Местное самоуправление. История и структура власти в г. Ростове-на-Дону

Структура и полномочия органов власти в 50–60 годы определялась Конституциями СССР и РСФСР, рядом законодательных актов, регламентировавших их деятельность. Глава VIII Конституции СССР «Местные органы государственной власти» включала 8 статей, касающихся представительной, исполнительной и распорядительной ветвей власти. Конституция провозглашала Советы депутатов трудящихся органами государственной власти в краях, областях, округах, районах, городах и селах. Исполнительными и распорядительными органами власти являлись избираемые Советами исполнительные комитеты.

В 1977 году впервые конституционно закреплялся реально существовавший все годы советской власти приоритет КПСС и ее органов. Статья 6 Конституции СССР декларировала, что «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром ее политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС». То есть, оболванивание народа коммунистическими идеями, происходившее последние 60 лет, было возведено в ранг основного Закона государства.

Решать многочисленные проблемы, обеспечивающие основные проблемы мегаполиса, пришлось как представителям новой власти, так и представителям прежнего партийного руководства. Последним из партийных городских руководителей был Ю.А. Семенов (до 23.08.91 г.).

Городские советы народных депутатов все еще работали в режиме обсуждения-одобрения политических задач, проведения на местах партийно-государственной политики. Решая через свои исполкомы задачи местного значения, занимаясь конкретной деятельностью (надо отдать им должное), они немало сделали для обустройства своих территорий. В эти годы председателями Ростовского городского Совета народных депутатов работали: Желнин, Мушенко, Иванченко, Зоренко, Чуб, Анпилогов.

С изменением в 1990 году социально-экономической политики в стране совершенствуется механизм организации работы Советов. В центре внимания Облсовета – работа постоянных комиссий, в рамках Облсовета.

С 1990 по 1993 гг. советы выступали в роли основного звена местного управления, являясь одновременно и органами местного самоуправления, и органами государственной власти на местах. По Закону РСФСР 1990 года «Об общих принципах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» местные советы принимали законодательные акты, регулирующие бюджетные, кредитные, налоговые, земельные, трудовые отношения и т.д.

В 1991 году Указом Президента РФ вводятся должности глав администраций, и главой областной администрации назначается Владимир Федорович Чуб, а мэром Ростова-на-Дону – Юрий Борисович Погребщиков, проработавший на этом посту до июня 1993 года. В июне 1993 года главой администрации города Ростова-на-Дону назначается Михаил Анатольевич Чернышев.

Высшим выборным должностным лицом муниципального образования, организующим деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, в соответствии с Уставом города Ростова-на-Дону является мэр города.

Представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы всего населения и принимать от его имени обязательные для муниципального образования решения, является городская Дума (22 депутата). Мэр города входит в состав городской Думы и председательствует на ее заседаниях.

Исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления является Администрация города, которую возглавляет мэр города, определяющий структуру, штат администрации и схему управления городом.

22 декабря 1996 года в столице Донского края впервые прошли выборы мэра города. За М.А. Чернышева проголосовало 198.513 ростовчан, что составило 78.4% всех голосовавших.

Комплексное развитие донской столицы и качество жизни горожан в XXI веке в значительной мере будут определяться эффективностью системы управления городом. Многовековой исторический опыт подсказывает, что наилучший шанс для выхода из кризисных ситуаций и последующего развития имеют крупные города, сумевшие сформировать собственную, с учетом местных особенностей, систему управления. В современных условиях городское самоуправление, как качественно новая для России форма осуществления публичной власти, укореняется и получает дальнейшее развитие не только на основе политических решений федерального центра, но, прежде всего через законодательные и иные инициативы муниципальных образований российских регионов.

Городское самоуправление сегодня – не только административно-управленческая, организационно-техническая проблема оптимизации руководства городским хозяйством, но и важное направление политической реформы по децентрализации власти и формированию нового фундамента российской демократической государственности.

Основные направления деятельности городской власти определены Уставом города, принятым решением Ростовской-на-Дону городской Думы №211 от 9 апреля 1996 года, с изменениями, внесенными в 1997–1998 г. г. Именно Устав города определяет, какие органы составляют местную систему управления, как эти органы формируются, какова их компетенция. Эти положения и закрепляет Устав города Ростова-на-Дону, принятый на базе и в развитие Федерального закона 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Устав города Ростова-на-Дону стал основным местным законом ростовчан, своеобразной «ростовской конституцией», гарантирующей горожанам права и свободы, законность и справедливость, основанные на демократической организации городской жизни, на принципах самоуправления, эффективном взаимодействии представительной и исполнительной ветвей власти.

Значительное место в Уставе отведено механизму осуществления самоуправления городским сообществом, поскольку без прямых, непосредственных форм волеизъявления граждан (референдумов, выборов, опросов общественного мнения и др.) развитие местного самоуправления невозможно.

Эффективное управление такой сложной системой как муниципальное образование предполагает согласованное функционирование и взаимодействие всех звеньев структуры городского самоуправления, для чего в Уставе города, с одной стороны, закреплены реальные возможности непосредственных и представительных полномочий населения, а с другой – провозглашается принцип единоначалия в руководстве городом на базе профессионализма и персональной ответственности при решении местных вопросов.

В системе местного самоуправления, закрепленной ростовским Уставом, избранный мэр города (глава муниципального образования) является высшим выборным должностным лицом и входит в состав городской Думы, председательствует на ее заседаниях, будучи одновременно руководителем исполнительного органа (администрация города). Таким образом, в основу статуса мэра города положено сочетание представительных и исполнительных полномочий, что позволяет обеспечивать баланс интересов в механизме муниципальной власти.

Умение мэра города М.А. Чернышева обсуждать любое предложение, прислушиваться, уважительно относиться к мнению депутатов, видеть в них не противников, а своих соратников в общем нелегком труде способствовало максимальной открытости во взаимодействии представительной и исполнительной ветвей власти, достижению понимания и единой позиции при обсуждении и принятия решений по социально значимым для жизни города вопросам.

Разумный подход к соединению усилий двух ветвей власти в руководстве городом позволил избежать противостояния представительных и исполнительных органов, сделать местную власть полностью ответственной перед населением.

В городе, как в сложной социально-экономической системе, действует муниципальная власть со всей структурой управления и городской инфраструктурой жизнеобеспечения населения. Важнейшая задача этой власти – формирование системы самоуправления, основанной на балансе интересов социальных, профессиональных, национально-этнических, социально-демографических и других групп населения. Такой баланс достигается равнозначимым распределением полномочий между основными субъектами муниципальной власти – городской Думой, мэром и администрацией города.

Круг полномочий городской Думы определяется в Уставе города Ростова-на-Дону с учетом ее функционального назначения как выборного представительного органа местного самоуправления и включает нормотворческие, контрольные и другие функции. К исключительной компетенции городской Думы относится принятие: Устава города, общеобязательных правил, местного бюджета и контроль над ходом его выполнения, планов и программ развития муниципального образования, а также установление местных налогов и сборов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью мэра и администрации города.

В структуре власти города особое место занимают восемь административных районов. Городским Уставом закреплен статус администраций районов как территориальных исполнительно-распорядительных органов городского самоуправления.

Каждый орган местного самоуправления (как городская, так и районные администрации) имеет свое поле деятельности, воздействует на определенные виды общественных отношений в соответствии со своей компетенцией, что также регулируется Уставом города.

За последние годы в России сформировалась новая система региональных, межрегиональных, всероссийских и международных союзов и ассоциаций муниципальных образований.

В сотрудничестве с Союзом Российских городов усилия направлены на совершенствование и укрепление основ местного самоуправления, воздействие на проводимую государственную политику и, прежде всего, – на создание организационно-правового механизма, обеспечивающего конституционные гарантии муниципальным образованиям. Администрация города активно участвует в работе Международной Ассамблеи столиц и крупных городов СНГ.

В расширении и развитии внешнеэкономических связей Ростова-на-Дону с зарубежными партнерами огромную роль сыграло движение породненных городов, которое и у прежних, и у ныне действующих городских властей находило существенную поддержку.

Ростов-на-Дону производит мощные вертолеты, сельхозмашины, подшипники, часы, строительные материалы, химическую продукцию, мебель, обои, посуду, разнообразные пищевые товары, готовую одежду, обувь, трикотаж и многие другие товары. Активно развивается малый и средний бизнес, промышленность, транспорт.

Важнейшей задачей городской власти стало формирование концепции инвестиционной политики, направленной на стимулирование крупных инвесторов, обеспечение им гарантий от некоммерческих рисков, на создание необходимой инфраструктуры и принятие других мер по поддержке инвестиционной деятельности. В реализации данной концепции органы местного самоуправления оказывают поддержку предприятиям в реализации инвестиционных программ города, участвуя в долевом финансировании проектов и обеспечивая максимальную диверсификацию рисков. В инвестиционной политике города важную роль играет Ростовская Торгово-промышленная Палата, при содействии которой готовятся нормативные акты органов местного самоуправления, осуществляется сертификация продукции, привлекаются инвесторы, проводится экспертиза инвестиционных проектов, организуются выставки, семинары и встречи потенциальных инвесторов с предпринимателями города. Такие целенаправленные усилия администрации города сказались на росте объемов производства.



Литература


1. Б.В. Украинцев, «Что есть имя твое, Ростов?», Издание журнала «Дон», 1998 г.

2. С. Швецов, «В старом Ростове», Ростовское книжное издательство, 1971 г.

3. А.И. Агафонов, «История Донского края», Издательство «Приазовский край», Ростов-на-Дону, 2001 г.

4. Е.М. Шепелев, «Современный город», Издательство «Малыш», Ростов-на-Дону, 1999 г.

5. Юсов С.В., Куценко Т.П., «Город и власть», Ростов-на-Дону, 2000 г.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты