Местное самоуправление как форма местной публичной власти

Местное самоуправление как форма местной публичной власти

Министерство образования Российской Федерации

 

Поморский государственный университет

им. М.В. Ломоносова

 

 

Факультет управления





 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по основам муниципального управления

 

Тема: "Местное самоуправление как форма местной публичной власти"

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 4 курса, отделения государственное и муниципальное управление

Бусин Алексей Михайлович


Научный руководитель

Константинов

Александр Сергеевич

кандидат исторических наук, доцент







 

Архангельск 2003

Содержание

Введение. 3

1 Местное самоуправление как форма местной публичной власти. 6

1.1 Основные понятия. 6

1.2 Становление местного самоуправления. 8

1.3 Организация власти на местах. 11

1.4 Ответственность местного самоуправления. 13

1.4.1 Ответственность перед населением. 14

1.4.2 Ответственность перед государством. 15

1.4.2 Ответственность перед физическими и юридическими лицами. 16

2 Местное самоуправление в Архангельской области. 17

2.1 Состояние местного самоуправления в области. 17

2.2 Организация местной власти в г. Архангельске. 19

2.2.1 Основные положения и вопросы ведения. 20

2.2.2 Финансово-экономическая основа местного самоуправления. 22

2.2.3 Органы и должностные лица местного самоуправления. 23

2.2.4 Ответственность местного самоуправления. 26

2.3 «Плюсы» и «минусы» местного самоуправления. 28

2.4 Пути решения существующих проблем. 29

Заключение. 30

Список использованной литературы.. 32


Введение


«В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление» (Конституция РФ, ст. 12)[1]. В данной статье также говорится, что местное самоуправление не является частью системы государственной власти и «в пределах своих полномочий» самостоятельно.

Таким образом, видно, что местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в качестве объекта изучения ввиду того, что является вполне самостоятельной сферой. К тому же современное самоуправление в России находится на стадии становления. И этот процесс шёл на протяжении, по меньшей мере, десяти лет довольно динамично и продолжается сегодня.

Предметом данной курсовой работы является местное самоуправление как институт публичной власти на местах, его организация и функционирование.

Несмотря на десятилетний срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент Российской Федерации. В послании 2002 года Президент России В.В. Путин подчеркивает, что “в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления”[2]. Рассмотрение вопросов местного самоуправления актуально сегодня также в свете планируемой реформы местного самоуправления. Для организации местного самоуправления должны быть «единые правила, поскольку Россия - единая страна»[3], отметил Президент. Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что «должно быть учтено «все многообразие» регионов и территорий»[4]. Начать реформу предполагается 1 января 2006 года, «а при условии напряженной работы на местах – возможно, уже в 2005 году»[5]. К тому же, как заявляет РИА «Новости», «Владимир Путин считает, что реализация закона об общих принципах организации местного самоуправления должна быть начата в 2005 году»[6].

При рассмотрении актуальности темы данной курсовой работы нельзя не обратить внимание на конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления[7]:

1.     право осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы (ст. 3, 32, 130);

2.     право участвовать в референдумах, избирать и быть изб­ранными в органы местного самоуправления (ст. 32);

3.     право самостоятельно определять структуру органов мест­ного самоуправления (ст. 131);

4.     право на участие в решении вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст. 131);

5.     право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципаль­ной собственностью (ст. 130).

То есть здесь мы видим довольно широкий спектр конституционных прав граждан Российской Федерации, которые служат основой для законодательства в данной сфере. Это особенно показательно в рамках заявленного постперестроечными реформаторами курса к демократическому государству и гражданскому обществу.

Одной из задач данной работы является показать, какие же гарантии и ответственность со стороны органов и должностных лиц местного самоуправления существуют в отношении, в том числе, и населения муниципального образования.

Также среди задач курсовой работы можно выделить следующие:

1.     Ознакомиться с сутью понятия и явления местного самоуправления в целом;

2.     Дать общую характеристику местного самоуправления в России сегодня в историко-сравнительном аспекте;

3.     Ознакомиться с организацией местной власти на местах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.     Рассмотреть деятельность местной власти в Архангельской области, при этом выявить существенные недостатки системы местного самоуправления в области;

5.     Изучить организацию местного самоуправления муниципального образования "Город Архангельск" на основе его устава;

6.     Сформулировать пути решения имеющихся проблем, препятствующих эффективному функционированию местных властей города Архангельска (и других муниципальных образований области).

Целью данной курсовой работы является ознакомиться с деятельностью и организацией местной публичной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления.

При изучении темы курсовой работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены законы, обладающие различной юридической силой: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав муниципального образования «Город Архангельск», а также было использовано законодательство советского периода, ныне утратившее свое действие. Также среди источников Большая Советская Энциклопедия, позволившая «оттолкнуться» от понятий «самоуправление» и «местное самоуправление». Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и прочая аналитическая литература.

1 Местное самоуправление как форма местной публичной власти

1.1 Основные понятия


Основными понятиями данной работы являются понятия «местное самоуправление» и «публичная власть». Понятие «местное самоуправление» (самоуправление) встречается в разных источниках. Большая Советская Энциклопедия определяет самоуправление как «управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.)»[8]. Но в то же время здесь мы встречаем следующее определение понятия «местное самоуправление». Во-первых, оно рассматривается как «один из видов государственного управления на местах», а уже потом говорится, что при этом «население административно-территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленных государством». Действительно, в СССР как такового местного самоуправления в современном понимании, то есть самостоятельного, не было: оно было в системе строгой управленческой вертикали государственного управления. Отсюда и определение в Большой Советской Энциклопедии, отличное от встречаемых во многих других источниках, на которые сегодня целесообразно опираться. Например, в Конституции Российской Федерации (ст. 130) говорится, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения»[9].

Интересным является трактовка понятия местного самоуправления в Европейской хартии местного самоуправления (ст. 3). Здесь «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»[10]. Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления не предусматривает градацию вопросов ведения на вопросы местного значения и государственные дела. Скорее хартией определяется, что вопросы местного значения являются частью «государственных дел». В этом особенность понятия местного самоуправления, даваемого в настоящем документе. Отметим также, что Европейская хартия местного самоуправления «в свое время послужила ориентиром формирования национального законодательст­ва в этой сфере, включая и проблемы юридической защиты местного самоуправления»[11].

20 декабря 2001 года в Москве состоялось очередное заседание Сессии Конгресса муниципальных образований Российской Федерации. Председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый отметил, что «органы местного самоуправления входят в систему публичной власти»[12]. А также Большая Советская Энциклопедия среди основных признаков самоуправления называет «принадлежность публичной власти населению или избирателям соответствующей территории, членам общественной организации, коллектива»[13]. Вышесказанное свидетельствует о том, что понятия «местное самоуправление» и «публичная власть» не просто близкие, но и взаимосвязанные и – более того – «местное самоуправление» неотъемлемо от «политической власти».

1.2 Становление местного самоуправления


Местное самоуправление в России имеет давнюю историю. Земские учреждения существовали с середины XIX века. В их ведении находились управление имуществом, капиталами, денежными сборами и благотворительными заведениями земств, устройство и содержание земских зданий, путей сообщения, обеспечение продовольствием, развитие местной торговли и промышленности, попечительство народного образования и здравоохранения, воинское и гражданское управление. "Земским положением" (1864 г.) земская и городская власть была отделена от государственной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты