Методы и принципы профессионального воспитания и обучения социального работника

- радикальные – изменения подхода в связи с требованиями времени и конкретной ситуацией.

Показателями профессионализма социального работника являются:

- профессиональная объективность и нейтралитет, чтобы не потерять объективность в отношениях, заинтересованность в решении проблемы клиента;

- предвидение, активизация и использование возможностей самого клиента – научить клиента использовать собственные жизненные ресурсы;

- качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом – т.е. между социальным работником и клиентом складывается качественно эффективный уровень взаимоотношений, где социальный работник умеет отстоять активную линию своего поведения.

Профессор Шмелев считает, что профессионалом является социальный работник, который:

- соответствует требованиям профессии, т.е. своей деятельностью вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику;

- имеет личностно мотивационную готовность, профессионально необходимые качества, стремится к результативности своего труда;

- достигает желаемых обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;

- использует эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты населения;

- осознает значимость профессии в обществе;

- использует в своей деятельности творческий, новаторский компонент;

- повышает квалификацию, самообразование, изучает отечественный и зарубежный опыт;

- имеет необходимый уровень профессиональных и личностных качеств, знаний, умений;

- социально активен в обществе, ищет пути решения профессиональных, социальных проблем.

Профессор Лавриненко предлагает классификацию принципов социальной работы:

- социальный работник должен сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации;

- социальный работник должен заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние;

- социальный работник должен вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство, т.е. проявлять человеколюбие;

- социальный работник должен видеть в клиенте индивидуальность, уважать его как личность;

- социальный работник должен предоставлять клиенту современное видение его проблемы, внушать чувство оптимизма и готовность к сотрудничеству;

- социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента, его физических, психологических, социальных потребностей;

- социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его проблем, оказывать содействие и уверенность.

Задачи, поставленные социальным работником перед клиентом:

- клиент воспринимает социального работника как помощника в решении проблем;

- клиент видит в социальном работнике специалиста, знания которого может использовать в своих интересах;

- клиент видит в социальном работнике равного соучастника в решении проблемных ситуаций.

Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента, это означает, что:

- клиент имеет право свободно выбирать пути решения проблем;

- право свободы соотносится с законом и властью, правилами и инструкциями;

- это право распространяется на людей, имеющих психические, физические отношения. Ответственность социальный работник берет на себя.

Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыки самоуправления с возникающими ситуациями, использовать необходимые средства и помощников.

  Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально.

Отмечают две формы конфиденциальности:

- абсолютная – информация, данная клиентом, не может быть никому передана социальным работником. Социальный работник находится под защитой определенных государственных органов, которые дают ему юридическое право самостоятельно принимать решение в связи с полученной информацией;

- относительная – социальный работник действует в рамках профессионально-этического кодекса существующих законов.

Социальный работник должен оставаться верным философии нормализации, т.е. приведение в норму, сведения к минимуму, изоляцию в общественной среде умственно и физически неполноценных людей.

Социальный работник должен постоянно оценивать прогресс в деле изменения людей, контролировать и оценивать процесс изменения [2, с.259].

Таким образом, профессию социального работника можно назвать коммуникативной, поскольку ее практическая деятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности значительно зависит от ее коммуникативной компетентности – в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Профессиональные знания и умения социального работника формируются при изучении соответствующих дисциплин, цель которых состоит в формировании умений выслушать своего подопечного, адекватно интерпретировать текст его письма (заявления, просьбы, жалобы) и составить соответствующие документы в целях социальной поддержки, убедительно провести беседу с клиентом или переговоры с чиновником по защите социальных прав.



3. Профессионально – этические и духовно – нравственные качества

социального работника


В личности социального работника сочетаются: гуманное отношение к человеку, предрасположенность к работе с людьми, глубокая мотивация к деятельности, психологическая подготовка.

В отечественной и зарубежной литературе предпринимается попытка вывести профессионально-этические качества социального работника.

Американские ученые Хоппс и Пиндерхьюс подчеркивают, что ряды социальных работников должны пополнять талантливые люди, способные критически мыслить, отвечать на просьбы о помощи.

Профессионально-личностные характеристики социального работника даны специалистами из Швеции, Великобритании, США, Германии, Финляндии, Израиля и др. стран – все они предлагают глубокое осознание профессии и современные требования к ней.

В 1994 г. на Международной конференции социальных работников нормы профессиональной компетентности и моральной ответственности были представлены в документе: «Этика социальной работы: принципы и стандарты». В этом документе подчеркнуто, что этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника.

В 1995 г. принят Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В ст. 25 закона: «Кадровое обеспечение социальных служб» отмечено: «Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг».

Требования к профессионально-этическим качествам социального работника определяются:

- уровнем культуры современного общества и его отношением к социальной работе, этическими представлениями социального работника, национальным менталитетом и социальными традициями;

- международными требованиями к квалификации социального работника, реализованные в странах Европы;

- объективными потребностями становления и развития социальных служб.

- многовариантностью решения социальных проблем во имя человечества.

Этический кодекс социального работника включает:

- требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ;

- принципы и стандарты этического поведения специалиста;

- личностные качества, присущие социальному работнику как профессионалу.

Требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ:

- иметь фундаментальные знания в области гуманитарных и социально-экономических наук, быть способным анализировать общественные процессы и явления, активно использовать эти знания в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знать нравственно-этические и правовые нормы, регулирующие отношения людей в обществе, их отношение к окружающей среде, учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы;

- быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

- владеть умениями и навыками самосовершенствования;

- владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) излагать свои мысли;

- уметь организовать свой труд, владеть компьютерными технологиями сбора, хранения и обработки (редактирования) информации в сфере своей профессиональной деятельности;

- владеть знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческого факторов;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний [2, с.260].

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. В квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.

Социальный работник обязан:

–        выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья;

–        устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), оказывать им содействие в разрешении этих трудностей и социальную защиту;

–        участвовать в совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи нуждающимся группам населения;

–        оказывать помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;

–        проводить психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;

–        выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

–        организовать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве их общественного защитника в суде;

–        участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье;

–        организовывать и координировать работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений [4, с.471].

Основные функции в деятельности социального работника:

–        реализация диагностической функции предполагает изучение социальным работником особенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и постановку «социального диагноза»;

–        прогностическая функция реализуется путем программирования и прогнозирования влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определенной модели социального поведения этих субъектов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты