Международное правовое регулирование сервиса на воздушном транспорте

ð    Страны, членство которых обеспечивает глобальное географическое представительство.

Деятельность ИКАО развивается в трех основных областях:

·                   технической,

·                   экономической,

·                   правовой.

В технической области эта деятельность осуществляется по линии разработки и принятия единых международных стандартов и рекомендаций, направленных на обеспечение наибольшего единообразия правил в области международной аэронавигации.

Одной из важнейших задач ИКАО является стандартизация - установление Международных стандартов, Рекомендуемой практики и процедур, охватывающих такие технические области авиации, как:

1. Выдача свидетельств персоналу [PEL] - Экипажам ВС, диспетчерам службы УВД персоналу службы технического обслуживания.

2. Правила полетов и УВД [RAC] - Выполнение полетов с визуальной ориентировкой и по приборам.

3. Метеорологическая служба - Службы обеспечения международных полетов.

4. Аэронавигационные карты [MAP] - Технические условия для международных карт.

5. Единицы измерения - Лазерные системы для воздушной и наземной эксплуатации.

6 Эксплуатация воздушных судов - Обеспечение максимального уровня безопасности при эксплуатации (выполнение международных воздушных сообщений (OPS).

7. Регистрация воздушного судна - Требования к регистрации и опознанию (национальная принадлежность ВС и регистрационные знаки (REG)

8. Летная годность ВС [AIR] - Единая форма выдачи сертификатов и инспекции.

9. Упрощение формальностей при оформлении пассажиров - Технические условия оформления прибытия в страну и отправления из страны воздушного судна, людей, грузов и т. д.

10. Электросвязь в авиации (Авиационная электросвязь) - Стандартизация оборудования, систем и процедур связи (авиационная связь и радиосредства для навигации [СОМ])

11. Службы воздушного движения - Управление воздушным движением, информация о полете, служба аварийного оповещения.

12. Поисково-спасательные работы (поиск и спасание [SAR]) - Организация и эксплуатация оборудования и служб.

13. Расследование авиационных происшествий - Единая форма оповещения, докладов и расследования происшествий.

14. Аэродромы - Технические условия на проектирование и эксплуатацию.

15. Навигационная информация - Методы сбора и распространения

16. Защита окружающей среды (авиационный шум) - Сертификация по шуму воздушного судна и выбросу газов от двигателей.

17. Служба безопасности (Авиационная безопасность [AVSEC]) - Система защиты от актов незаконного вмешательства.

18. Транспортировка опасных грузов (безопасная перевозка опасных грузов) - Маркировка, упаковка и перевозка опасных грузов.

Международные стандарты и рекомендуемая практика оформляются в виде Приложений к Конвенции и международной ГА (Чикагская конвенция 1944 г.), являющейся Уставом ИКАО.

Что такое «международный стандарт ИКАО»?

Стандарт - это любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается необходимым для обеспечения безопасности или регулярности международной аэронавигации, и которое будут соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции, в случае невозможности соблюдения Стандарта Совету ИКАО в обязательном порядке направляется уведомление в соответствии со Статьей 38 Конвенции.

ПОЯСНЕНИЕ: Если в каком-либо тексте ИКАО не указана конкретная Конвенция, под этим словом понимают основную конвенцию ИКАО - Чикагскую Конвенцию 1944 года, являющуюся базовым документом ИКАО.

Что такое «международная рекомендуемая практика»?

Рекомендуемая практика - это любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается желательным для обеспечения безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации и которое будут стремиться соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции.

Будучи принятым, стандарт подлежит соблюдению на территории каждого Договаривающегося государства ИКАО.

В связи с быстрым развитием авиационной техники стандарты постоянно пересматриваются и по мере необходимости изменяются. В ИКАО действует определенный механизм перевода положений из Рекомендуемой практики в Стандарт и пополнения Рекомендуемой практики новыми положениями.

Приложение 9 к Чикагской конвенции содержит следующие разделы: прибытие и вылет воздушных судов, прибытие и убытие пассажиров и их багажа, ввоз и вывоз грузов и других предметов; загрузка, следующая транзитом через территорию договаривающегося государства; средства и службы, предназначенные для обработки загрузки в международных аэропортах; посадка в немеждународных аэропортах; прочие положения по упрощению формальностей. Кроме того, в Приложении приведены рекомендованные ИКАО единые перевозочные документы, такие как: генеральная декларация, грузовая ведомость, карточка посадки/высадки, свидетельство члена экипажа, рекомендация Совета таможенного сотрудничества, стандартная форма торговых документов ООН. Таким образом, целью Приложения 9 является стандартизация и унификация процедур и документов, применяемых государствами при международных перевозках. Однако государства далеко не всегда следуют этим стандартам и рекомендациям ИКАО, соблюдая свои национальные интересы. Стандарты и рекомендации ИКАО по упрощению формальностей на практике неизбежно выливаются в две формы: I) «негативная» форма, когда государства не устанавливают национальных требований свыше определенного максимума в отношении документации, ограничения свободы передвижения и. т. д.; 2) «позитивная» форма, когда государства предоставляют определенный минимум средств для удобства пассажиров, для транзитных перевозок и т. д. Когда речь идет о «негативном» положении, предполагается, что государства по возможности устанавливают требования ниже максимального уровня, оговоренного в стандартах и рекомендациях ИКАО. Когда речь идет о «позитивном» положении, предполагается, что государства по возможности предоставляют больший объем средств по сравнению с минимумом, установленным ИКАО. В этой связи в соответствии со статьей 38 конвенции договаривающимся государствам предлагается сообщать в ИКАО обо всех имеющихся расхождениях между их национальными правилами и процедурами и международными стандартами, содержащимися в Приложении 9. Кроме того, государства должны публиковать в изданиях по аэронавигационной информации различия между национальными правилами и практикой и соответствующими стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО.

Деятельность ИКАО в экономической области осуществляется, главным образом, по линии сбора статистических данных о перевозках, их объеме, а также разработке мер по упрощению и сокращению времени на выполнение административных формальностей при международных воздушных перевозках заключается во внесении поправок к Чикагской конвенции, разработке новых конвенций по международному воздушному праву, анализе судебных решений государств, арбитраже и т.п.

В рамках ИКАО в декабре 1970 г. в Гааге была проведена международная дипломатическая конференция, на которой рассматривались вопросы безопасности воздушного движения, связанные с участившимися случаями попыток захвата и угона ВС. На конференции была выработана Конвенция о борьбе с незаконным захватом ВС, основная цель которой - обеспечить неотвратимость наказания лиц, виновных в незаконном захвате ВС.

Международные воздушные сообщения, как регулярные, так и нерегулярные осуществляются в целях перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты за плату, т.е. носят коммерческий характер.

В сентябре — октябре 2001 г. в Монреале (штаб-квартире ICAO) состоялась

очередная, 33-я Ассамблея ICAO, призвавшая разработать глобальную стратегию повышения безопасности полетов и авиационной безопасности в международной гражданской авиации в связи с трагическими событиями 11 сентября в США. На Ассамблее было решено с 2004 г.: 1) расширить Универсальную программу проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов; 2) создать Международный механизм финансирования в целях безопасности полетов; 3) укрепить Программу технического сотрудничества ICAO; 4) разработать принципы международного механизма в области авиационного страхования от военных рисков. Помимо этого, Ассамблея приняла резолюцию, обусловленную тем, что в последнее время увеличилось количество серьезных инцидентов, совершаемых недисциплинированными пассажирами на борту гражданских воздушных судов. Согласно этой резолюции, всем государствам предлагается принять соответствующие законы и положения, позволяющие преследовать нарушителей в судебном порядке, где бы ни было совершено правонарушение.

В области экологической безопасности Ассамблея одобрила решение Совета ICAO принять новый, более жесткий, стандарт для снижения шума. Этот стандарт был введен в действие с I января 2006 г. в отношении вновь конструируемых воздушных судов.

В вопросах аэронавигации была достигнута договоренность о введении с 1 февраля 2002 г. новой структуры авиамаршрутов через Северный Полюс, что позволяет существенно сократить дальность полетов, связывающих Европу и Северную Америку с Центральной и Юго-Восточной Азией; снизить полетное время; составить более удобное расписание полетов; снизить экологический ущерб окружающей среде и принести экономическую выгоду пассажирам и авиакомпаниям.

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) является международной отраслевой организацией регулярных авиакомпаний, обеспечивающих более 95% мировых регулярных международных авиаперевозок под флагами более чем 130 независимых государств, объединяющая в настоящее время 272 авиакомпании. Из отечественных авиакомпаний членами IATA на настоящий момент являются «Аэрофлот», «Пулково», «Сибирь», «Трансаэро», «Волга — Днепр», «Самара» и «Юте-Эйр»

ИАТА (IATA - International air transport association) - крупнейшая неправительственная международная ассоциация воздушных перевозчиков (biggest поп governmental organisation) была организована в 1945 году в Гаване. ИАТА размешается в Монреале (Канада), второй офис ИАТА находится в Женеве (IATA is located in Montreal, second office in Geneva).

Членство в ИАТА делится на активное и ассоциированное.

Активный член ИАТА - авиакомпания, выполняющая регулярные международные полеты, оплачивающая членские взносы придерживающиеся правил ИАТА.

Ассоциированный член ИАТА - авиакомпания, выполняющая регулярные внутренние перевозки.

Основные задачи ИАТА (main tasks):

- развивать безопасные, регулярные и экономичные воздушные перевозки,

- способствовать воздушной коммерции (разработка процедур продажи ВП (work out procedures air carriage sale));

- обеспечивать взаимодействие (interaction) авиакомпании, связанных с МВП;

- подготовка персонала;

- регистрация агентов, которых перевозчик уполномочил продавать воздушные перевозки;

- разработка авиационных тарифов;

- разработка рекомендации по обслуживанию пассажиров (recommendation for passenger service);

- решение коммерческих проблем между авиакомпаниями (commercial problems between airlines);

- разработка систем розыска багажа (baggage handling system), например, типа "World Тгасег" и др.

- разработка и издание (work out and issue) тарифных справочников (tariff books);

APT (airline passenger tariff), в котором указаны основные правила и правила перевозчика (carrier's special regulations)

TACT (the air cargo tariff) справочник по грузовым тарифам;

Решения и документы ИАТА носят рекомендательный характер для государств и авиакомпаний - членов ИАТА.

ИАТА значительное место в своей деятельности отводит организации обслуживания международных перевозок. Эта деятельность направлена на то, чтобы помочь авиакомпаниям минимизировать расходы и максимизировать обслуживание клиентуры с помощью разработки и воплощения стандартов обслуживания пассажиров и клиентуры, а также процедур обслуживания в аэропортах. Информация об этих стандартах распространяется в более чем 50 публикациях ИАТА, а также с помощью сети компьютеров. Эти стандарты ИАТА используются во всем мире, как персоналом авиакомпаний, так и обслуживающими агентами и другим персоналом, участвующим в воздушном транспорте.

IATA оказывает помощь авиакомпаниям, туристической индустрии и организациям-партнерам в повышении рентабельности их работы и улучшении качества обслуживания пассажирских и грузовых перевозок.

В финансовой области службы IATA предоставляют:

-                     услуги по эффективному проведению в кратчайшие сроки платежей по взаимным обязательствам авиакомпаний;

-                     возможность производить взаиморасчеты посредством мировой информационной сети Интернет в ежедневном, еженедельном или ежемесячном режимах;

-                     авиакомпаниям централизованно управлять денежными потоками и выручкой из различных стран мира, конвертировать и выполнять перевод денежных средств.

IATA проводит активную политику, направленную на снижение всевозможных аэронавигационных и аэропортовых сборов. взимаемых с участников воздушного движения (так, благодаря лоббистским усилиям IATA удалось на 7,5 % снизить сборы за посадку и стоянку воздушных судов в новом афинском аэропорту Спарта); содействует тому, чтобы взимаемые в виде сборов средства использовались для развития авиационной инфраструктуры.

В центре внимания IATA находятся вопросы, связанные со снабжением подвижного состава топливом, так как доля затрат на топливо составляет в среднем 15 % эксплуатационных расходов авиакомпаний.

В связи с этим Ассоциация рассматривает следующие вопросы: 1) проводит совещания с поставщиками топлива для улучшения взаимопонимания; 2) разрабатывает правила и стандарты, связанные с закупками топлива; 3) осуществляет контроль за всеми аспектами снабжения топливом и т.д.

В области реализации услуг IATA является законодательным органом по всем вопросам, связанным с разработкой тарифов на международные пассажирские перевозки; устанавливает правила регистрации пассажиров, порядок бронирования мест, обработки, оформления и выдачи багажа; устанавливает стандарты обслуживания пассажиров в полете, включая требования к организации работы бортпроводников и их подготовке, требования к обеспечению питанием в полете, к оборудованию и к организации медицинской помощи на борту.

IATA разрабатывает процедуры аэропортового обслуживания пассажиров и багажа; проводит конференции по координации расписания авиакомпаний и проблемам загруженности аэропортов; предоставляет возможность коллективного обсуждения авиакомпаниями соответствующих правил и процедур.

IATA предоставляет консультационные услуги по вопросам воздушных перевозок; занимается информационной деятельностью — публикует тарифы на международные рейсы, издает руководство TIM (Travel Informational Manual), в котором содержатся требования к документации, сопровождающей воздушные перевозки, санитарные и таможенные правила и другую необходимую документацию (всего свыше 360 специфических для отрасли воздушного транспорта изданий).

При IATA создан Институт профессиональной подготовки и повышения квалификации работников воздушного транспорта, предлагающий полный комплекс учебно-тренировочных программ и методик для обучения и повышения квалификации работников ведомств гражданской авиации, персонала авиакомпаний и аэропортов, организаций, занятых в сфере грузовых перевозок, а также работников туристского сектора.

Важной сферой деятельности IATA является работа, направленная на обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности. Для этого ею разрабатываются и вводятся в действие новые требования к эксплуатационной деятельности авиакомпаний и к авиационному оборудованию, нацеленные на повышение безопасности полетов; ежегодно публикуются отчеты о состоянии безопасности полетов турбореактивных и турбовинтовых самолетов; проводятся семинары и конференции по проблемам безопасности полетов и роли человеческого фактора; разрабатывается система безопасности, при которой осуществляется однократная проверка пассажиров, что облегчает прохождение пассажиром формальностей в аэропорту, и т.д.

Помимо этого IATA разрабатывает и внедряет в практику стратегические программы развития отрасли с учетом проблемы защиты окружающей среды; защищает юридические интересы авиакомпаний; предоставляет услуги в сфере грузовых перевозок; взаимодействует с правительственными и международными организациями; поддерживает связь со средствами массовой информации, разъясняя позицию своей отрасли по различным вопросам.

Кроме международных структур, регулирующих деятельность воздушного транспорта, существует ряд региональных межправительственных организаций, занимающихся вопросами развития гражданской авиации.


К их числу относятся:

Основные региональные организации ГА.

• Европейская конференция ГА (ЕСАС - ЕКГА).

• Ассоциация эксплуатантов аэропортов (АОА).

• Единая европейская авиационная администрация (JAA).

• Европейская ассоциация региональных авиакомпаний (ERA).

• Конференция генеральных директоров ГА (ГДГА).

• Ассоциация европейских авиалиний (АЕА) - Брюссель, Бельгия.

• Авиатранспортная ассоциация Америки (АТА) Вашингтон, США.

• Ассоциация африканских авиалиний (AFRAA) - Найроби, Кения.

• Организация арабских авиаперевозчиков (ААСО) - Бейрут, Ливан.

• Ассоциация Южно - Тихоокеанских авиалиний (ASPA) - Сува, Фиджи.

• Международная авиатранспортная ассоциация Латинской Америки (AITAL) - Богота, Колумбия.


Целью всех этих объединений является решение задач, связанных с повышением безопасности полетов в своих регионах, с координацией авиационной деятельности соответствующих государств, совершенствованием системы контроля воздушной навигации в регионах. Так, например, осенью 2001 г. Европейская организация по безопасности аэронавигации сообщила о своей новой программе «Воздушное пространство свободных маршрутов», которую она планирует ввести в действие в недалеком будущем. Смысл этой программы состоит в том, что в небе над Западной Европой не будет воздушных коридоров и что самолеты авиакомпаний, попав в зону «открытого неба», смогут двигаться к аэропорту назначения не по строго определенному маршруту (как это принято сейчас), а по кратчайшему. По расчетам специалистов, это значительно повысит интенсивность использования воздушного пространства, сэкономит авиаперевозчикам около 60 млн евро в год, а также облегчит работу диспетчеров УВД.

Использование международных аэропортов малыми авиакомпаниями и потребность облегчить доставку и передачу пассажиров в сферу деятельности крупных авиакомпаний вызывает настоятельную необходимость малых авиакомпаний в достижении тех же самых стандартов обеспечения АБ, выполняемых крупными авиакомпаниями.

Разработка мер, удовлетворяющих требования АБ без применения недопустимых ограничений и значительных расходов дешевых малых авиакомпаний, является одной из проблем, решаемых региональными ассоциациями авиакомпаний.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты