Признав необходимым проведение экспертизы, следователь, дознаватель выносят об этом постановление, которое является единственным процессуальным основанием для проведения экспертизы по уголовному делу. Замена его какими бы то ни было другими документами недопустима.
В постановлении указываются основания назначения экспертизы; фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором она должна проводиться; обстоятельства дела, имеющие отношение к экспертизе; вопросы, поставленные перед экспертом; какие материалы предоставлены в распоряжение эксперта[7].
Постановление о назначении экспертизы объявляется под расписку подозреваемому, обвиняемому, их законным представителям и защитникам, а также подвергаемым экспертизе свидетелю и потерпевшему. Одновременно им разъясняются их права, предусмотренные статьей 229 УПК. Удовлетворяя заявленные ходатайства, следователь, дознаватель изменяют или дополняют свое постановление о назначении экспертизы, а в случае несогласия с ними — выносят мотивированное постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, которые под расписку объявляются лицу, заявившему ходатайство.
Очень важным моментом в назначении экспертизы является выбор вида экспертизы, надлежащего эксперта, очередности экспертных исследований одного и того же объекта. Допущенные при этом ошибки могут повлечь утрату доказательства, повреждение или уничтожение объекта экспертного исследования, необходимость повторной экспертизы и другие отрицательные последствия [21].
Как правило, экспертизу проводят эксперты, работающие в экспертном учреждении. В этом случае эксперт или группа экспертов определяются руководителем экспертного учреждения, который, поручая проведение экспертизы, разъясняет эксперту его права и обязанности, предусмотренные ст. 61 УПК, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, отказ либо уклонение от исполнения возложенных на него обязанностей, о чём берёт у него подписку, которая вместе с заключением направляется следователю, дознавателю.
Вместе с тем в случае отсутствия экспертных учреждений в той или иной отрасли знаний следователь, дознаватель, придя к выводу о необходимости экспертного исследования, определяют лицо, обладающее соответствующими познаниями, удостоверяются в его личности, специальности, образовании, компетентности, выясняют его отношения с обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим и лицом, подвергаемым экспертизе, и проверяют, нет ли оснований для отвода.
Если оснований для отвода не выявлено, следователь, дознаватель выполняют те же действия, что и руководитель экспертного учреждения, по разъяснению прав и обязанностей эксперта, по предупреждению его об уголовной ответственности по ст. 401, 402 УК.
Направляя эксперту постановление о назначении экспертизы, следователь, дознаватель одновременно прилагают к нему материалы уголовного дела, относящиеся к предмету экспертного исследования, предметы, документы. Если объектом исследования являются подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель (например, в целях установления их психического или иного болезненного состояния), следователь, дознаватель обеспечивают их присутствие на экспертизе. Необходимым атрибутом экспертного исследования нередко являются образцы для сравнительного исследования, которые направляются эксперту вместе со всеми другими материалами.
Личный обыск при задержании. Личный обыск производится немедленно при задержании преступника. Личный обыск необходим для того, чтобы лишить преступника средств нападения или самоубийства путем изъятия у него всего того, что может служить ему орудием (бритва, нож, пистолет, табак, порошки, яды и т. п.).
Личный обыск проводится с целью отыскания орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, других предметов и документов, могущих иметь значение для дела. Это следственное действие предполагает правомерное ограничение телесной неприкосновенности личности и, как правило, сопряжено с применением принуждения. Само требование следователя о выдаче скрываемых предметов и документов носит принудительный характер. Оно воздействует на психику лица, побуждая его вопреки своей воле предоставить в распоряжение следователя отыскиваемые им предметы. Если же такого психического воздействия недостаточно, то допустимо применение физического принуждения для отыскания и изъятия скрываемых предметов [7].
При наличии согласия на выдачу вещи это следственное действие проводится не принудительно, а на основе добровольности (ч. 2 ст. 212 УПК). Несомненно, что сам факт выдачи вещи по требованию следователя указывает на добровольный характер выемки. Юридически важно зафиксировать, сам ли субъект выдал отыскиваемую вещь, или ее пришлось отобрать силой.
В случаях, когда лицо подлежит задержанию возникает необходимость в одновременном проведении и личного обыска для изъятия у задержанного документов, удостоверяющих личность, оружия, вещественных доказательств. Задержание служит пресечению преступлений.
Личный обыск подозреваемого при задержании делается без вынесения постановления о производстве обыска. Результаты личного обыска отражаются в протоколе задержания. Личный обыск подозреваемого делается должностным лицом одного с ним пола. Личный обыск проводится без участия понятых, но если следователь или дознаватель считают необходимым их участие, то допускается не менее двух понятых того же пола. Если в личном обыске участвует специалист, он обязан быть того же пола, что и подозреваемый (ст. 202, 211 УПК).
Личный обыск, в свою очередь, делится на обыск одежды, носимых вещей и на обыск тела. Обыск одежды должен быть очень тщательным. Обыску подлежит вся без исключения одежда, начиная от головного убора и кончая ботинками. В головном уборе, следует обратить внимание на подкладку и клеенчатую часть, а также пощупать или вспороть то место, куда нашивается марка ателье или фабрики. Следует просмотреть и козырек, так как между его составными частями может быть скрыт искомый документ. При осмотре одежды внимательному исследованию подлежат углы пиджака, подкладка, швы, заплаты. Подозрительные участки одежды прощупываются, прокалываются и, наконец, распарываются. Серьезное внимание следует обращать на воротнички под костюм, воротники пальто и пр.[2]
Самому тщательному осмотру подвергаются найденные у преступника различные предметы: папиросы или курительная трубка, спички, часы, портсигар и т. п.
При обыске тела внимательному осмотру, при участии врача, подлежат все естественные отверстия человека. Рекомендуется обыскиваемой женщине расчесать волосы (обыск тела производит лицо того же пола, что и обыскиваемый). Объем личного обыска определяется характером дела и теми предметами, какие предполагает обнаружить у обыскиваемого следователь.
Объяснения граждан и должностных лиц. В качестве одного из процессуальных средств проверки сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела возможно получение объяснений от граждан и должностных лиц. При этом законодатель не регламентирует порядок производства названного проверочного действия. Получение объяснений – это получение информации из ответов на вопросы в ходе разговора с лицом, которому могут быть известны фактические данные об исследуемом событии либо причастных к нему лицах. Объяснения граждан это фактически тот же допрос, но юридически это не допрос, а "беседа", и участник "беседы" не обязан давать показания и не несет ответственности за отказ от показаний и за дачу заведомо ложных показаний [22]. Об этом он заранее извещается.
Перед началом дачи объяснений лицу должна быть разъяснена причина вызова; ему также сообщается об обстоятельствах, интересующих следователя, и разъясняется право лица на собственноручное их изложение в протоколе. Обязательно указываются: анкетные данные лица, дающего их; дата и место его рождения; место работы (учебы); место жительства. Эти данные должны быть внесены в объяснение на основании документа, удостоверяющего личность. В протоколе объяснения лица также должно быть указано: место и время составления протокола получения объяснения; должность, специальное звание, фамилия лица, его составившего; разъяснение прав лицу, дающему объяснение, и сообщенные им сведения; данные об ознакомлении его с содержанием протокола а также подписи лица, давшего объяснение, и должностного лица, составившего протокол. Лицу, давшему объяснение, должно быть предоставлено право предварительно ознакомиться с данными, внесенными в документ, требовать занесения в протокол всех замечаний и дополнений по содержанию и порядку дачи объяснений[23].
Объяснения граждан может получать следователь, дознаватель, прокурор, а также другие лица по поручению следователя, дознавателя или прокурора. Объяснения граждан могут даваться в любой обстановке и в любом месте.
Объяснения не являются источником доказательства, но в ряде случаев без их получения не представляется возможным решить вопрос о фактическом наличии или отсутствии в исследуемом событии признаков преступления. В этой связи представляется правильной точка зрения А. Ф. Аубакирова, Ю. Д. Лившица, А. Я. Гинзбурга о том, что "предметом объяснений являются сведения, убеждающие лишь в наличии признаков преступления и дающие возможность решить вопрос о возбуждении уголовного дела" [24, с. 132].
Участие граждан в производстве данного проверочного мероприятия является одним из путей реализации их гражданского долга по оказанию содействия правоохранительным органам в обнаружении, раскрытии, пресечении преступлений.
Истребование дополнительных документов. Ещё в 1991 г. закон "О милиции" предоставил милиции право истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы.
Ч. 2 ст. 173 УПК наделяет орган внутренних дел правом лишь на истребование дополнительных документов у индивидуальных предпринимателей и предприятий. Она ничего не говорит об их выемке (изъятии). И это не случайно, ибо процедура изъятия документов в рамках осуществления уголовно-процессуальной деятельности, а проверка заявления (сообщения) о преступлении является деятельностью уголовно-процессуальной, может осуществляться только в порядке, предусмотренном статьей 210 УПК. Изъять документы в соответствии со статьей 210 УПК можно только при наличии возбужденного уголовного дела и постановления о производстве выемки [25].
Чаще всего истребуются такие документы как накладные, справки, акты ревизий, выписки из приказов, характеристики и т.п.
Истребованные дополнительные документы наряду с основными документами обладают одинаковой юридической силой.
Таким образом, подводя итог данной главе, можно сказать, что к проверочным мероприятиям относятся осмотр места происшествия, местности, трупа, назначение и проведение экспертизы, личный обыск при задержании, получение объяснений и истребование дополнительных документов.
Осмотр места происшествия (ОМП) - это, как правило, неотложное действие, направленное на установление, исследование и фиксацию обстановки места происшествия, следов преступления, преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме преступления. Общей задачей осмотра места происшествия является установление механизма происшествия во всех деталях, то есть ответить на вопрос о том, что именно и каким образом произошло на месте происшествия. Цели осмотра заключаются в обнаружении следов преступления и других вещественных доказательств, в выяснении обстановки и иных обстоятельств, имеющих значение для возбуждения уголовного дела или его расследования. Осмотр места происшествия является одним из важнейших действий, позволяющих следователю установить наличие или отсутствие признаков состава преступления в исследуемом событии, обнаружить и закрепить фактические данные, имеющие значение доказательств, выявить причины и условия, способствующие совершению преступления.