Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

Возгрин И.А. считает, что проведение оперативно-розыскных мероприятий нуждается в организации тесного взаимодействия между следователем и оперативными сотрудниками. Следователь должен быть в курсе проводимых мероприятий и в целях обеспечения достоверности их результатов консультировать оперуполномоченных уголовного розыска о порядке и условиях производства необходимых мероприятий [10. с. 166–169].

Для осуществления вышеуказанных полномочий следователь обязан иметь в виду следующее:

1. Порядок и условия производства оперативно-розыскных мероприятий детально законом не регламентированы. При их проведении и документальном оформлении необходимо исходить из положений ведомственных приказов, а также практики использования результатов данных мероприятий при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства.

2. Проверочная закупка наркотических средств, иных материалов и предметов, используемых при их изготовлении, а также контролируемая их поставка проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. (ч. 5 ст. 8 Закона РФ «Об ОРД»).

3. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров относятся к числу мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (неприкосновенность жилища, тайна переписки, почтовых, телеграфных сообщений). Их производство допускается на основании судебного решения, принимаемого судьей единолично и незамедлительно. Решение оформляется постановлением судьи. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия.

4. Основанием для решения судьей вопроса о производстве мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. По требованию судьи, ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для производства этих мероприятий.

5. В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, допускается проведение указанных в п. 3 мероприятий на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента их начала орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении конкретного мероприятия либо прекратить его производство.

6. В случае отказа судьи в проведении таких мероприятий, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться в вышестоящий суд.

7. Субъектом указанных выше мероприятий может быть оперработник и поддерживающая его группа прикрытия, а также частное лицо и граждане, обладающие специальными познаниями. Этим лицам должна быть гарантирована правовая защита, связанная с правомерным выполнением ими общественного долга или возложенных на них обязанностей (ст. 17 Закона «Об ОРД»).

8. В ходе проведения всех перечисленных выше мероприятий допускается изъятие предметов и материалов, представляющих значение для раскрытия преступления и изобличения лиц его совершивших (ст. 15 Закона «Об ОРД»).

9. Документальное оформление проводимых мероприятий должно обеспечивать максимальный уровень достоверности полученных результатов.

Представление результатов всех вышеуказанных мероприятий следователю (наркотические средства, полученные деньги, протоколы, рапорта, объяснения, видео-аудиозаписи, фотографии и др. материалы) производится органом, осуществляющим ОРД, на основании постановления, вынесенного начальником этого органа в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. В случае отсутствия положительных результатов орган дознания уведомляет об этом следователя.

Следователь, получив указанные материалы, должен проверить соблюдение условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных в законе «Об ОРД», и убедиться в достоверности их результатов. На практике встречаются случаи, когда оперативные работники допускают нарушения, идут на фальсификацию документов. Это происходит, по нашему мнению, по двум причинам: из-за недостаточного знания закона и с целью повысить «результативность» своей работы. Такие нарушения могут повлечь за собой необоснованное привлечение к уголовной ответственности, а также утрату доказательств в процессе следствия и прекращение уголовного дела. Так, оперработником Р. было произведено изъятие наркотического средства у М., составлен протокол личного досмотра и только после этого были приглашены понятые, которые видели уже изъятый наркотик, они по предложению Р. поставили свои подписи в протоколе личного досмотра. В целях установления достоверности результатов оперативно-розыскных мероприятий следователь производит допросы в качестве свидетелей сотрудников милиции, граждан и специалистов, принимавших участие в мероприятии; осматривает и приобщает к уголовному делу в качестве вещественных доказательств полученные наркотические средства, иные вещества и предметы, деньги, видео-звукозаписи, фотографии и т.п.

В необходимых случаях по этим материалам назначаются соответствующие экспертизы.

Новый закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» недавно вступивший в силу, разрешает использование наркотических средств и психотропных веществ в оперативно-розыскной деятельности без лицензии. В ст. 36 Закона перечислены виды такой деятельности – это контролируемая поставка, проверочная закупка, оперативный эксперимент, сбор образцов для сравнительного исследования, оперативное внедрение, исследование предметов и документов.

Также данный Закон в ст. 49 в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров дает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, право на проведение:

– контролируемой поставки – оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются перемещение в пределах Российской Федерации ввоз (вывоз) или транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования;

– проверочной закупки – оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования;

– иных оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законодательством РФ об оперативно-розыскной деятельности.

Новый закон позволит оперативным работникам отслеживать пути поставки и каналы сбыта наркотических средств, что, несомненно, приведет к существенному сокращению незаконного оборота наркотических средств на территории Российской Федерации.




2. Первоначальные следственные действия по делам связанным с незаконным оборотом наркотических средств


2.1 Роль первоначальных следственных действий по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств


Успех в расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств во многом зависит от комплексного проведения следственных и оперативно-розыскных действий органом дознания и предварительного следствия.

Для раскрытия и расследования данного вида преступлений необходимо выделить и провести типичные следственные действия по сбору и проверке доказательств. К таким действиям, осуществляемым следователем, органом дознания, прокурором в установленном законом порядке, относятся:

1) осмотр места происшествия;

2) задержание с поличным;

3) возбуждение уголовного дела;

4) медицинское обследование (освидетельствование);

5) допрос подозреваемого;

6) обыск, выемка;

7) назначение судебно-медицинской, химической и другой экспертизы;

8) допрос свидетелей, соучастников и др.;

9) предъявление для опознания людей и предметов;

10) следственный эксперимент;

11) получение образцов для сравнительного исследования и пр.

В целях разоблачения лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств и успешного расследования дел о наркомании, оперативные службы криминальной милиции и отделы по борьбе с организованной преступностью проводят оперативно-розыскные действия, для участия в которых могут привлекаться некоторые службы общественной безопасности.

Такие действия могут предприниматься до выявления преступного деяния, возбуждения уголовного дела, а также после возбуждения уголовного дела. Розыскные действия регулируются подзаконными актами. К таким действиям относятся:

-         открытое наблюдение и оперативная обстановка;

-         разведывательный опрос;

-         использование оперативного учета и техники, негласного аппарата службы криминальной милиции.

При успешной реализации оперативных данных процессуальным путем в сочетании со следственными действиями (обыск и выемка; задержание; допрос свидетелей и подозреваемых и т.д.) орган дознания и предварительного следствия достигает положительных результатов в раскрытии преступлений.

Решающее значение для расследования имеет своевременное проведение первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того, помимо первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий необходимо запланировать и своевременно провести определенный комплекс последующих следственных действий, помогающих установить все обстоятельства предмета доказывания и все эпизоды преступной деятельности обвиняемых, включая ранее совершенные ими, но не раскрытые преступления; выявить всех соучастников, определить причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и данные, характеризующие личность правонарушителей.

Большинство криминалистов процесс расследования разделяют на два этапа – первоначальный и последующий [23. с. 89; 28. с. 13; 7. с. 26 и др.].

Однако в современной литературе высказывается мнение о наличии большего числа этапов расследования отдельных видов преступлений [3. с. 259–262; 20. с. 115 и др.].

На наш взгляд, именно последняя точка зрения заслуживает особого внимания. В соответствии со ст. 44 УПК РФ представляется целесообразным рассматривать в качестве самостоятельного этапа возбуждение уголовного дела (этап доследственной проверки), т. к. в большинстве случаев, основаниями для возбуждения уголовных дел по такого рода преступлениям являются материалы оперативно-розыскных служб.

Второй и третий этапы расследования рассматриваемого вида преступлений составляют, соответственно, проведение следственных и оперативно-розыскных действий.

Наиболее распространенными действиями на первоначальном этапе расследования являются: задержание с поличным; осмотр места задержания (происшествия); личный обыск; обыск и выемка; осмотр одежды, тела, предметов, вещей, транспорта (с целью изъятия вещественных доказательств, наркотических средств, средств совершения преступлений и иных предметов со следами преступления), содержимого из-под ногтей, взятие соскобов смолистых веществ с ладоней задержанного, образцов крови, слюны и микрочастиц; назначение экспертизы и освидетельствования, первоначальные оперативно-розыскные мероприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты