителю следует предоставить возможность дать объяснения по поводу его действий, избегая длительных полемических разговоров, а также рассуждений на темы, не имеющие отношения к совершенному им нарушению. При этом недопустим высокомерный тон, несправедливые упреки и нравоучения, реплики, выражающие неуважение к собеседнику, угрозы и т.п. Обращаться к нарушителю необходимо на "Вы", "товарищ", "гражданин".