Рассмотрим полномочия и структуру органов местного самоуправления на примере г. Петрозаводска.
Представительный орган Петрозаводского городского округа - Петрозаводский городской Совет является постоянно действующим выборным, коллегиальным органом. [6]
К исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета относится:
- принятие Устава Петрозаводского городского округа и внесение в него изменений и дополнений;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах;
- принятие планов и программ развития Петрозаводского городского округа, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
- утверждение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
- принятие решения об удалении Главы Петрозаводского городского округа в отставку;
- принятие и изменение Регламента Петрозаводского городского Совета;
- утверждение программы приватизации муниципального имущества;
- принятие нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения на территории Петрозаводского городского округа в пределах, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия;
- утверждение схемы территориального планирования Петрозаводского городского округа, Генерального плана Петрозаводского городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, утверждение Правил землепользования и застройки Петрозаводского городского округа;
- установление порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условий и порядка выделения необходимых средств из местного бюджета;
- заслушивание и оценка ежегодных отчетов Главы Петрозаводского городского округа о результатах его деятельности, деятельности Администрации Петрозаводского городского округа, в том числе о решении вопросов, поставленных Петрозаводским городским Советом;
- контроль над деятельностью органов местного самоуправления, а также должностных лиц местного самоуправления, назначение на должность которых согласовано Петрозаводским городским Советом;
- избрание Председателя Петрозаводского городского Совета, заместителей Председателя Петрозаводского городского Совета и председателей постоянных комиссий и освобождение их от своих обязанностей;
- утверждение структуры Администрации Петрозаводского городского округа по представлению Главы Петрозаводского городского округа;
- утверждение структуры, штатного расписания аппарата Петрозаводского городского Совета;
- принятие решения о назначении местного референдума;
- утверждение положений о символах, наградах, почетных званиях Петрозаводского городского округа;
- досрочное прекращение полномочий депутатов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий Петрозаводского городского Совета и отзыва депутата избирателями;
- обобщение просьб и предложений избирателей и осуществление контроля над их исполнением;
- другие вопросы.
Основной организационно-правовой формой деятельности Петрозаводского городского Совета является сессия.
Глава Петрозаводского городского округа является высшим выборным должностным лицом Петрозаводского городского округа, избирается жителями Петрозаводского городского округа на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Глава Петрозаводского городского округа обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, осуществлению контрольных функций, за исключением отнесенных законодательством Российской Федерации, Республики Карелия и Уставом Петрозаводского городского округа к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета.
Исполнительно-распорядительный орган Петрозаводского городского округа - Администрация Петрозаводского городского округа.
Администрацией Петрозаводского городского округа руководит Глава Петрозаводского городского округа на принципах единоначалия.
К полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится:[7]
1) исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Петрозаводского городского Совета;
2) исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Петрозаводского городского округа федеральными законами и законами Республики Карелия, за исключением тех полномочии, исполнение которых отнесено Уставом Петрозаводского городского округа к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета;
3) разработка и организация реализации концепций, планов и программ развития округа, утвержденных Петрозаводским городским Советом;
4) разработка проекта местного бюджета;
5) исполнение местного бюджета;
6) контроль над использованием территорий и инфраструктуры округа;
7) управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством.
Структура Администрации Петрозаводского городского округа утверждается Петрозаводским городским Советом по представлению Главы Петрозаводского городского округа.
В структуру Администрации Петрозаводского городского округа входят:[8]
- Первый заместитель главы Администрации Петрозаводского городского округа;
- Комитет финансов. Руководитель комитета - заместитель главы Администрации Петрозаводского городского округа - председатель комитета финансов;
- Комитет экономического развития. Руководитель комитета - заместитель главы Администрации Петрозаводского городского округа - председатель комитета экономического развития;
- Комитет жилищно-коммунального хозяйства. Руководитель комитета - заместитель главы Администрации Петрозаводского городского округа - председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства;
- Комитет управления муниципальным имуществом и землепользования. Руководитель комитета - заместитель главы Администрации Петрозаводского городского округа - председатель комитета управления муниципальным имуществом и землепользования;
- Комитет образования, культуры, молодежной политики и спорта. Руководитель комитета - заместитель главы Администрации Петрозаводского городского округа - председатель комитета образования, культуры, молодежной политики и спорта;
- Комитет здравоохранения, экологии и социального развития. Руководитель комитета - заместитель главы Администрации Петрозаводского городского округа - председатель комитета здравоохранения, экологии и социального развития;
- Аппарат Администрации Петрозаводского городского округа. Руководитель - заместитель главы Администрации Петрозаводского городского округа – руководитель аппарата.
Для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов местного самоуправления с органами исполнительной власти Республики Карелия, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по дальнейшему развитию в Республике Карелия местного самоуправления, реализации национальных проектов при Главе Республики Карелия создан Совет республики (Совет глав муниципальных районов и городских округов, глав местных администраций муниципальных районов и городских округов Республики Карелия).
Совет является постоянно действующим совещательным органом. [9]
Таким образом, местное самоуправление в Республике Карелия функционирует в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством РК. Органы государственной власти республики в пределах своей компетенции обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Заключение
Формирование местного самоуправления в России является одной из самых приоритетных задач политической реформы. Это длительный и сложный процесс, требующий преодоления целого комплекса трудностей.
Карелия считается одним из тех регионов, где с самого начала реформы были предприняты активные меры для продвижения новых институтов власти на местах. В частности, региону удалось одному из первых в федерации разработать необходимые юридические документы, закрепить законодательно решения о закреплении территорий районов, округов, поселений.
Органы местного самоуправления в Республике Карелия действуют для организации жизни и управления многочисленными поселениями на всей ее территории. Органы городского или сельского самоуправления решают насущные проблемы граждан, проживающих в республике. Это организация медицинского обслуживания населения, обеспечение теплом, светом, чистой водой, организация охраны общественного порядка, решение проблем образования, культуры, спорта, содержание автомобильных дорог и транспортное обслуживание внутри поселений и между населенными пунктами республики, переработка отходов и многое другое. Очень важно, чтобы активное участие в управлении принимали не только люди, избранные в органы местного самоуправления, а все граждане. С целью активного вовлечения граждан в общественную жизнь и управление своей территорией создаются различные общественные и политические организации.
Местное самоуправление позволяет каждому человеку участвовать в управлении, чувствовать ответственность за то, что происходит вокруг него.
Местное самоуправление – это не застывшая система. В республике идет постоянная работа по совершенствованию законодательства и практики его применения, чтобы местное самоуправление было самой близкой для народа властью.
Список литературы
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Конституция Республики Карелия (Принята Законом РК от 24.12.93 г. N XII-22/604, ред. от 20.01.94 г.)
4. Закон Республики Карелия от 24.04.2007 № 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия".
5. Закон Республики Карелия от 18.07.2006 N 1019-ЗРК "Об условиях контракта с главой местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Карелия".
6. Закон Республики Карелия от 31.01.2005 N 851-ЗРК "О наименовании органов местного самоуправления в Республике Карелия".
7. Закон Республики Карелия от 1 декабря 2004 года N825-ЗРК "О муниципальных районах в Республике Карелия".
8. Закон Республики Карелия от 1 ноября 2004 года N813-ЗРК "О городских, сельских поселениях в Республике Карелия".
9.Закон Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия".
10. Закон Республики Карелия от 06.12.1994 N 24-ЗРК "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия".
11. Устав Петрозаводского городского округа. Принят решением Петрозаводского городского Совета от 08 октября 2009 года №26/34-675 (В редакции от 26.11.2009).
Литература
12. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 279 с.
13. Зотов В., Кротов Н. Реформа местного самоуправления: потребность в творческом подходе // Вопросы местного самоуправления. – 2008. - № 1. С. 33 – 36.
14. Сергеев А. А. Местное самоуправление в Российской Федерации.
Проблемы правового регулирования. – М.: Велби, 2008. – 462 с.
Электронный ресурс:
15. Официальный портал Республики Карелия // www.gov.karelia.ru;
16. Официальный сайт администрации Петрозаводского городского округа // www.petrozavodsk-mo.ru/petrozavodsk
[1] Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. - М.: ЮНИТИ, 2007. С. 52.
[2] [2] Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. - М.: ЮНИТИ, 2007. С.18.
[3] Сергеев А. А. Местное самоуправление в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования. – М.: Велби, 2008. С. 94.
[4] Официальный портал Республики Карелия // www.gov.karelia.ru
[5] Официальный портал Республики Карелия // www.gov.karelia.ru
[6] Устав Петрозаводского городского округа. Принят решением Петрозаводского городского Совета от 08 октября 2009 года №26/34-675 (В редакции от 26.11.2009) // www.petrozavodsk-mo.ru/petrozavodsk
[7] [7] Устав Петрозаводского городского округа. Принят решением Петрозаводского городского Совета от 08 октября 2009 года №26/34-675 (В редакции от 26.11.2009) // www.petrozavodsk-mo.ru/petrozavodsk
[8] Устав Петрозаводского городского округа. Принят решением Петрозаводского городского Совета от 08 октября 2009 года №26/34-675 (В редакции от 26.11.2009) // www.petrozavodsk-mo.ru/petrozavodsk
[9] Зотов В., Кротов Н. Реформа местного самоуправления: потребность в творческом подходе // Вопросы местного самоуправления. – 2008. - № 1. С. 35.