В декабре 1979 г. Генеральная Ассамблея приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который состоит из восьми основных статей, содержащих положения о служебных обязанностей лиц по поддержанию правопорядка; необходимости защиты прав человека; применении силы; использовании конфиденциальной информации; запрещении пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания; необходимости охраны здоровья лиц, содержащихся под стражей; коррупции и соблюдении закона и Кодекса. По сути, Кодекс является основным критерием оценки международным сообществом поведения сотрудников пенитенциарной системы[55].
Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка были приняты Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который состоялся в 1990 г. Принципы исходят из того, что поддержание правопорядка часто носит опасный характер, отмечают, что угроза жизни или безопасности должностных лиц по поддержанию правопорядка является угрозой стабильности общества в целом. В то же время они устанавливают жесткие правила применения силы и огнестрельного оружия. В Принципах подчеркивается, что применение силы допустимо только в случае абсолютной необходимости и лишь в той мере, в какой это требуется для выполнения законных функций по поддержанию правопорядка. Принципы обеспечивают точный баланс между обязанностями должностных лиц по поддержанию общественного порядка и их обязанностью защищать право человека на жизнь, свободу и безопасность.
Согласно нормам международного права, государства несут конечную ответственность за поддержание и обеспечение мира и безопасности на своих территориях, с тем чтобы граждане могли беспрепятственно пользоваться всеми правами человека. Существуют две точки зрения на роль государства по отношению к своим подданным. Первая модель строится на идее государства, обладающего силой и авторитетом в части способности обеспечивать безопасность граждан на своей территории. Считается, что государство наилучшим образом представляет и защищает интересы общественности. При этом должностные лица выполняют поручения государства беспристрастно и профессионально, независимо от того, какой государственный орган они представляют. Наиболее примечательным примером этой модели является Франция, однако ту же позицию склонны разделять и другие страны континентальной Европы. В частности, российская судебная система по своему устройству сродни наполеоновской модели. Вторую (англосаксонскую) модель отличает отношение к государственному ведению вопросами безопасности. Роль государства в обеспечении безопасности приравнивается к роли прочих негосударственных субъектов. Должностные лица взаимодействуют с населением и должны представлять его состав, таким образом гарантируя соблюдение его интересов в ходе своей деятельности. Данная модель действует в Соединённом Королевстве и США, а также во многих государствах, на которые эти страны оказали влияние
Все государства создают различные учреждения и ведомства с целью поддержания порядка и обеспечения безопасности. Они составляют систему органов безопасности и юстиции. Задачи, структура и полномочия большинства таких органов, или даже всех, определяются положениями законодательства. Их деятельность и порядок работы регулируются законами, правилами и нормами, а также общегосударственной и местной политикой и кодексами рабочих процедур.
Сфера безопасности объединяет все органы, участвующие в законном обеспечении безопасности, в том числе полицию, подразделения особого назначения, вооружённые силы, военную полицию, разведслужбы и частные охранные предприятия. Следует отметить, что существуют и «вспомогательные службы», например социальные работники, школы, жилищные кооперативы и т.п., которые также участвуют в поддержании порядка. Полиция - лишь один из многих государственных органов, отвечающих за поддержание порядка. Когда речь идёт о восстановлении общественного порядка, следует помнить об ограниченной ответственности полиции ввиду ограниченности её подготовки и оснащения для этих целей.
Полиция представляет собой государственную структуру, которая подчиняется органам государственной власти и действует в пределах государственного суверенитета
К международным документам, содержащим стандарты поведения должностных лиц по наведению правопорядка (или сведения о нормах правопорядка) относятся: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин; Конвенция по правам ребенка и многие другие.
Данные документы носят обобщенный характер и знание о них безусловно необходимо сотрудникам правопорядка. Однако наибольшее практическое применение заслуживают Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, где содержатся точные сведения, что можно и что нельзя делать должностным лицам в процессе поддержания правопорядка.
Список использованной литературы
1. Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН о принятии Кодекса поведения от 17 декабря1979 года// СПС «Консультант»
2. Резолюция 1989/61 Экономического и социального совета от 24 мая 1989 г., утверждённая Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 44/162 от 16 декабря 1989 г.// СПС «Консультант»
3. Европейский кодекс полицейской этики. Комментарий к определению сферы применения Кодекса. – М., 2009 – 284 с.
4. Исаев И.А. Топос и номос. Пространства правопорядков – М., 2008 – 184 с.
5. Калугин В.Ю., Акулов Д.В. Пресечение нарушений в механизме имплементации международного гуманитарного права – М., 2008 – 394 с.
6. Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. – М., 2008 – 649 с.
7. Кикоть В.Я. Правопорядок. Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. – М., 2009 – 384 с
8. Комаров С.А. Основы государства и права: Система права: Механизмы защиты прав человека: Законность и правопорядок – М., 2009 – 384 с.
9. Котляров И.И., Маилян С.С., Грицаев С.А., Гусарова Т.Б. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с.
10. Ледях И.А. Международное гуманитарное право и защита прав человека. – М., 2009 – 385 с.
11. Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с.
12. Тиунов О. И. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с.
13. Das, DilipK., 2007, "Challenges of policing democracies: a world perspective"
14. Measuring progress toward safety and justice: A global guide to the design of performance indicators across the justice sector, Vera, 2003
15. Stone, C. and J. Miller, M. Thornton and J. Trone, 2005, Supporting security, justice and development: lessons for a new era.
[1] Эту идею поддерживают многие организации, финансирующие реформы и программы помощи полиции (милиции). См., например: Stone, C. and J. Miller, M. Thornton and J. Trone, 2005, Supporting security, justice and development: lessons for a new era. Документ обобщает опыт программ, реализованных в семи странах при британском финансировании и направленных на реформирование деятельности полиции (милиции) и судебно-правовой системы.
[2] Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН о принятии Кодекса поведения от17декабря1979г.
[3] Кикоть В.Я. Правопорядок. Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. – М., 2009 – 384 с. – 48 с.
[4] Stone, C. and J. Miller, M. Thornton and J. Trone, 2005, Supporting security, justice and development: lessons for a new era. – с. 31
[5] Резолюция 1989/61 Экономического и социального совета от 24 мая 1989 г., утверждённая Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 44/162 от 16 декабря 1989 г.
[6] Комаров С.А. "Основы государства и права: Система права: Механизмы защиты прав человека: Законность и правопорядок – М., 2009 – 384 с. – с. 28
[7] Ледях И.А. Международное гуманитарное право и защита прав человека. – М., 2009 – 385 с. – с. 164
[8] Европейский кодекс полицейской этики. Комментарий к определению сферы применения Кодекса. – М., 2009 – 284 с. – с. 175
[9] Там же. – с. 179
[10] Исаев И.А. Топос и номос. Пространства правопорядков – М., 2008 – 184 с. – с. 29
[11] См., например: Rover, C. de, 1998, To serve or to protect; Crawshaw, R., e.a., 1998, Human rights and policing. Standards for good behavior and a strategy for change; Европейский кодекс полицейской этики.
[12] Кикоть В.Я. Правопорядок. Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. – М., 2009 – 384 с – с. 93
[13] Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с. – с. 94
[14] Впервые в английском языке слово зафиксировано в 1530 году как синоним слова «политика», то есть гражданское управление. До середины XIX века слово «полиция (милиция)» имело два значения - «гражданское управление» и заимствованное из французского «управление общественным порядком». Этимологический словарь. – М., 2007 – 492 с.
[15] См., например, Cachet, A., 1990, Politie en sociale controle.
[16] Комаров С.А. "Основы государства и права: Система права: Механизмы защиты прав человека: Законность и правопорядок – М., 2009 – 384 с.
[17] Калугин В.Ю., Акулов Д.В. Пресечение нарушений в механизме имплементации международного гуманитарного права – М., 2008 – 394 с. – с. 176
[18] Тиунов О. И. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с. – с. 183
[19] Кикоть В.Я. Правопорядок. Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. – М., 2009 – 384 с. – с. 118
[20] Stone, C. and J. Miller, M. Thornton and J. Trone, 2005, Supporting security, justice and development: lessons for a new era. – с. 38
[21] Калугин В.Ю., Акулов Д.В. Пресечение нарушений в механизме имплементации международного гуманитарного права – М., 2008 – 394 с. – с. 137
[22] До настоящего времени регистрация преступлений по большей части упоминалась в международных стандартах в области прав человека (а также в документах AI) в связи с насилием в отношении женщин и дискриминацией, нежели как способ, позволяющий отслеживать общую ситуацию с безопасностью как таковой.
[23] Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. – М., 2008 – 649 с. – с. 205
[24] Институт юстиции Vera, 2003, Measuring progress toward safety and justice: A global guide to the design of performance indicators across the justice sector.
[25] Ледях И.А. Международное гуманитарное право и защита прав человека. – М., 2009 – 385 с. – с. 95
[26] Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи о принятии Кодекса поведения ООН, 17 декабря 1979 г.
[27] Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с. – с. С. 93
[28] Тиунов О. И. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с. – с. 128
[29] Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с – с. 118
[30] Vera, 2003, Measuring progress toward safety and justice: A global guide to the design of performance indicators across the justice sector – с. 294
[31] Das, DilipK., 2007, "Challenges of policing democracies: a world perspective", с 628.
[32] Ferret, J., 2004, "The State, policing and old continental Europe: managing the local/national tension". – с. 46
[33] Там же, с. 50.
[34] Исаев И.А. Топос и номос. Пространства правопорядков – М., 2008 – 184 с.
[35] Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. – М., 2008 – 649 с. – с. 297
[36] Vera, 2003, Measuring progress toward safety and justice: A global guide to the design of performance indicators across the justice sector
[37] Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с.
[38] Кикоть В.Я. Правопорядок. Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. – М., 2009 – 384 с – с. 264
[39] Комаров С.А. "Основы государства и права: Система права: Механизмы защиты прав человека: Законность и правопорядок – М., 2009 – 384 с.
[40] Das, DilipK., 2007, "Challenges of policing democracies: a world perspective", с 738
[41] КЛДЖ, Общая рекомендация № 19, параграф 9.
[42] Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. – М., 2008 – 649 с.
[43] Котляров И.И., Маилян С.С., Грицаев С.А., Гусарова Т.Б. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с. – с. 164
[44] Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН о принятии Кодекса поведения, 17 декабря 1979 г.
[45] Das, DilipK., 2007, "Challenges of policing democracies: a world perspective", с 628.
[46] Согласно Руководящим принципам для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: «Всем должностным лицам по поддержанию правопорядка предоставляется надлежащее вознаграждение и обеспечиваются надлежащие условия работы».
[47] Статья 11, пункт 2 Европейской конвенции и статья 16, пункт 3 Американской конвенции о правах человека отражают аналогичные принципы.
[48] Котляров И.И., Маилян С.С., Грицаев С.А., Гусарова Т.Б. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с.
[49] Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. – М., 2008 – 649 с.
[50] Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с.
[51] Комаров С.А. "Основы государства и права: Система права: Механизмы защиты прав человека: Законность и правопорядок – М., 2009 – 384 с.
[52] Исаев И.А. Топос и номос. Пространства правопорядков – М., 2008 – 184 с.
[53] Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с.
[54] Котляров И.И., Маилян С.С., Грицаев С.А., Гусарова Т.Б. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с.
[55] Das, DilipK., 2007, "Challenges of policing democracies: a world perspective"