- радикальные – изменения подхода в связи с требованиями времени и конкретной ситуацией.
Показателями профессионализма социального работника являются:
- профессиональная объективность и нейтралитет, чтобы не потерять объективность в отношениях, заинтересованность в решении проблемы клиента;
- предвидение, активизация и использование возможностей самого клиента – научить клиента использовать собственные жизненные ресурсы;
- качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом – т.е. между социальным работником и клиентом складывается качественно эффективный уровень взаимоотношений, где социальный работник умеет отстоять активную линию своего поведения.
Профессор Шмелев считает, что профессионалом является социальный работник, который:
- соответствует требованиям профессии, т.е. своей деятельностью вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику;
- имеет личностно мотивационную готовность, профессионально необходимые качества, стремится к результативности своего труда;
- достигает желаемых обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;
- использует эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты населения;
- осознает значимость профессии в обществе;
- использует в своей деятельности творческий, новаторский компонент;
- повышает квалификацию, самообразование, изучает отечественный и зарубежный опыт;
- имеет необходимый уровень профессиональных и личностных качеств, знаний, умений;
- социально активен в обществе, ищет пути решения профессиональных, социальных проблем.
Профессор Лавриненко предлагает классификацию принципов социальной работы:
- социальный работник должен сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации;
- социальный работник должен заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние;
- социальный работник должен вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство, т.е. проявлять человеколюбие;
- социальный работник должен видеть в клиенте индивидуальность, уважать его как личность;
- социальный работник должен предоставлять клиенту современное видение его проблемы, внушать чувство оптимизма и готовность к сотрудничеству;
- социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента, его физических, психологических, социальных потребностей;
- социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его проблем, оказывать содействие и уверенность.
Задачи, поставленные социальным работником перед клиентом:
- клиент воспринимает социального работника как помощника в решении проблем;
- клиент видит в социальном работнике специалиста, знания которого может использовать в своих интересах;
- клиент видит в социальном работнике равного соучастника в решении проблемных ситуаций.
Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента, это означает, что:
- клиент имеет право свободно выбирать пути решения проблем;
- право свободы соотносится с законом и властью, правилами и инструкциями;
- это право распространяется на людей, имеющих психические, физические отношения. Ответственность социальный работник берет на себя.
Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыки самоуправления с возникающими ситуациями, использовать необходимые средства и помощников.
Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально.
Отмечают две формы конфиденциальности:
- абсолютная – информация, данная клиентом, не может быть никому передана социальным работником. Социальный работник находится под защитой определенных государственных органов, которые дают ему юридическое право самостоятельно принимать решение в связи с полученной информацией;
- относительная – социальный работник действует в рамках профессионально-этического кодекса существующих законов.
Социальный работник должен оставаться верным философии нормализации, т.е. приведение в норму, сведения к минимуму, изоляцию в общественной среде умственно и физически неполноценных людей.
Социальный работник должен постоянно оценивать прогресс в деле изменения людей, контролировать и оценивать процесс изменения [2, с.259].
Таким образом, профессию социального работника можно назвать коммуникативной, поскольку ее практическая деятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности значительно зависит от ее коммуникативной компетентности – в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Профессиональные знания и умения социального работника формируются при изучении соответствующих дисциплин, цель которых состоит в формировании умений выслушать своего подопечного, адекватно интерпретировать текст его письма (заявления, просьбы, жалобы) и составить соответствующие документы в целях социальной поддержки, убедительно провести беседу с клиентом или переговоры с чиновником по защите социальных прав.
3. Профессионально – этические и духовно – нравственные качества
социального работника
В личности социального работника сочетаются: гуманное отношение к человеку, предрасположенность к работе с людьми, глубокая мотивация к деятельности, психологическая подготовка.
В отечественной и зарубежной литературе предпринимается попытка вывести профессионально-этические качества социального работника.
Американские ученые Хоппс и Пиндерхьюс подчеркивают, что ряды социальных работников должны пополнять талантливые люди, способные критически мыслить, отвечать на просьбы о помощи.
Профессионально-личностные характеристики социального работника даны специалистами из Швеции, Великобритании, США, Германии, Финляндии, Израиля и др. стран – все они предлагают глубокое осознание профессии и современные требования к ней.
В 1994 г. на Международной конференции социальных работников нормы профессиональной компетентности и моральной ответственности были представлены в документе: «Этика социальной работы: принципы и стандарты». В этом документе подчеркнуто, что этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника.
В 1995 г. принят Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В ст. 25 закона: «Кадровое обеспечение социальных служб» отмечено: «Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг».
Требования к профессионально-этическим качествам социального работника определяются:
- уровнем культуры современного общества и его отношением к социальной работе, этическими представлениями социального работника, национальным менталитетом и социальными традициями;
- международными требованиями к квалификации социального работника, реализованные в странах Европы;
- объективными потребностями становления и развития социальных служб.
- многовариантностью решения социальных проблем во имя человечества.
Этический кодекс социального работника включает:
- требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ;
- принципы и стандарты этического поведения специалиста;
- личностные качества, присущие социальному работнику как профессионалу.
Требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ:
- иметь фундаментальные знания в области гуманитарных и социально-экономических наук, быть способным анализировать общественные процессы и явления, активно использовать эти знания в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знать нравственно-этические и правовые нормы, регулирующие отношения людей в обществе, их отношение к окружающей среде, учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы;
- быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- владеть умениями и навыками самосовершенствования;
- владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) излагать свои мысли;
- уметь организовать свой труд, владеть компьютерными технологиями сбора, хранения и обработки (редактирования) информации в сфере своей профессиональной деятельности;
- владеть знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческого факторов;
- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний [2, с.260].
Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. В квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.
Социальный работник обязан:
– выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья;
– устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), оказывать им содействие в разрешении этих трудностей и социальную защиту;
– участвовать в совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи нуждающимся группам населения;
– оказывать помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;
– проводить психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;
– выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
– организовать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве их общественного защитника в суде;
– участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье;
– организовывать и координировать работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений [4, с.471].
Основные функции в деятельности социального работника:
– реализация диагностической функции предполагает изучение социальным работником особенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и постановку «социального диагноза»;
– прогностическая функция реализуется путем программирования и прогнозирования влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определенной модели социального поведения этих субъектов;