Методология правовых исследований
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3. СИСТЕМА МЕТОДОВ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ВВЕДЕНИЕ
Современная российская наука теории государства развивается на основе демократических и гуманистических традиций. Она выступает мощным средством формирования нового юридического мировоззрения профессионалов-правоведов, российского общества в целом, столь необходимого ему в условиях политических, экономических и правовых реформ.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов общетеоретического и практического характера, и, прежде всего необходимостью осмысления тех изменений, которые произошли в структуре современной правовой системы России в постсоветский период ее развития с учетом того значения, которое она имеет внутри страны и в мировом правовом пространстве, предопределяется необходимостью анализа сущностных характеристик современной правовой системы России, изменившихся под влиянием нового, либерально-демократического наполнения права как ядра правовой системы, возможностью реализации новых подходов в исследовании отечественной правовой системы в условиях устранения жестких формационно-типологических рамок российского права.
Исследование правовой системы особенно актуализируется в условиях, когда меняются реалии жизни, появляются новые области общественных отношений, требующие урегулирования, когда ускоряется динамика общественных процессов, т.е. в переходный период развития правовой системы. В настоящее время в российском обществе протекает противоречивый процесс становления и активного преобразования правовой системы. За последние годы проделана большая работа по гармонизации и приданию упорядоченности обозначенному процессу, однако возникают новые задачи, решение которых требует дальнейшего исследования российской правовой системы, перспектив ее развития.
Как и каждая наука, теория государства и права имеет не только свой предмет, но и метод. Слово "метод" происходит от двух греческих слов: odos и meta, что можно перевести как "путь к чему-либо". Предмет теории государства и права дает ответ на вопрос: что, какую область политической и правовой жизни изучает данная наука. В то же время метод указывает на то, как, каким образом она это делает.
Цель курсовой работы – рассмотреть методологию правовых исследований.
Для достижения поставленной цели определим задачи работы:
¾ Раскрыть понятие и значение методологии теории государства и права;
¾ Дать классификацию методов познания государства и права;
¾ Рассмотреть систему методов теории государства и права.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Как и каждая отрасль знаний, учебная дисциплина "Общая теория государства и права" имеет не только свой предмет, но и свой метод. Предмет теории государства и права дает ответ на вопрос, какую область общественно-политической и правовой жизни изучает данная наука и дисциплина. Метод же указывает на то, каким образом она это делает.
Безотносительно к конкретной отрасли знаний и учебной дисциплине метод представляет собой прием, способ изучения действительности и получения о ней объективных знаний. Метод, отмечается в энциклопедических словарях, есть путь исследования, "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи". Метод теории государства и права, а точнее — методы, соответственно — это пути изучения данной материи, способы познания государства и права, средства получения о них новых знаний. Кроме того, под методами теории государства и права понимаются способы упорядочения имеющегося материала, его логического расположения для последующего более глубокого и разностороннего изучения.[1]
Совокупность методов научного познания действительности формирует методологию исследования.
Как конкретные методы, так и методология в целом определяются в решающей мере предметом самой науки. Это — объективный фактор. Однако важную роль играют и субъективные факторы. Они заключаются в возможности и способности исследователя вырабатывать новые или же использовать по своему выбору старые, не исчерпывающие себя и наиболее эффективные методы изучения материи.
Методология теории государства и права представляет собой систему особых методов — приемов, способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Важное место в системе методологии занимают принципы исследования и философские подходы. Теории государства и права свойственно наличие не одного какого-либо отдельно взятого приема или способа, принципа исследования государства и права, а их системы, совокупности. Многие из них широко используются и в других науках. В особенности это касается принципов исследования государственно-правовой и иной материи, а также философских подходов.
Разумеется, государство и право могут изучаться и изучаются во всем мире с самых различных философских позиций. Это вполне понятно и естественно. Конституция России, равно как и конституции ряда других стран, признают и закрепляют идеологическое многообразие. В Конституции Российской Федерации особо декларируется также, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" и что "в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность".[2]
Однако политическое и идеологическое многообразие, различные философские и мировоззренческие позиции и подходы к изучению государства и права вовсе не исключают, а, наоборот, предполагают для получения объективных знаний, полноценной научной информации об исследуемой материи использование ряда общих для всех наук и дисциплин принципов и приемов.
Во-первых, среди них необходимо выделить принцип всесторонности исследования государства и права. Основной смысл его заключается в том, чтобы государственно-правовые явления изучались не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо аспекте, а во всех формирующих общее видение анализируемых явлений аспектах.
Во-вторых, нужно выделить принцип историзма в исследовании государства и права. Он означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего. Весьма важны при этом ответы на вопросы, касающиеся причин и условий возникновения государства и права, основных факторов их становления и развития в настоящем и прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.
Рассматривая историю развития государственно-правовых и иных явлений "в двояком смысле", а именно, как "движение во времени, процесс" и как познание этого процесса, известный русский историк, профессор Московского университета В. О. Ключевский указывал на настоятельную, обусловленную многими причинами необходимость исследования данного процесса.[3]
В одной из своих начальных лекций, составляющих "Курс русской истории", он говорил, что вполне понятен "практический интерес, побуждающий нас изучать историю России особо, выделяя ее из состава всеобщей истории: ведь это история нашего отечества". Но, подчеркивал автор, "этот воспитательный, то есть практический интерес не исключает научного, напротив, должен только придавать ему более дидактической силы. Итак, — говорил В. О. Ключевский, — начиная особый курс русской истории, можно поставить такой общий вопрос: какую научную цель может иметь специальное изучение истории одной какой-либо страны, какого-либо отдельного народа?" И тут же пояснял, что "эта цель должна быть выведена из общих задач исторического изучения, то есть, из задач изучения общей истории человечества". Эта цель заключается в глубоком и всестороннем познании конкретного государства и права или любых иных явлений, институтов и учреждений, а также в использовании исторического опыта для их развития и совершенствования.
В-третьих, важно выделить принцип комплексности в изучении государства и права. Содержание этого принципа заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук — философии, социологии, политэкономии, политологии. Важно рассматривать все составные элементы и стороны государства и права не только в статике, но и в динамике — как они возникли, развивались и какими они стали теперь.[4]
Преимущество комплексного подхода к изучению государственно-правовых явлений как целостного образования и рассмотрение их как единого социального организма (а не как простой совокупности составляющих их элементов) несомненно. Оно заключается прежде всего в том, что такой подход позволяет, не оставляя в стороне нерешенных проблем, относящихся к тем или иным отдельным сторонам государства и права, осветить все основные, наиболее общие вопросы, касающиеся государственно-правового механизма в целом, соотнести их с частными вопросами и найти наиболее быстрое и оптимальное их решение. Далее, комплексный подход дает возможность легче выявить разносторонние глубинные отличия одного типа государства и права от другого.
Несомненное преимущество комплексного подхода к изучению государства и права проявляется также в том, что он помогает более четко установить их специфику, место и роль в жизни общества, а также определить задачи и функции государства и права на том или ином этапе общественного развития. Комплексный подход позволяет охватить мысленным взором всю историю государства и права, проследить процесс их становления и последующего развития, смену их типов, форм, провести наиболее четкую классификацию государственно-правовых явлений в зависимости от их экономических, политических, социальных основ и других существенных особенностей. К государству и праву полностью применима марксистская методология исследования явлений, в соответствии с которой при исследовании важно не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило и, с точки зрения этого его развития, чем данная вещь стала теперь.
Объективно необходимым в процессе познания государственно-правовых явлений становится использование не только юридических категорий и понятий типа: "право", "законность", "правоотношение", "правотворчество", "правоприменение", но и категорий и понятий из арсенала других наук.
В частности, весьма важно использование философских категорий и понятий, таких, как "сущность", "форма", "содержание", "структура", "функция", "система", "элемент", "компонент", и др. Они выступают в качестве отправных, исходных положений в процессе исследования не только государственно-правовых, но и иных явлений, институтов и учреждений.[5]
В юридической литературе в связи с широким использованием философских категорий справедливо указывалось на то, что не нужно бояться "философизации" или "социологизации" государственно-правовой науки. Ведь понятийный и категориальный аппарат, выработанный философией, есть адекватное отражение всех открытых и познанных свойств материи, всех существующих в действительности явлений, включая и такие сложные, многогранные, как государство и право. Только полагаясь и опираясь на этот аппарат, на философские понятия и категории, можно идти от более общего, первоначального представления о государственно-правовой материи к менее общему, углубленному представлению о ней, от незнания к знанию.