В условиях острого дефицита времени президент России Дмитрий Медведев принял единственно верное решение о вводе российских войск на территорию Южной Осетии с целью прекращения агрессивных действий грузинской стороны. Огромный резонанс (не только в самой России и на Кавказе, но и во всём мире) на это решение был вполне прогнозируемым. Важно, что российское руководство в целом было готово после завершения острой фазы конфликта к закреплению политическими мерами результатов использования военной силы. В условиях жёсткой и осуждающей риторики, звучавшей со стороны политических деятелей ряда государств, президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр страны Владимир Путин чётко заявили мировому сообществу о позиции нашей страны и о решимости защитить национальные интересы, оставаясь при этом строго в рамках международного права.
Данные решения положительно отразились и на консолидации российского общества, повысили авторитет президента России Дмитрия Медведева, показавшего всем россиянам, что он способен к решительным шагам по защите национальных интересов страны.
Вместе с тем профессор Академии экономической безопасности МВД России Александр Селиванов полагает, что российское руководство в августовских событиях прошлого года руководствовалось не столько патриотизмом и защитой национальных интересов России, сколько сугубо прагматичными кланово-олигархическими интересами - необходимостью обеспечить контроль над территориями газонефтяных транспортных артерий в угоду приближённых к Кремлю сырьевых олигархов и финансово-промышленных групп. Однако подобные оценки, на мой взгляд, являются излишне политизированными и недостаточно выверенными.
Августовские события прошлого года на Южном Кавказе и последующие за ним манёвры основных мировых игроков показали, что в настоящее время в условиях глобализации всех сторон жизни человеческой цивилизации назрела необходимость выработки здравого, рационального подхода к выстраиванию отношений с Западом с учётом усиливающейся международной конкуренции. Этот подход должен быть лишён как идеализма, так и изоляционистских настроений, основан на балансе интересов всех партнёров России.
Объективно же Грузия становится сосредоточением геополитических, геоэкономических и военно-стратегических интересов мировых центров силы. И сегодня стоит вопрос о том, станет ли она "центром мира" или "центром войны". Во многом это будет зависеть и от руководства, и от народа Грузии.
В целом монография "Вооруженный конфликт в Южной Осетии и его последствия" является во многом пилотажным проектом. Именно поэтому составители и авторы не претендуют на всеохватывающий, исчерпывающий и строго структурированный анализ самого югоосетинского конфликта и связанных с ним последующих событий.
В предисловии генерал армии, доктор военных наук В.Н. Лобов справедливо указывает на недостаток в издании здоровой конструктивной критики некоторых военных особенностей операции. Речь идёт об оснащении российских войск современным высокотехнологичным вооружением, недостатками в управлении войсками и т.д. Генерал Лобов правомерно указывает и на необходимость корректного обращения с термином "война".
За рамками исследования остались важные вопросы, связанные с оценкой морально-волевых качеств российских и грузинских военнослужащих, участвовавших в конфликте. В частности, представляет интерес метаморфоза, произошедшая с участвовавшей в вооружённом конфликте грузинской армией: технически очень хорошо оснащённая, с первоначально высоким боевым духом она уже на исходе третьего-четвёртого дня боевых действий оказалась деморализованной (за исключением подразделений спецназа и части артиллерии), не смогла восстановить свою боеспособность за счёт призыва новых частей резервистов. Важнейшим именно военным итогом боевых действий стало очередное подтверждение вечного тезиса Клаузевица о том, что любой первоначальный успех в войне бесполезен, если нет её политической составляющей. Истинные причины поражения грузинской армии в "пятидневной войне" лежат не в чисто военной сфере, а связаны в первую очередь с чисто политическими причинами. То, что фактор быстрого и открытого вовлечения российской армии в боевые действия в Южной Осетии не рассматривался всерьёз властями Грузии (это признал и заместитель министра обороны Грузии Бато Кутелия в одном из интервью), стало одним из факторов, предопределивших успех военной операции российских войск и югоосетинекого ополчения.
В связи с этим примечательно нетипичное для западных аналитиков высказывание журналиста британской прессы Майкла Биньона. Он полагает, что "в ситуации на Кавказе Россия продемонстрировала блестящую игру в шахматы, объявив своим противникам шах и мат. Не один Саакашвили посчитал, что прикрытие в виде Олимпиады сработает. Кремль. был в курсе, что. американская армия полностью поглощена проблемами в Ираке и Афганистане. Начиная с этого момента, Россия не сделала ни одного неверного хода. Что бы ни сказал Буш, за пять дней Россия успешно отразила неудачную вылазку своего прозападного оппонента и продемонстрировала бессилие Запада и его двойные стандарты в отношении национального суверенитета. Атака была короткой, резкой и смертоносной - достаточной, чтобы заставить грузин бежать в унизительной панике под объективами камер, но и не столь разрушительной, чтобы мир содрогнулся от возмущения. Выбор времени для прекращения огня был тоже идеален: всего за несколько часов до того, как президент Саркози мог бы озвучить возмущение Запада. Таким образом, Москва дала понять, что инициатива остаётся за ней. И, несмотря на периодические нарушения условий перемирия обеими сторонами, России удалось отклонить обвинения Грузии, что это война на уничтожение".
Из событий августа 2008 года на Южном Кавказе политическое и военное руководство России должно вынести серьёзные уроки.
Важно подчеркнуть, что под воздействием глобализационных процессов опасности и угрозы национальной безопасности России носят всё более "синергетический" характер. Адекватный ответ на них должен быть не менее комплексным. Вся история человечества свидетельствует: в большей безопасности находится не тот, кто располагает большим объёмом ресурсов, а тот, кто сможет более системно их задействовать для решения своих задач, перейти от т. н. "жёсткого" к "адаптивному" управлению, в том числе, на основе развития социальных систем и сетей. Проблема возникновения и функционирования социальных сетей, их роль в современном государстве и обществе требует отдельных глубоких научных исследований, поскольку к ним относятся как конструктивные (составляющие здоровую основу любого гражданского общества), так и деструктивные (террористические и экстремистские организации, преступные сообщества и т.д.) структуры. Необходимо признать, что многие внутренние и внешние угрозы для России возникают как результат неэффективной системы управления: нарушений законности, несоблюдения обязательств, неумения устанавливать оптимальный баланс интересов, использовать опыт разрешения противоречий и конфликтов.
Подписанная президентом Дмитрием Медведевым (Указ от 12 мая 2009 г. №537) [9] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года по-прежнему рассматривает обеспечение национальной безопасности, прежде всего, как борьбу с конкретными опасностями, следствием чего является поддержание неизменным существующего состояния объектов защиты, вместо того чтобы задействовать скрытый потенциал их развития на основе самоутверждения природы самих этих объектов. Остаётся надеяться, что кавказский опыт будет учтён при разработке новой российской Военной доктрины.
Заключение
Таким образом, международный вооруженный конфликт представляет собой вооруженное столкновение между государствами либо между национально-освободительным движением и метрополией, т.е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства.
Как юридическое понятие "международный вооруженный конфликт" впервые упоминается в Женевских конвенциях 1949 г.
Ярким примером международного вооруженного конфликта является конфликт в Южной Осетии 2008 года. Кавказ представляет собой наиболее динамичный с точки зрения происходящих там важных событий регион постсоветского пространства, сосредоточение международных противоречий и угроз международной безопасности.
Впервые за постсоветскую историю Россия осуществила полномасштабное применение своих вооружённых сил для защиты своих национальных интересов, вступив в прямое вооружённое противоборство с другим государством.
Эти события явились логическим продолжением политики, которую проводил Запад при разрешении конфликта в Косово, призывавшего нас рассматривать применённый там силовой сценарий как исключительный. Именно тогда Россия решительно выступила за недопустимость использования военной силы при реализации принципа наций на самоопределение.
Но всё же, вооружённый конфликт в Южной Осетии показал настоятельную необходимость реформирования военных структур России, в том числе создание подразделений, специализирующихся на информационном противоборстве с противником.
Из событий августа 2008 года на Южном Кавказе политическое и военное руководство России должно вынести серьёзные уроки.
Важно подчеркнуть, что под воздействием глобализационных процессов опасности и угрозы национальной безопасности России носят всё более "синергетический" характер.
Вся история человечества свидетельствует: в большей безопасности находится не тот, кто располагает большим объёмом ресурсов, а тот, кто сможет более системно их задействовать для решения своих задач, перейти от т. н. "жёсткого" к "адаптивному" управлению, в том числе, на основе развития социальных систем и сетей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в России необходимо совершенствовать эффективность системы управления различными структурами и безопасности, чтобы избежать как внешних, так и внутренних угроз.
Библиография
Нормативные акты:
1. Женевские конвенции о защите жертв войны (приняты в 1949 г.) // Международные документы. - М., 1989.
2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. - 2009. - № 20. - Ст.2444.
3. Литература общего содержания
4. Международное право: Учеб. для студентов вузов / Под ред.А. А. Ковалева, С.В. Черничснко. - 2-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2007.
5. Сорокина А.В. Международное право: Учеб. для вузов. - СПб: Питер, 2005.
Периодические издания:
6. Воронов К. Северная Европа после кавказского кризиса: безопасность и отношения с Россией // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 5. - C.54.
7. Ознобищева Г. Международная безопасность после кавказского кризиса // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 4. - C.8.
8. Петров В. Научный анализ вооруженного конфликта в Южной Осетии и его последствия // Безопасность Евразии. - 2009. - № 3. - С.454-455.
9. Прохоров П. Двигаться дальше // Эксперт Северо-Запад. - 2008. - № 37. - С.22.
10. Федулова Н. Конфликтогенные зоны ближнего зарубежья: угроза интересам России // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 2. - C.80.
[1] Сорокина А.В. Международное право: Учеб. для вузов.- СПб: Питер, 2005.- С. 56.
[2] Международное право: Учеб. для студентов вузов / Под ред. А. А. Ковалева, С. В. Черничснко.- 2-е изд., стер.- Москва: Омега-Л, 2007.- С. 788.
[3] Женевские конвенции о защите жертв войны (приняты в 1949 г.) // Международные документы.- М., 1989.
[4] Воронов К. Северная Европа после кавказского кризиса: безопасность и отношения с Россией // Мировая экономика и международные отношения.- 2009.- № 5.- C.54.
[5] Федулова Н. Конфликтогенные зоны ближнего зарубежья: угроза интересам России // Мировая экономика и международные отношения.- 2010.-№ 2.- C. 80.
[6] Петров В. Научный анализ вооруженного конфликта в Южной Осетии и его последствия // Безопасность Евразии.- 2009.- № 3.- С. 454-455.
[7] Прохоров П. Двигаться дальше // Эксперт Северо-Запад.- 2008.- № 37.- С. 22.
[8] Ознобищева Г. Международная безопасность после кавказского кризиса // Мировая экономика и международные отношения.- 2009.- № 4.- C. 8.
[9] Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ.- 2009.- № 20.- Ст. 2444.