Международное право и права человека

В соответствии с Конвенцией 1950 г. надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство - участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства - ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств - участников Конвенции 1950г.

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда, помимо всего прочего, означает также и то, что деятельность всех органов государственной власти государств - участников Конвенции 1950 г., в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции.

Ратификация Конвенции 1950 г. Россией позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается ст. 46 (ч. 3) Конституции РФ, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Помимо механизма защиты прав и свобод человека, предусмотренного Конвенцией 1950 г., в рамках Совета Европы также была принята Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. и протоколы к ней (Россия ратифицировала ее в 1998 г.).

В соответствии с данным документом государствами-участниками было принято решение об учреждении Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Комитет призван посредством посещений изучать обращение с лицами, лишенными свободы, в целях усиления, в случае необходимости, защиты их от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. При этом каждое государство - участник данной Конвенции обязано разрешать посещения любого места в пределах своей юрисдикции, где содержатся лица, лишенные свободы органами государственной власти

Также по рассматриваемому вопросу следует отметить и Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств 1995 г. (Россия ратифицировала ее в 1998 г.), принятую Советом Европы. В соответствии с документом государства - участники данной Рамочной конвенции обязуются гарантировать любым лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона. В связи с этим запрещается любая дискриминация, основанная на принадлежности к национальному меньшинству. Государства - участники Рамочной конвенции обязуются принимать в необходимых случаях надлежащие меры, с тем чтобы поощрять во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни полное и действительное равенство между лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, и лицами, принадлежащими к большинству населения. Кроме того, Рамочная конвенция обязывает государства-участников признавать и предоставлять различные права национальным меньшинствам, позволяющие им сохранять свою национальную принадлежность (в частности, право использовать свою религию; право беспрепятственно пользоваться языком; право пользоваться своей фамилией, именем и отчеством на языке меньшинства и др.).

Среди документов, принятых Советом Европы и в той или иной степени затрагивающих защиту прав и свобод человека, можно рассматривать и Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г. В ней, в частности, установлено, что правовые нормы каждого государства - участника данной Конвенции, регулирующие гражданство, основываются в том числе и на принципах, касающихся права каждого человека на гражданство и защиту от произвольного лишения гражданства. Помимо этого в данной Конвенции закрепляется, что правовые нормы государства-участника по вопросам гражданства не должны проводить различий или включать практику, которые равносильны дискриминации по признаку пола, религии, расы, цвета кожи или национального или этнического происхождения. Каждое государство-участник должно руководствоваться принципом недискриминации между своими гражданами, будь то граждане по рождению или лица, приобретшие свое гражданство в последующий период.

 

Российская Федерация и охрана прав человека


Конституция любого государства закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является, социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой связи его с государством — института гражданства. Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и т. д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином Российской Федерации, иностранцем или лицом без гражданства.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных, прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек, он является свободным существом, которое находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится.

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.

Только конституционные права и свободы направлены не на конкретного человека, а распространяются на всех людей, каким-либо образом имеющих отношение к определенному государству. Отраслевое законодательство обращается преимущественно к определенным данной отраслью лицам (например, трудовое законодательство закрепляет права работников в сфере труда, права работодателей и т. д.). Тем не менее все права и свободы человека в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции, где устанавливаются принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.

Характерной особенностью конституционных прав и свобод также является и то, что они равны и едины для всех без исключения. Так, возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству Российской Федерации, в связи с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

Согласно первой главе Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Данное положение является одним из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации.

Вторая глава Конституции РФ посвящена правам и свободам человека. В соответствии с ней человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Содержание данной главы Конституции РФ соответствует общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Кроме того, закреплено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Конституция признает права и свободы как основные, подтверждая их равноценность.

Следует отметить, что существуют права и свободы, которые исходя из смысла конституционных норм" не требуют для своего осуществления дополнительной законодательной регламентации. В частности, свобода мысли, свобода творчества, право на участие в культурной жизни и т. д. Другие права и свободы нуждаются в этом для более полной и гарантированной их реализации, что вытекает из характера самого права и свободы или прямого указания в Конституции на необходимость принятия закона. Например, норма ст. 30 Конституции РФ о праве на объединение реализуется в единстве с конкретизирующими ее Федеральными законами «Об общественных объединениях» 1995 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 1996 г., Трудовым кодексом РФ 2001 г. и др. Норма ст. 32 Конституции РФ об избирательных правах реализуется в единстве с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»; норма ст. 35 о праве на частную собственность - с Гражданским кодексом РФ 1995 г. и т. д.

Одним из принципов, на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод, является гарантированность как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности. Положения Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ст. 45-55), получают свое развитие в нормативных актах, принятых государственными органами.

Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом закреплен и конкретизирован в ст. 4 Уголовного кодекса РФ 1996 г. В ст. 2 этого же нормативно-правового акта указывается, что охрана прав и свобод человека и гражданина является одной из задач Уголовного кодекса РФ.

Конституционные гарантии права на свободу вероисповедания нашли свое отражение в ФЗ «О свободе совести и религиозных объединений* 1997 г.

Право работников на забастовку и другие права в области труда предусмотрены ст. 37 Конституции РФ и конкретизированы в Трудовом кодексе РФ.

Право на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции, конкретизировано в Законе «Об образовании» 1992 г.

Следует отметить, что в целом права и свободы человека и их защита, закрепленные в законодательстве Российской Федерации, отвечают современным реалиям и соответствуют международно-правовым нормам в этой области. Кроме того, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. в Российской Федерации введена новая должность — Уполномоченный по правам человека.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой РФ. При осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Местом постоянного нахождения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является г. Москва.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. При этом одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Он рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Согласно Федеральному закону по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе:

обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

По окончании календарного года Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ.

Следует отметить, что международное сообщество еще очень далеко от того, чтобы сформулированные в международных документах стандарты о правах и свободах человека стали реальностью повседневной жизни. Более того, вопросы прав человека все чаще политизируются, приносятся в жертву конъюнктурным соображениям и интересам.

Работа 60-й сессии Комиссии ООН по правам человека, которая состоялась осенью 2004 г. и проходила в обстановке повышенной конфронтации, в очередной раз обнажила факт использования прав человека в качестве рычага давления в международных отношениях. Развернувшаяся в последние годы кампания по поиску новых «штрафников» в области прав человека отнюдь не помогает выправить ситуацию, а, напротив, только ее усугубляет.

Российская Федерация твердо убеждена в том, что обсуждение вопросов прав человека должно служить сближению стран, вестись исключительно на равноправной и взаимоуважительной основе в строгом соответствии с Уставом ООН. Вместе с тем данная область международных отношений во многом характеризуется «двойными стандартами» и используется отдельными странами для удовлетворения своих политических амбиций.

К сожалению, сейчас права человека воспринимаются не как объединяющий, а скорее как разъединяющий фактор в мировых делах, провоцирующий конфронтацию и раскол цивилизаций. Это усугубляется настойчивыми попытками трактовать права человека исключительно с точки зрения индивидуализма и либеральных ценностей, в то время как здесь крайне важен должный учет исторических, культурных и религиозных особенностей конкретных стран и регионов, многообразия их политико-экономических систем.



Литература


1.                British International Law Cases. By Cleve Pazzy and Hopkins. J. A. Vol. 7. London, 1973.

2.                The Rights of the Child. International Instruments / Ed. by Maria Rita Saulle. N. Y., 1995.

3.                Бекяшев Д.К. Международно-правовое регулирование труда моряков и рыбаков. М., 2004.

4.                Бояре Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986.

5.                Гассер Х.П. Международное гуманитарное право. Введение. М., 1995.

6.                Гомьен Д. и др. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998.

7.                Губин В.Ф. Расовая дискриминация: реакционная сущность и международная противоправность. М., 1979.

8.                Гудвин-Гилл Г.С. Статус беженца в международном праве / пер. с англ. под ред. М.И. Левиной. М., 1997.

9.                Дмитриева Г.К. Международная защита прав женщин. Киев, 1985.

10.           Игнатенко Г.В. Международное гуманитарное право // Международное право: учеб. для вузов / отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 378-419

11.           Карташкин В.А. Международная защита прав человека. М., 1976.

12.           Карташкин В.А. Международная защита прав человека. М., 1976; Даниленко Г. М. Международная защита прав человека: вводный курс. М., 2000. С. 30.

13.           Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1985.

14.           Козирник Р. Международное гуманитарное право. Страсбург, 1988.

15.           Конвенции Совета Европы и Российская Федерация: ясборник документов. М., 2000.

16.           Кутафин О.Е. Российское гражданство. М., 2003.

17.           Матвеева Т.Д. Международные и национальные механизмы защиты прав человека. М., 1995.

18.           Матвеева Т.Д. Неправительственные организации в механизмах защиты прав человека. М., 1997.

19.           Мовчан А.П. Права человека и международные отношения. М., 1982.

20.           Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

21.           Островский Я.А. ООН и права человека. М., 1968.

22.           Потапов В.И. Беженцы и международное право. М., 1986.

23.           Права человека в России - международное измерение. М., 1995.

24.           Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990.

25.           Судебная защита прав и свобод граждан: Научно-методическое пособие. М., 1999.

26.           Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999.

27.           Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999.

28.           Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 1974.

29.           Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 1974.

30.           Шенгенские соглашения / сост., вступ. ст. С. Ю. Кашкина, А..О. Четверикова. М.,2000.

31.           Шинкарецкая Г.Г. Права человека в международном праве // Международное право: учеб. / отв. ред. Е. Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. М., 2003. С. 370-379.

32.           Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М., 1997.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты