Международная миграция населения в контексте глобализации

4. Феминизация миграционных потоков


Традиционно считалось, что большинство международных мигрантов - это мужчины. Женщины, если и участвовали в международных миграциях, то преимущественно как члены семей мигрантов-мужчин. Однако уже в начале 1990-х гг. исследователями было отмечено, что все большее число женщин мигрирует не вместе с супругом, а самостоятельно, в поисках работы в тех местах, где их труд может быть лучше оплачен, чем в стране их происхождения. В результате уже с 1990 года женщины стали составлять почти 50% "самостоятельных" трудовых мигрантов в большинстве развитых государств (в целом по миру - 49,6%). Особенно велика доля женщин в миграционных трудовых потоках (более 60%) из Филиппин, Индонезии, Перу, стран Восточной Европы и др.

Во многом, последнее связано со структурными изменениями в мировой экономике, сопровождающими глобализационные процессы. Развитие экономики услуг привело к росту сферы услуг в структуре занятости развитых стран и сформировало устойчивые ниши рынка труда принимающих стран (текстильная промышленность, индустрия досуга и развлечений, сфера общественных услуг, домашнее обслуживание, секс-услуги и др.) и постоянно растущую потребность в женщинах-мигрантах, в том числе занятых неквалифицированным трудом. При этом большинство из существующих ниш можно отнести к "сферам риска", связанным с секс-занятостью или так называемой околосексуальной занятостью (занятостью, которая часто оказывается сопряжена с секс-услугами). Эти сферы маргинальной, по сути, занятости и представляют основные миграционные возможности для женщин-мигрантов в настоящее время.

Таким образом, еще одной важной тенденцией современного этапа развития международной миграции является феминизация миграционных потоков, которая, в свою очередь, сопровождается ростом траффикинга мигрантов, или незаконного провоза мигрантов, торговли людьми и других эксплуататорских практик. Последнее происходит в основном потому, что многие женщины работают в таких гендерно-сегрегированных секторах экономики, как домашние услуги и сфера досуга, а также вследствие того, что женщины гораздо больше подвержены дискриминации, чем их коллеги-мигранты мужского пола. Эти тенденции ставят проблему защиты прав трудовых мигрантов (прежде всего, женщин) в ряд приоритетных задач национальных и международных институтов, занимающихся регулированием миграционных процессов.

Международные миграционные потоки складываются под влиянием разнообразных причин, среди которых преобладающими являются экономические причины. В свою очередь, развитие экономической (и прежде всего трудовой) миграции имеет характер наиболее длительной и устойчивой тенденции международной миграции, которая получила значительный стимул со становлением капиталистических отношений и превращением рабочей силы в товар. С точки зрения глобализации мирового хозяйства наиболее важным является становление мирового рынка труда, который находит выражение в экспорте и импорте иностранной рабочей силы, достигших в настоящее время небывалых масштабов.

Несмотря на то, что общие масштабы международных трудовых миграционных потоков трудно установить, так как не все страны осуществляют такой контроль, а значительная часть трудовой миграции является нелегальной, международная трудовая миграция, несомненно, имеет существенные и растущие масштабы. По оценкам Международной организации по труду (МОТ), на начало XXI века во всем мире насчитывалось более 86 млн. легальных трудящихся-мигрантов (вместе с членами семей эта цифра возрастает до 120-180 млн. чел. !), из которых примерно 32 млн. человек работали в развивающихся странах, против 3,2 млн. чел. в 1960 г. Несмотря на то, что трудящиеся-мигранты составляет не более 4,2% от общей численности экономически активного населения развитых стран, значение трудовой миграции для ряда стран намного выше. Так, по оценкам ОЭСР, в 2004 году трудящиеся-мигранты составляли почти 45% экономически активного населения Люксембурга, около 25% Австралии и 22% Швейцарии. Значительную долю составляют трудящиеся-мигранты и в отдельных развивающихся странах (прежде всего, странах Персидского залива). Так, с 1985 года по 2005 год численность иностранцев в государствах Совета сотрудничества стран Персидского залива увеличилась почти вдвое и достигла 13 миллионов человек.

Рассматривая географию потоков международной трудовой миграции, необходимо отметить, что примерно половина всех зарегистрированных трудовых мигрантов перемещается из одной развивающейся страны в другую, между которыми разница в заработной плате не так уж и велика. Например, около 2 млн. азиатских работников покидает ежегодно свои страны в поисках работы в других странах в этом же или в других регионах на условиях краткосрочных контрактов занятости. В то же время миграция работников из развивающихся стран в развитые страны продолжает неуклонно возрастать на протяжении последних десятилетий, при этом основная часть прироста легальных трудовых мигрантов (более 81%) приходится на США. В результате трудящиеся-мигранты из развивающихся стран представляют в настоящее время наиболее крупную категорию мигрантов в развитых странах, составляющую 57,8% от всех трудящихся-мигрантов.

Таким образом, трудовая миграция, как и глобальное перемещение человеческого капитала, который она представляет, превратилась в значимый фактор развития мировой экономики и является одновременно результатом и источником возрастающей взаимозависимости стран и регионов мира. Учитывая, что международная мобильность людей в поисках трудоустройства в условиях глобализирующегося мира будет только возрастать, странам исхода и странами назначения трудящихся - мигрантам необходимо проводить всестороннее, эффективное и справедливое управление трудовой миграцией.


5. Неуклонный рост и структурная непреодолимость нелегальной иммиграции


Одной из наиболее характерных современных тенденций развития международной миграции является неуклонный рост масштабов нелегальной иммиграции. Несмотря на активизацию миграционной политики и принятие специальных законов, направленных на борьбу с нелегальной иммиграцией, за прошедшие более 30 лет масштабы нелегальной иммиграции в мире не только не уменьшились, а наоборот значительно возросли. Рост нелегальной иммиграции объясняется различными факторами. Однако основных из них является то, что строгий контроль за иммиграцией при увеличивающемся разрыве в экономическом развитии между странами и существующей потребности в дешевой рабочей силе повышают, с одной стороны, стимулы к нелегальному въезду для работников, а с другой стороны, к использованию нелегальной рабочей силы для работодателей. В результате в странах с либеральной иммиграционной политикой, где остаются легальные возможности иммиграции (в том числе Австралия, Канада, США), нелегальная иммиграция является альтернативой для тех, кто не удовлетворяет критериям отбора, кто не готов к длительному ожиданию разрешения на въезд или для кого нелегальная иммиграция менее затратна; тогда как в странах с рестрикционной иммиграционной политикой, в которых возможности легального въезда или пребывания значительно ограничены (страны ЕС и др.), нелегальная иммиграция для большинства потенциальных мигрантов является практически единственным способом улучшить свое материальное положение. Все вышесказанное ведет к тому, что для многих стран нелегальная иммиграция стала характерным явлением современной действительности.

Оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции практически невозможно. Различные косвенные методы позволяют дать лишь приблизительные оценки, которые могут значительно расходиться. Так, по оценкам экспертов ООН, ежегодно от 2,5 до 4 млн. человек пересекают межгосударственные границы нелегально, помимо этого ряды нелегальных иммигрантов пополняют лица, въехавшие в страну на законном основании, но затем оставшиеся в ней, нарушив условия пребывания. По разным оценкам, в настоящее время от 10 до 15% всех международных мигрантов (т.е. от 20 до 35 млн. человек) находятся в странах пребывания с нарушением закона, в том числе в США нелегальных иммигрантов насчитывается от 10 до 15 млн. чел., в странах Западной Европы от 5,6 до 8,4 млн. чел., в России от 3,5 до 5 млн. чел., в Японии от 300 тыс. до 1 млн. чел., на Ближнем Востоке от 1 до 3 млн. чел., в Южной Америке от 1,5 до 6 млн. чел. и т.д. Важно отметить, что нелегальная иммиграция затрагивает не только развитые страны. От нелегальной иммиграции не застраховано ни одно государство мира, уровень жизни в котором выше, чем у ближайших соседей. Так, например, крупнейший в мире "поставщик" нелегальных иммигрантов Мексика сама является страной прибытия для около одного миллиона нелегальных иммигрантов из латиноамериканских стран, численность нелегальных иммигрантов в Аргентине насчитывает около 800 тыс. человек.

В последнюю треть XX века и в начале XXI века проблемы нелегальной иммиграции становятся не просто злободневными, но и прямо связываются с ухудшением условий жизни коренного населения, ростом преступности, международного терроризма и другими негативными явлениями. Это стало особенно заметным после трагедии 11 сентября 2001 г. в США, когда основной темой стала проблема национальной безопасности и противодействие международному терроризму. Не случайно в последние годы нелегальная иммиграция привлекает наибольшее внимание со стороны руководителей развитых стран, международных организаций (ООН, МОМ, Европейский

Союз, Совет Европы и др.), различных политических деятелей и ученых. Вместе с тем проблема нелегальной иммиграции не будет и не может быть решена до тех пор, пока на рынках труда стран назначения продолжают существовать ниши для незаконного трудоустройства, сохраняется заинтересованность работодателей (и государства!) в существовании дешевой и бесправной иностранной рабочей силы, обеспечивающей снижение издержек производства, конкурентоспособность товаров, "экономию" на сфере социальной защиты. С другой стороны, экономическая ситуация в странах исхода нелегальных мигрантов остается постоянно действующим выталкивающим фактором.

Все вышеперечисленное обусловливает структурную непреодолимость нелегальной иммиграции.


6. Рост масштабов и расширение географии вынужденных миграций


Вынужденные миграции представляются собой совокупность территориальных передвижений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей, и имеющих вынужденный характер, обусловленный не зависящими от них причинами (политическими и национальными преследованиями, стихийными бедствиями, техногенными авариями, экологическими катастрофами, военными действиями и т.п.). К вынужденным мигрантам относят следующие основные категории: беженцы, перемещенные лица (вынужденные переселенцы), лица, ищущие убежище, экологические беженцы и др., для большинства из которых определяющими являются "выталкивающие" факторы, имеющие внезапный и угрожающий для жизни характер.

Рост масштабов и расширение географии вынужденной миграции (в частности, за счет стран СНГ, включая Россию) в последнее десятилетие XX века - в начале XXI века является результатом сохраняющихся и вновь возникающих очагов политической напряженности и экологических катастроф, войн и этнических конфликтов.

По данным Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), на 2006 г. в мире насчитывалось около 32,9 млн. вынужденных мигрантов, из которых 13,9 млн. чел. относилось к беженцам (включая около 4 млн. палестинских беженцев на Ближнем Востоке), 12,8 млн. чел. - к внутренне перемещенным лицам и около 740 тыс. лиц, ищущих убежища Если к этому числу прибавить примерно 25-30 млн. чел. экологических беженцев и лиц других категорий, то общая численность вынужденных мигрантов в мире составит более 60 млн. человек. Таким образом, можно утверждать, что вынужденная миграция как одна из тенденций, характеризующих современные миграционные потоки, приобрела глобальный характер.


7. Увеличение значимости международной миграции населения в демографическом развитии мира


На протяжении большей части истории человечества изменение численности населения отдельных регионов мира определялось преимущественно естественным приростом населения. Особенности эволюции смертности и рождаемости, растущий разрыв в демографическом потенциале развитых и развивающихся стран, а также процесс глобализации мировой экономики привели к тому, что роль международной миграции населения в демографическом развитии мира значительно увеличилась.

Международная миграция является в настоящее время одним из основных факторов стабилизации численности мирового населения. При этом в развитых странах она является основной (а в некоторых и единственной) детерминантой увеличения численности населения, тогда как в развивающихся способствует снижению темпов прироста населения и уменьшению "демографического давления". Так, в настоящее время в развитых странах насчитывается 142 потенциальных работника (лиц в возрасте 20-24 года) на каждые 100 человек, достигших пенсионного возраста (60-64 года), но всего лишь через 10 лет это соотношение сократится до 87 молодых людей на 100 человек в возрасте 60-64 лет. В противоположность этому в развивающихся странах сегодня на каждые 100 человек в возрасте от 60 до 64 лет приходится 342 молодых жителей. В результате развивающиеся страны продолжают сохранять высокий миграционный потенциал, а развитые страны становятся зависимыми от притока международных мигрантов для того, чтобы заполнить имеющиеся ниши на национальном рынке труда и соответственно снизить коэффициент демографической нагрузки, который неизбежно растет вследствие старения коренного населения. В целом, в настоящее время около 77% общего прироста численности населения развитых странах обусловлено миграционным приростом (т.е. международной миграцией) против 36% в 1960-е гг. и 48% в 1970-е гг. Во многих странах Европы (Германии, Италии, России и др.), где естественный прирост является отрицательным, рост населения осуществляется исключительно за счет положительного сальдо миграции. В США доля миграционного прироста в общем приросте населения составляет около 43% (1,3 млн. человек ежегодно), в Австралии - 51% (119 тыс. человек ежегодно); не менее важное значение чистая миграция имеет для роста населения Канады, Израиля и других развитых стран. При этом важно, что международная миграция обеспечивает не просто увеличение общей численности населения развитых стран, но и способствует изменению его структуры, если учитывать более молодую возрастную структуру мигрантов, а часто - иные, отличные от стареющего коренного населения, демографические установки на многодетность. В связи с последним в 1990-е получил развитие термин "замещающая миграция" (“replacement migration”), характеризующий потенциал международной миграции в компенсации негативных тенденций демографического развития принимающих стран. Учитывая современные негативные тенденции демографического развития (прежде всего, стремительное старение населения), развитым странам потребуется в рамках долгосрочной перспективы обеспечить существенный приток иммигрантов.

Завершая рассмотрение роли и значения международной миграции населения в демографическом развитии современного мира, заметим, что она может возрасти для большинства стран как при условии увеличения объемов иммиграции или эмиграции, так и масштабов временной трудовой миграции, а также вынужденной миграции.


Заключение


Двойственность миграционной политики - это характерная тенденция современного развития международной миграции населения, которая является во многом результатом всех вышеперечисленных закономерностей. При этом подчеркнем, что в отношении международных мигрантов проводится вообще более жесткая и строго регламентированная миграционная политика, которая представляет собой систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию миграционных процессов, преследующую экономические, демографические, геополитические и др. цели.

На современном этапе развития можно выделить три уровня миграционной политики: международный, региональный и национальный (на уровне отдельного государства). При этом двойственный характер миграционной политики отчетливо проявляется на всех трех уровнях: и на международном уровне (как результат противоречий между интересами международных организаций и национальными интересами отдельных государств), и на региональном и межгосударственном уровне (как существование противодействующих тенденций либерализации миграционных режимов внутри интеграционных региональных союзов и ужесточения их миграционной политики по отношению к гражданам третьих, не входящих в данное объединение стран), и на национальном уровне (как противоречие между демографическими и экономическими интересами, с одной стороны, и соображениями политической и социальной безопасности, с другой).

Двойственность международной миграционной политики заключается, прежде всего, в том, что интересы международного сообщества или отдельных международных организаций часто входят в противоречие с национальными интересами отдельных государств. Как следствие, многие принятые документы и резолюции на международных конференциях долгие годы остаются не вступившими в силу вследствие их ратифицикации незначительным числом стран-участников договоров.

На региональном уровне двойственный характер миграционной политики выражается в двух аспектах. Первый состоит в том, что в современном мире в условиях активно развивающихся процессов региональной интеграции происходит либерализация миграционной политики, появляются "прозрачные границы" в рамках региональных союзов, обеспечивается свобода перемещения населения и рабочей силы граждан стран-участниц через внутренние государственные границы этих союзов. С другой стороны, во многих странах мира имеет место принятие все более жестких мер в отношении иммигрантов из "третьих стран", что обусловлено различными аспектами национальной безопасности (в т. ч. борьба с угрозами международного терроризма, защита национального рынка труда). Второй аспект заключается в том, что интересы и задачи интеграционного объединения в целом могут не совпадать или даже противоречить интересам его отдельных государств-членов. Например, позиция Великобритании с самого начала ее вхождения в ЕС (1973 г) имела несколько особый ограничительный характер, что затем нашло отражение в том, что она не подписала Шенгенское соглашение. Или в североамериканской зоне свободной торговле союзе НАФТА (США, Канада, Мексика) свобода передвижения граждан, в т. ч. трудящихся-мигрантов, между США и Канадой значительно упрощена, в то время как возможности трудовой миграции мексиканских граждан в эти страны существенно ограничены.

На национальной уровне двойственность политики принимающих государств проявляется, с одной стороны, в том, что политика в отношении вновь прибывающих мигрантов становится все более рестриктивной, с другой стороны, проводится политика легализации тех, кто въехал в страну раньше и нелегально трудоустроился. Помимо этого, двойственность национальной миграционной политики также заключается в противоречиях экономического, демографического и геополитического характера. Так, развитие экономики, как правило, требует либерализации миграционной политики, в то время как интересы национальной безопасности нередко настаивают на ее ужесточении, что особенно наглядно проявилось после событий 11 сентября 2001 г. в США.

В заключение отметим, что обеспечение легитимного поля международной миграции и рациональное использование имеющейся у мигрантов квалификации может быть достигнуто только с помощью разумной, стратегически выверенной миграционной политики, не допускающей триумфа националистического атавизма над логикой экономического развития.


Список литературы


1.                Ивахнюк И.В., Международная трудовая миграция. М., 2008.

2.                Ионцев В.А. Международная миграция. Серия "Миграция населения". Вып.3. Приложение к журналу "Миграция в России".М., 2008.

3.                За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике. Доклад VI. Международная конференция труда, 92-я сессия 2004 г. Женева, МОТ, 2006.

4.                Миграция и развития. Доклад Генерального секретаря на 60 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. A/60871. Нью-Йорк, ООН, 2006.

5.                Мир в зеркале международной миграции / Гл. ред. В.А. Ионцев. Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир Вып.10.М., 2007.

6.                Мониторинг мирового населения, посвященный международной миграции и развитию. Доклад Генерального секретаря на 39 сессии Комиссии по народонаселению и развитию. Экономический и социальный совет.25 января 2006 г. Нью-Йорк, ООН, 2008.

7.                Castles S., Miller M., The Age of Migration: International Population Movements in the Modern World. London: Guilford Publications, 2007.

8.                Demeny Paul., Prospects for International Migration: Globalization and its Discontents // Journal of Population Research, 2007.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты